Омбудсман

Омбудсман вводится в институционную систему Маастрихтским договором. Значение этого шага, предпринятого государствами-членами по взаимной договоренности, проявляется по меньшей мере в двух аспектах. Во-первых, усиливается охрана прав граждан Европейского союза, равно как физических и юридических лиц, деятельность которых зарегистрирована должным образом на территории государств-членов. Во-вторых, организация Европейского союза некоторым образом приближается к государственной организации, прежде всего федеративной. Весьма характерно, что омбудс-ман вводится как орган Европейского союза, в котором лишь трем государствам-членам известно подобное учреждение. Назначение омбудсмана будет прерогативой только Европарламента, что подчеркивает его статус и отражает определенное повышение роли Европарламента в институционной системе сообществ. Само назначение будет проводиться каждый раз после очередных выборов в Евро-парламент. Срок полномочий омбудсмана тот же, что и у Европарламента, – пять лет. Омбудсман может быть назначен на новый срок без каких-либо ограничений.

Назначение омбудсмана Европарламентом не означает, что между ними складываются отношения подчинения. Вряд ли можно считать таковым представление омбудсманом Европарламенту ежегодного доклада о результатах своих расследований. Единственное проявление верховенства Европарламента состоит в том, что он определяет общие правила и порядок исполнения омбудсманом его обязанностей. При этом требуется, чтобы предварительно было получено мнение Комиссии и согласие Совета, принятое на основе квалифицированного большинства голосов.

Европарламент не вправе освободить омбудсмана от должности, а может лишь направлять соответствующее ходатайство в Суд европейских сообществ, если омбудсман не отвечает более критериям, требуемым для выполнения обязанностей, или же виновен в совершении серьезного проступка. Решение о смещении омбудсмана входит в компетенцию Суда.

Что касается полномочий омбудсмана, то прежде всего он вправе рассматривать жалобы как граждан Европейского союза, так и юридических и физических лиц. Запись о гражданах траднционна. Иное дело – подключение сюда других субъектов. Можно предположить, что подобная'формула обусловлена интересами защиты прав юридических и физических лиц, осуществляющих свою предпринимательскую или иную деятельность в рамках использования свобод, предусмотренных условиями единого внутреннего рынка.

Омбудсман рассматривает жалобы по поводу плохого управления. В отличие от омбудсмана в государстве, который главным образом разбирается с актами и действиями местной администрации, омбудсман сообществ принимает жалобы в отношении их институтов и органов. Логичные исключения из этого правила составляют: Суд европейских сообществ и Суд первой инстанции, осуществляющие судебные функции. Как видно, полномочия омбудсмана не выходят за рамки сообществ и, следовательно, не распространяются ни на центральные, ни на местные органы государств-членов. Перейти этот рубеж политические лидеры, собравшиеся в Маастрихте, не решились, посчитав, очевидно, такой шаг явно не подходящим ни по времени, ни по уровню интеграции.

Как известно, в международной практике есть две основные модели омбудсмана. Первая из них предполагает, что омбудсман начинает действовать только после обращения к нему граждан или иных лиц, имеющих такое право. Эта модель сковывает активность омбудсмана, превращает его иногда в пассивную фигуру наблюдателя. Вторая модель отражает возможность омбудсмана предпринимать меры не только на основе полученной жалобы, но и по собственной инициативе. Маастрихтский договор выбрал в основном эту модель, способствующую развитию инициативы, самостоятельности и активности омбудсмана.

Обращает на себя внимание уточнение, содержащееся в статье 138 «е» Договора. С жалобой к омбудсману можно будет обращаться непосредственно или через депутата Европарламента. Хотя это различие не имеет никакого юридического значения ни по срокам, ни по последующей процедуре рассмотрения жалобы, уточнение немаловажно: оно говорит о «парламентском духе» института омбудсмана и одновременно подключает депутатов к его деятельности.

Омбудсман принимает жалобы по всем фактам плохого управления за исключением случаев, когда эти факты были предметом судебного разбирательства. Если омбудсман установит факт плохого управления, он обратится в соответствующий институт с предложением рассмотреть вопрос в течение трех месяцев и информировать его о результатах рассмотрения. При несогласии омбудсман направит свой доклад в Европарламент и соответствующий институт. Лицо, обратившееся с жалобой, должно получить на нее ответ от омбудсмана.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: