Рабочая программа. По дисциплине история государства и права России на 2 семестр 2011-2012 учебный год

по дисциплине История государства и права России на 2 семестр 2011-2012 учебный год

Рабочую программу осуществляют: Зачетных единиц трудоемкости (ЗЕТ) 3

Лекции канд. ист. наук., ст. преподаватель Учебных часов:

(должность, уч. степень, звание. Ф.И.О.)

Власова Н.Л. лекций (в т.ч. в интерактивных формах) 24

семинарских (в т.ч. в интерактивных формах) 30

Практические занятия ассистент практических

(должность, уч. степень, звание, Ф.И.О.)

Стуколова Л.Н. лабораторных

консультаций

зачет 2 (час.)

экзамен

самостоятельная работа студентов 49 (час)

КСР 5 (час)

№ п/п Тема и содержание Форма изучения материалов (лекции, семинары, самостоятельная работа) Количество часов аудиторной работы Интерактивные методы обучения Межпредметные связи Инновационные методы в обучении Основная и дополнительная литература Задания по самостоятельной работе с указанием литературы, номеров заданий Количество часов самостоятельной работы Форма контроля самостоятельной работы
                     
1. Введение в курс «История государства и права России». Предмет, метод, периодизация курса. Древнерусское государство и право (IX-XII вв.). ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Дискуссия на тему: «Норманнская теория и происхождение Древнерусского государства» Теория государства и права; отечественная история; историография; история государственного управления; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска История государства и права России: учебник под ред. Ю.П. Титова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. История отечественного государства и права. Ч. 2: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2002. 3. Исаев И. А. История государства и права России. Учебник для вузов. Изд. 4-е. – М., 2009. Хрестоматия по истории государства и права России / Под ред. Ю.П.Титова. М., 2009. № 1- Литература: № 3, 4, 5, 13, 23.   устный опрос, контрольные вопросы; реферативные работы, доклады
2. Русские княжества в условиях феодальной раздробленности. Золотая Орда как военно-феодальное государство. ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Диспут на тему: «Влияние Золотой Орды на формирование российской государственности» Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска Бархатова Е.Ю. История отечественного государства и права в вопросах и ответах. Учебное пособие. – М., 2004. Власов В.И. История государства и права России. Конспект лекций. Изд. 3-е. – М., 2004. Гомола А.И., Панцерная С.Г. История государства и права России: Учеб. пособие для студентов учреждений проф. Образования. – М: Мастерство. 2001. Задания № 7 – 10. Литература 1, 2, 3,7, 27.   устный опрос, контрольные вопросы; реферативные работы, доклады
3. Образование Русского централизованного государства. Московское государство и право в условиях сословно-представительной монархии (XV-XVII вв.). ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Метод проблемного изложения материала. Дискуссия: «Особенности образования Русского централизованного государства». Проблема № 1. Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска История государства и права России. Под ред. С.А. Чибиряева. - М.: Былина, 2001. История государства и права России: Учебник для юридических вузов. Изд. 3-е перераб. – М.: Юристь, 1996. История государства и права России / Под ред. И.И. Кузнецова. – М., 2004. История государства Российского: X-XIV вв.: Хрестоматия. М., 1996. Задания № 11-19. Литература №№ 2,3,7,8,9,10, 13,15,24.   устный опрос, контрольные вопросы; реферативные работы, доклады
4. Государство и право Российской империи в период абсолютизма (вторая половина XVII-XVIII вв.). ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Проблема 2, 5. Дискуссия: «Особенности российского и западноевропейского абсолютизма». Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска История государства и права России: учебник под ред. Ю.П. Титова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. Юшков С.В. История государства и права России (IX – XIX вв). Учебное пособие для вузов. – М., 2003. Задания № 20-30,32,33,34 Литература 1,2,7,8,9,13,15, 21,24.   устный опрос, контрольные вопросы; реферативные работы, доклады
5. Государство и право России в XIX в.: государство и право в первой половине XIX в.; государство и право России в период утверждения и развития капитализма (вторая половина XIX века). ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Проблема 3,4,6. Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска Развитие русского права в первой половине XIX века. М., 1994. Становление российского парламентаризма начала ХХ века. М., 1996. Юшков С.В. История государства и права России (IX – XIX вв). Учебное пособие для вузов. – М., 2003. Задания № 31,35,36,37,38,39,40,41,42,43,44,45. Литература №№ 13,15,16,9,18, 27   устный опрос, контрольные вопросы; реферативные работы, доклады
6. Государство и право в период буржуазных революций. ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Учебная групповая дискуссия: «Альтернативы развития России в 1917 г.». Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска История государства и права России: учебник под ред. Ю.П. Титова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. Задания № 46,47,48,49,50,51,52,53 Литература №№ 17,18,19,21,22,24.   устный опрос, контрольные вопросы; реферативные работы, доклады
7. Становление советского государства и права (октябрь 1917 - конец 20-х гг. ХХ в.). Конституция РСФСР 1918 г. Конституция 1924 г. ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Групповая дискуссия: «Причины захвата власти большевиками». Коллективная деятельность: составить структуру органов государственной власти по Конституциям 1918, 1924 гг. Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 г. М., 2004. Кузнецов И.Н. История государства и права России в документах и материалах: С древнейших времен – 1930 гг. – М., 2003. Емелин А.С. История государства и права России (октябрь 1917 -декабрь 1991 гг.). – М.,1999. Задания №№ 54,55,56,57. Литература №№ 6, 12,13,21,22,25,20   устный опрос, терминологический диктант, реферативные работы.
8. Советское государство и право в предвоенные годы (1929-1939 гг.). ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Групповое задание: составить сравнительную таблицу внутренней политики большевиков – военного коммунизма и НЭП. Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска История государства и права России: учебник под ред. Ю.П. Титова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. Фортунатов В.В. История отечественного государства и права (документы, таблицы, словарь). Учебное пособие. – М., 2003. Задание № 58. Литература №№ 6,2,15,18,22   устный опрос, контрольные вопросы реферативные работы, доклады
9. Советское государство и право накануне и в период Великой Отечественной войны (1939 – 1945 гг.). ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Коллективная деятельность: составить структуру органов государственной власти по Конституциям 1936 г. Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. – М.: Издательство НОРМА, 2003. Контрольные вопросы к семинару № 10. Литература №№ 2,6,15,18,22,24   устный опрос; реферативные работы, доклады
10. Советское государство и право в послевоенные годы (1945-сер. 50-х гг.). Советское государство и право в сер. 50-х гг. – сер 60-х гг. ХХ в. ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Круглый стол: «Причины холодной войны и ее влияние на перестройку государственного аппарата» Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска История государства и права России: учебник под ред. Ю.П. Титова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2011. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. – М.: Издательство НОРМА, 2003. Контрольные вопросы к семинару № 11-12. Литература №№ 6,14,22,18,20   устный опрос; реферативные работы, доклады
11. Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (1965- сер. 80-х гг. ХХ в.). Конституция СССР 1977 г. ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Коллективная деятельность: составить структуру органов государственной власти по Конституциям 1977 г. Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска Власов В.И. История государства и права России. Конспект лекций. Изд. 3-е. – М., 2004. Стешенко Л.А., Шамба Т.М. История государства и права России: Академический курс. В 2 т. – М.: Издательство НОРМА, 2003. Контрольные вопросы к семинару № 13. Литература №№ 6,14,22,18,20,21   устный опрос; реферативные работы, доклады
12. Государство и право в период реформирования СССР и его распада. Перестройка. СМ, самостоятельная работа, тестирование   Групповая деятельность: составить структуру органов государственной власти: «Изменения в системе высших органов государственной власти и управления в СССР (1989-1991 гг.)». Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска Смирнова Н.Н. История государства и права России: Конспект лекций. – М., 2003. Фортунатов В.В. История отечественного государства и права (документы, таблицы, словарь). Учебное пособие. – М., 2003. Задание № 59. Контрольные вопросы к семинару № 14. Литература №№ 6,14,22,18,20,21   устный опрос; реферативные работы, доклады
13. Государство и право Российской Федерации в 90-е гг. ХХ в. – по настоящее время. ЛК, СМ, самостоятельная работа, тестирование   Коллективная деятельность: составить структуру органов государственной власти по Конституции 1993 г. Теория государства и права; отечественная история; история государства и права зарубежных стран Компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы, интерактивная доска Сырых В.М. История государства и права России. Советский и современный периоды. – М.,1999. Фортунатов В.В. История отечественного государства и права (документы, таблицы, словарь).., 2003. Задание № 61. Контрольные вопросы к семинару № 15. Литература №№ 9,18,20,21,26   устный опрос; реферативные работы, доклады, терминологический диктант
                       

  1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

При изучении дисциплины «История государства и права России» предусмотрено привлечение интерактивных форм обучения студентов в количестве 10 часов (9 %). Интерактивное обучение способ познания, осуществляемый в формах совместной деятельности, при которых участники образовательного процесса взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают работу, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по решению проблем.Это специальная форма организации познавательной деятельности студентов, одна из целей которой состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает сам процесс обучения более продуктивным.

Интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие. Этот подход наиболее реальным путь обеспечения положительной мотивации студентов к изучению дисциплины, формирования устойчивого познавательного интереса к предмету, повышения качества знаний, создания педагогических условий для развития способностей учащихся. Интерактивное обучение сохраняет конечную цель и основное содержание образовательного процесса. Оно видоизменяет формы с транслирующих на диалоговые, т.е. включающие в себя обмен информацией, основанной на взаимопонимании и взаимодействии.

Интерактивное обучение основывается на принципах: взаимодействия; активности обучаемых; опоре на групповой опыт; обязательной обратной связи; создания среды образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной оценки и контроля.

Эти формы эффективны в том случае, если на занятии обсуждается какая-либо проблема в целом, о которой у студентов имеются первоначальные представления, полученные ранее на лекционных занятиях. Кроме того, обсуждаемые темы не должны быть закрытыми или очень узкими. Важно также, чтобы уровень обсуждаемой проблемы позволял перейти от узко поставленных вопросов к широкой постановке проблемы. Эта проблема должна быть актуальной, интересной и значимой.

Групповая работа как форма коллективной учебной деятельности предусматривает организацию совместных усилий студентов по решению поставленной на учебно-познавательной задаче. В процессе учебного процесса по дисциплине «История государства и права России» предполагается вовлечение студентов в обсуждение, организацию дебатов, круглых столов, учебных групповых дискуссий и диспутов по следующей проблематике:

Тема 1

В конце XVII в. в России (позже, чем на Западе) стала складываться абсолютная монархия. Сравните основные признаки российского и западноевропейского абсолютизма.

Тема 2

Были ли петровские реформы вызваны назревшей необходимостью или особенностями личности Петра I?

Тема 3

Альтернативные варианты развития государства и права в России в XVIII - I половине XIX вв.

Тема 4

Кто был прав в споре западников и славянофилов о Петре I? И был ли кто из них прав безусловно?

Тема 5

Имелись ли шансы ограничения абсолютизма в России в XVII-XVIII вв.? Почему они не были использованы?

Тема 6

Крепостное право в России отмечали в 1861 г., когда в Европе его давно не было. Оно было страшным тормозом развития страны. Можно ли было отменить его раньше?

  1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: