Пограничная группа

Я-воспринимаемого подростков характеризуется преобладанием следующих типов межличностных отношений (умеренные показатели по методике Лири): «властный-лидирующий», «сотрудничающий-конвенциональный», «ответственно-великодушный» и «прямолинейный-агрессивный». Подростки характеризуются, как уверенные в себе, искренние, прямолинейные, настойчивые в достижении целей, стремящиеся к сотрудничеству и дружелюбным отношениям с окружающими, с выраженным чувством ответственности и готовности помогать окружающим. Актуальными проблемами подростков выступают:

● невозможность выносить дальнейшие требования окружающих, порождающая ощущение бессилия, беспокойство и раздражение;

● недовольство обстоятельствами и неудовлетворенность эмоционально значимых потребностей, вызывающее тревогу и стресс;

● разочарование в результате несбывшихся надежд и ожидание новых неудач порождает тревогу и вызывает ощущение бессилия, раздражения, причиняющее острую боль.

Тем не менее, у подростков отмечается умеренная выраженность состояний нервно-психического (эмоционального) напряжения, а также состояний фобического круга и субдепрессивных состояний. Тревожность, как личностная, так и ситуационная, у подростков выражена умеренно. Однако общий фон настроения снижен – преобладает отрицательная гамма эмоций. Для подростков характерна концентричность личности и неустойчивость личностного баланса. В психологическом времени у них отмечается ориентация на психологическое настоящее и будущее, и таким образом происходит расширение временной перспективы, что создает предпосылки для нового осмысления проблемы – расширения «горизонта бытия».

В качестве стратегий совладающего поведения подростки используют: 1) отказ от участия в происходящем, ограждение себя, 2) поиск идеализированной обстановки сочувствия и понимания, 3) отказ от борьбы и поиск спокойной, безопасной, устойчивой обстановки, 4) замыкание в себе, осмотрительность.

Копинг-стратегии подростков данной группы можно охарактеризовать как пассивные и вместе с тем действенные. Их пассивность – отказ от борьбы и участия в происходящем, а действенность – активный поиск новых, безопасных отношений и стабильности, основанных на сочувствии и понимании. Кроме того, отличительной чертой подростков является их ориентация на психологическое будущее и настоящее (но не фиксирование на них), что способствует расширению их временной перспективы и ценностно-смысловой сферы. Это способствует более конструктивному осмыслению (переосмыслению) ситуации и является препятствием для развития девиантного поведения. Как следствие в Я - желаемое подростков наблюдается понижение показателей по «властно-лидирующему» и «прямолинейно-агрессивному» типам межличностных отношений в сочетании с увеличением показателей по «ответственно-великодушному» и «сотрудничающе-конвенциональному» типам. Это вместе с особенностями совладающего поведения и интеграции психологического времени может выступать условиями, препятствующими для развития у подростков отклоняющегося поведения.

Результаты проведенных исследований показали, что переживание критических ситуаций ведет к развитию отклоняющегося поведения при следующих условиях:

● нервно-психическое (эмоциональное) напряжение и субдепрессивные состояния в сочетании с эксцентричностью; при неустойчивости личностного баланса приводит к развитию склонности к агрессивному поведению;

● нервно-психическое напряжение, преобладание отрицательной гаммы эмоций, концентричности личности в сочетании с фиксацией на психологическом прошлом; при неустойчивости личностного баланса приводит к развитию аутоагрессивного поведения;

● неустойчивость личностного баланса в сочетании с состояниями фобического круга, концентричности личности и выраженном чувстве одиночества; при преобладании на фоне этого оппозиционных реакций развивается склонность к агрессивному поведению, тогда как при доминировании пессимизма развивается склонность к аутоагрессивному поведению;

● высокая личностная тревожность, концентричность личности и неустойчивость личностного баланса, при смещении локуса контроля на других людей приводящая к развитию агрессивности, а при отказе от участия в происходящем – к аутоагрессивному поведению, как формам компенсации и защиты.

К условиям, препятствующим развитию девиантного поведения при переживании подростками критических ситуаций относим:

● ориентацию на психологическое будущее, способствующую расширению ценностно-смысловой сферы (горизонта бытия), ведущую к индивидуализации самосознания подростка;

● сочетание использования копинг-стратегий, ориентированных больше на проблему, чем на редукцию эмоционального напряжения; в этом случае у подростков развивается осторожность и осмотрительность при отсутствии стремлений ухода в иллюзорный мир, в напряженную и бессмысленную деятельность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: