Две войны в романе

ВОЙНА 1805 ГОДА КАК ПРЯМОЕ ВЫРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФИИ АВТОРА.

ИДЕЯ РОЕВОГО НАЧАЛА В ИЗОБРАЖЕНИИ ВОЕННЫХ СОБЫТИЙ.

1.Ситуация войны 1805 года как момент крайнего разъединения. Отсутствие цели, единого духа войска как основная причина разъединения армии: (том1, ч.2)

а) смотр войск в Браунау (гл.1-2);

б) «военные трутни» (Жерков, Несвицкий…). Обратить внимание на князя Андрея здесь;

(гл.3)

в)первая боевая сцена. Эскадрон Ростова на Энском мосту. (гл.6-8)

(полковник Богданыч – «маленький Наполеон»:)

-Вот вам и реляция будет, - сказал Жерков, - глядишь, и меня в подпоручики произведут.

-Доложите кнезу, что я мост зажигал, - сказал полковник торжественно и весело.

-А коли про потерю спросят?

-Пустячок! – пробасил полковник, - два гусара ранено, и один наповал,- сказал он с видимой радостью, не в силах удержаться от счастливой улыбки, звучно отрубая красивое слово наповал. (стр.189) Параллель – переправа Наполеона через Неман.(будет позже – том 3, часть1, гл2, стр.12-13 «…стал ходить с ним взад и вперед по берегу, отдавая ему приказания и изредка недовольно взглядывая на тонувших улан, развлекавших его внимание….Человек сорок улан потонуло в реке…»)

Как строится сцена: природа – люди, которым до войны нет никакого дела, - философия (начало8й) – бой – природа.

2. Шенграбенское сражение. В чем причина победы русских войск. Кто же настоящие герои.

Ну, князь, прощай,- сказал он (Кутузов) Багратиону.- Благословляю тебя на великий подвиг. Стр.214

- сначала проговорить про Андрея, особенно гл12, со стр. 205 по 214.

- общая схема (нарисовать). Гл.14, стр.215;

- планы и люди (15);

- единство всех участников боя;

- Багратион и естественный ход событий; (230-231)

- князь Андрей(218, 227, 245, 251-52)

- Николай Ростов гл17, стр.238

- батарея капитана Тушина(семья, «дядя», «Матвеевна») гл.15, 16,17, 20, 21.

(219, 224-226, 229!, 242, 245-46, 251)

- рота Тимохина (стр.241) и действия Долохова(везде и всегда думает только о себе, а значит приносит боль и беду)

- Жерков- 227, 235, 246.

- полковник Богданыч и генерал –стр.236-237

Итак, причина победы –единство всех участников(рой), естественный ход событий, который не был нарушен вмешательством «Наполеонов», но главное- дух войска, ибо каждый понимал, ради чего идет это сражение.

Архангельский делит всех героев романа на прожигателей жизни, вождей, обычных людей, правдоискателей и МУДРЕЦОВ(герои, противоположные вождям) – это персонажи, которые постигают истину общей жизни и являют собой пример для других героев, ищущих правду. Таковы в первую очередь штабс-капитан Тушин, Платон Каратаев и Кутузов. Тушин - Архангельский –стр.388-390. МАЛЕНЬКИЙ человек КРУПНЫМ планом.

Попутное замечание: по Толстому, общая жизнь людей неоднородна: народ это и мир, рой, и ТОЛПА (часто светская чернь, но не всегда). Кульминационной сценой, олицетворяющей царство интриг, где «великосветская чернь» борется за личные блага, за место под солнцем, где жизнью правит лишь эгоистический произвол, является сцена смерти графа Безухова (том1, часть1, главы20-21).

3.Да здравствует мир! АУСТЕРЛИЦКОЕ СРАЖЕНИЕ КАК ПОЗОР РУССКОЙ АРМИИ.

(3 часть 1 тома является всеобщим Аустерлицем: женитьба Пьера; Анатоль Курагин у Болконских; Николай влюблен в императора(«только умереть, умереть за него»).

а) «Я думаю, что сражение будет проиграно, и я так сказал графу Толстому и просил его передать это государю. Что же, ты думаешь, он мне ответил? (по-французски) И, любезный генерал, Я занят рисом и котлетами, а вы занимайтесь военными делами» (Кутузов говорит это Андрею еще ДО военного совета)

б)гл 12. Военный совет.(Кутузов спит) ТУМАН! –стр.335, 343

в)Князь Андрей: -стр.335., 347(15,16)

г) «Тит, а Тит» - стр.336 и 366. Зачем?

(Побасенка:

-Тит, иди молотить!

-Живот болит.

-Тит, иди щи хлебать!

-А где моя большая ложка?)

е)Кутузов и Александр –стр.351

д) Николай Ростов и Берг -17, стр.360

е)страшный исход сражения –стр.366 (провал!).Долохов

ж)Андрей и Наполеон – гл19.

Вывод: это момент крайнего разъединения всех и вся.

«И в том образе неба, который сопровождает князя Андрея в романе Толстого, есть бесконечность стремления, и есть отрешенность, холодность. Небо – абсолютное, вечное, справедливое, князь Андрей и ищет в жизни справедливость и совершенство. Но они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть СОВПАДЕНИЕ, ТОРЖЕСТВО, СЛИТНОСТЬ закона и формы, идеала и реальности- таково к ней требование князя Андрея. Навсегда непереходим для разрыв – совершенство и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв – трагическая тема образа Андрея Болконского»

С.Бочаров. Роман Толстого «Война и мир», 1978год

ВОЙНА 1812 ГОДА -

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА, ТАК КАК ВЫРАЖАЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЕ, СВОЙСТВЕННЫЕ ВСЕМ ЖИВЫМ СИЛАМ СТРАНЫ, ВСЕМУ НАРОДУ ПРОСТЫЕ, ЯСНЫЕ КАЖДОМУ ПОМЫСЛЫ. ТОМ 3.

1.Героизм, патриотизм МИРНОГО НАСЕЛЕНИЯ:

а) семья Ростовых (ч.1, гл 20-21); Петя: «..когда отечество в опасности…» + Петя идет смотреть на царя; стр 90;

б) московское купечество и дворянство (ч.1, гл 22-23). Стр.93, 102 –

в) Смоленск и купец Ферапонтов (ч.2, гл4, стр118 -);

г) Марья и бунтари-богучаровцы (ч.2, гл9, стр.151-158).

2. «Патриотизм» великосветских салонов. (Князь Голицын нанял учителя русского языка; письмо Жюли; салон Шерер – не ездить во французский театр; «штрафы» в салоне Жюли; Берг!) Часть2, гл 2 – стр.110 – письмо Жюли; ч.2, гл 6 –стр.134;, ч2, гл.17 – стр184, гл18 – стр 190. НО княжна Катишь: «Я вашему Наполеону не покорюсь», и даже Жюли – «еду потому, что все едут, и потом я не Иоанна Д Арк и не амазонка».

3. БОРОДИНО. Часть2, главы 19-39.

Кульминация романа и решающий момент в жизни страны. Москва как символ Родины и собственной судьбы участников сражения.

Оглавление.

25 августа. Подготовка к сражению.

19.Рассуждение Т о существе и ходе Бородинского сражения.

20.Пьер выезжает из Можайска. Лейтмотив главы: «Всем народом навалиться хотят».

21.Пьер с кургана в Горках наблюдает за окрестностями и пытается разобраться в позициях русских и французских войск. Молебен.

22.Пьер в свите Кутузова. Мирение с Долоховым.

23.Пьер с Бенигсеном проезжают от Горок до крайнего левого фланга.

24.Князь Андрей в Князькове. Размышления о жизни. Приезд Пьера.

25.Беседа Пьера с Андреем и офицерами его полка. Разговор Вольцогена с Клаузевицем. Вывод Пьера о срытой теплоте патриотизма. (Тимохин о водке)

26.Наполеон на стоянке у Валуева. Эпизод с портретом сына.

27.Наполеон готовится к бою.

28.Рассуждения Т о том, почему Бородино не принесло Наполеону победы.

29.Наполеон перед боем, он едет к Шевардину.

26 августа.

30.Пьер со штабом Кутузова на кургане в Горках. Панорама начала сражения.

31.Пьер на Курганной батарее (батарее Раевского).

32.Бой за батарею. Пьер уходит с поля сражения.

33.Наполеон на поле Бородина. Его попытки руководить сражением.

34.Наполеон и его свита в недоумении: потери огромны, но русские не отступают.

35.Кутузов в разгар сражения. Его умелое управление «духом войска».

36.Полк князя Андрея в резерве. Ранение князя Андрея.

37.Князь Андрей и Анатоль Курагин в палатке для раненых. Примирение князя Андрея с людьми.

38.Автор о Наполеоне (использованы письма и материалы Наполеона).

39. «Пламя сражения медленно догорало».

ИТАК, 21 глава: 5 –авторские рассуждения, в 7 – главное действующее лицо Пьер, в 4 - князь Андрей, в 4 – Наполеон (появляется в 7ми), Кутузов появляется в 4х главах, но лишь в ОДНОЙ его можно считать главным действующим лицом.

- Чьими глазами описывается сражение и почему?

- Как понимать слова Толстого о том, что «Бородино» Лермонтова стало той жемчужиной, из которой вырос роман «Война и мир»?

- Народ в романе.

Стр.201 – «Мужиков и тех гонят…Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва».

Стр. 203 – мужики – ополченцы

Стр. 219 – Тимохин: «солдаты в моем батальоне.. не стали водку пить: не такой день, говорят». Кутузов – «чудесный, бесподобный народ».(конец гл.22)

4.Москва после Бородина.

А) Население: том3,часть3,стр291.

Б) Ростовы – главы 15-16, стр339 и Элен –гл.6-7

В) Берг – глава 16;

Г) Растопчин – глава 25, стр.361

5. «Дубина народной войны».Том 4, часть 3, стр 540.

А) Авторская характеристика партизанского движения – 1,2 (540),

Б) действия партизанских отрядов Денисова и Долохова,

В) партизан Тихон Щербатый – глава 5 - 6 (552) -

Г) Петя и французский барабанщик «Весенний» (Винсент). Гл.10-11

ДАЛЬНЕЙШИЙ ХОД ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ.

1.Совет в Филях – подробный анализ сцены (том, часть3, гл.3-4). Прием «остранения».

2.Тарутинское сражение – том 4, часть2, главы 5-7: «Он хорошо знал, что ничего, кроме путаницы, не выйдет из этого против его воли начатого сражения, и, насколько то было в его власти, удерживал войска».

- 16-19 стр.532 – 538 – размышления о Кутузове, его портрет.

3.Сражение под Красным том 4, часть4, гл.4, стр.605: «Вся деятельность Кутузова, как это было под Тарутиным и под Вязьмой, была направлена только к тому, чтобы, - насколько это было в его власти, - не останавливать этого гибельного для французов движения (как хотели в Петербурге и в армии русские генералы), а содействовать ему и облегчить движение своих войск…..

Кутузов знал не умом или наукой, а всем русским существом своим знал и чувствовал то, что чувствовал каждый русский солдат, что французы побеждены, что враги бегут и надо выпроводить их…»

«Под Красным взяли 26 тысяч пленных, сотни пушек, КАКУЮ-ТО ПАЛКУ, КОТОРУЮ НАЗЫВАЛИ МАРШАЛЬСКИМ ЖЕЗЛОМ…..»

Гл. 5, стр. 609. Авторская характеристика Кутузова.

«Источник этой необычайной силы прозрения и смысл совершающихся явлений лежал в том народном чувстве, которое он носил в себе во всей чистоте и силе его…..Простая, скромная и потому величественная фигура эта не могла улечься в ту лживую форму европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история».

Гл.6, стр.611 – читать. (Французы «разрывали руками кусок сырого мяса…»Перед Преображенским полком - про знамена, про победу и милосердие к пленным)

Гл.9 - РАМБАЛЬ и МОРЕЛЬ.(«Тоже люди…»)

Гл.10 – 11. Березина, планы императора – будущий поход за границу, стр. 628 – орден, Георгий 1й степени («какая-то маленькая вещица на серебряном блюде»)

Стр.629. «Кутузов не понимал того, что значило Европа, равновесие, Наполеон. Он не мог понимать этого. Представителю русского народа, после того как враг был уничтожен, Россия освобождена и поставлена на высшую степень своей славы, русскому человеку, как русскому, делать больше было нечего. Представителю народной войны ничего не оставалось, кроме смерти. И он умер».

КУТУЗОВ И НАПОЛЕОН.

Простая, скромная и потому истинно величественная фигура.

И нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л.Н.Толстой

I. Наполеоновская идея в русской литературе 19го века. (Пушкин «Пиковая дама», «Евгений Онегин», Лермонтов «Воздушный корабль». «Наполеон как исторический, реальный образ рисуется в «Войне и мире» Толстого; как предмет психологического исследования об отношении героя к добру и злу – в «Преступлении и наказании» Достоевского» - Д.Мережковский «Толстой и Достоевский».

II.

1. Философия истории Толстого и его понимание роли личности в истории.

2. Полководец народной войны, воплощение народной мудрости - и командующий армией грабителей, «ничтожнейшее орудие истории», «человек с помраченной совестью»:

Кутузов Наполеон

а) портрет. Противопоставление внешности и а)портрет. Фанатичное поклонение всему в

духовного облика. Скромность и простота. Наполеоне, включая физические недостатки

б) глубокое взаимное доверие армии и б) глубокое равнодушие к судьбам людей.

полководца. «Отец родной» - «чудесный, Игрок, преследующий во всем только

бесподобный народ»; личные цели;

в) Бородино – кульминационный момент в изображении полководцев:

- «…он следил за этой силой и руководил ею, – «Шахматы поставлены, игра начнется

насколько это было в его власти». Сила эта - завтра»;

тот дух войска, который и решает исход сражения;

- искренность и правдивость во всем – сцена – лицемерие, фальшь, позерство – сцена с

«молебен»- т.3, ч.2, гл.21 портретом сына - гл.26.

г) близость простым людям, знание и г)эгоцентризм, высокомерие, жестокость:

понимание их чувств:

- совет в Филях (т.3, ч.3, гл.3-4); - Наполеон на Поклонной горе (то же, гл.19);

- жалость и сострадание к побежденным, - Наполеон и Лаврушка (т.3, ч.2, гл.7);

д) отказ от всего личного. Судьба К. д)воплощение личного начала, вероломство,

предательство.

ИТАК,

Полное подчинение интересам России, Законченное проявление культа личности,

народа, олицетворение духа России. мания величия.

3. «Маленькие Наполеоны» в романе: Александр 1 (Анализ сцены «Тильзитский мир» - т.2, ч.2, гл.20-21). Борис, Берг, Растопчин, Богданыч. (У Архангельского – «вожди»).

4.Идея наполеонизма в судьбах главных героев.

III. ОБЩИЙ ВЫВОД. (Архангельский).

Главный из вождей, а значит, самый опасный, самый лживый из них – Наполеон.

В толстовской эпопее есть ДВА наполеоновских образа. Один живет в ЛЕГЕНДЕ о великом полководце, которую пересказывают друг другу разные персонажи и в которой он предстает то могущественным гением, то столь же могущественным злодеем. В эту легенду на разных этапах своего пути верят не только посетители салона Анны Шерер, но и Андрей, и Пьер.

В РОМАННОМ образе Н нет и следа того могущества, какое заключено в легендарном. Повествователь и в аустерлицких, и в тильзитских, и бородинских главах неизменно подчеркивает обыденность и комическую ничтожность внешности человека, которого боготворит и ненавидит весь мир. «Потолстевшая, короткая» фигура с «широкими, толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди». Для Толстого имеет значение одно: Н, вообразивший себя двигателем истории, на самом деле жалок и особенно ничтожен. Безличный рок (или непознаваемая воля Провидения) сделали его орудием исторического процесса, а он вообразил себя творцом своих побед. Это к Наполеону относятся слова из историософского финала книги: «Для нас, с данною нам Христом мерой хорошего и дурного, нет неизмеримого. И нет величия там, где нет простоты, добра и правды».

Образ народного фельдмаршала Кутузова поставлен на недосягаемую высоту. Этот старый человек, седой, толстый, тяжело ступающий, с изуродованным раной лицом, возвышается и над капитаном Тушиным, и даже над Платоном Каратаевым (всего в романе три «мудреца», по терминологии Архангельского). Истину НАРОДНОСТИ, воспринятую им инстинктивно, он постиг сознательно и возвел в принцип своей жизни и своей полководческой деятельности.

Главное для К (в отличие от вождей с Наполеоном во главе) – отклониться от ЛИЧНОГО горделивого решения УГАДАТЬ верный ход событий и НЕ МЕШАТЬ им развиваться по Божьей воле, по правде. К не деятель, а СОЗЕРЦАТЕЛЬ, он убежден, что для победы требуется не ум, не схема, а «что-то другое, независимое от ума и знания». И прежде всего – «нужно терпение и время». Главная тайна, которую постиг К, - это тайна поддержания НАРОДНОГО ДУХА, главной силы в борьбе с любым врагом Отечества.

Старый, немощный человек олицетворяет собой толстовское представление об идеальном политике, который постиг главную мудрость: личность не может повлиять на ход исторических событий и должна отречься от идеи свободы в пользу идеи необходимости. Эту мысль Т «поручает» высказать Болконскому. Наблюдая за К после назначения того главнокомандующим, К А размышляет: «У него не будет ничего своего…Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий…А главное… что он русский, несмотря на роман Жанлис и французские поговорки» (Т 3, ч.2, гл.16, стр.183-184, там и про «мясо есть»)

Без фигуры Кутузова Толстой не решил бы одну из главных художественных задач своей эпопеи: противопоставить «лживой форме европейского героя, мнимо управляющего людьми, которую придумала история», «простую, скромную и потому истинно величественную фигуру» народного героя, которая никогда не уляжется в эту «лживую формулу»

Исторические сведения о Наполеоне.

Сослан на остров Св.Елены в 1815 году и умер там 5 мая 1821 года.

«Все Бонапарте всем голову вскружил; все думают, как это он из поручиков попал в императоры…» (граф Ростов).

К 1789 году, к моменту французской революции, Н. было 20 лет, и он служил поручиком в одном из французских полков.

Настоящая фамилия – итальянская: Буонапарте, родился на острове Корсика. Позднее ее стали выговаривать на французский манер –Бонапарт, потом заменили именем – император Наполеон.

Первая победа – в 1793 году в битве при Тулоне, он предлагает свой план взятия этого портового города, в котором вспыхнул контрреволюционный мятеж. 24летний юноша становится генералом. Оказывается на 2 года в опале, так как казнят его покровителя – брата Робеспьера.

1795год – расстрел огромного количества восставших против Конвента с беспримерной жестокостью(из пушек на площади) – это вспоминают в салоне Шерер.

1796- возглавляет французскую армию, за 6 дней разбив армию итальянскую (через Альпы перешел).

Конец 1796 года – битва при Арколе (сам бросился через мост со знаменем в руках).

Египет и Сирия – расстрелял 4 тысячи пленных турецких солдат (нечем было кормить), но своя армия его уже боготворит. Чумной госпиталь в Яффе – обошел всех больных, здороваясь с ними за руку. Посадил всех раненых и больных на лошадей, велев всем идти пешком, причем сам пошел первым.

1799 – стал властителем Франции, распустив Совет пятисот, 5 лет называл себя первым консулом, а в 1804 году стал императором(коронует Папа Римский Пий 7й), незадолго до этого совершил еще одну жестокость – казнил герцога Энгиенского, одного из претендентов на престол.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: