Марина озерова

раннее развитие
в наше время родители стремятся как можно раньше обучить ребенка. я не могу сказать, с чего начался этот "бум", но все чаще встречаю в рекламе да и в разговоре устоявшееся словосочетание "раннее развитие". однажды я писала об этом, но хочется поговорить подробней. "раннее развитие" -развитие ли это? или, наоборот, вмешательство в естественный ход психических процессов маленького человека?
что вообще подразумевает этот термин? пройдясь по нескольким сайтам, посвященным этой теме, я обнаружила, что собственно, следовало бы говорить "раннее обучение", а не "раннее развитие". "математика и чтение с двух лет", "английский для малышей", "гимназия для дошколят"... итак, что мы развиваем?
Развитие - это не учеба. Развитие всех психических функций, мозговых отделов, нервной системы ничего общего не имеют с обучением математике в два года. Развитие мышления - это не значит знать как можно больше фактов. Интеллект - это способность устанавливать как можно больше причинно-следственных связей, а не хранение ненужной информации. Развитие ребенка дошкольного возраста происходит в ИГРЕ И ТВОРЧЕСТВЕ. Всё! Именно игровая деятельность является ведущей, именно в ней формируются все необходимые свойства психики, нервной системы и мозга, именно в игре ребенок познает мир! Для успешного развития интеллекта в будущем в дошкольном возрасте должна развиваться фантазия. Она является залогом будущих интеллектуальных способностей, а не наоборот! ДОпустим, вы ничем не занимаетесь с малышом, он не умеет считать даже до пяти и не знает геометрических фигур. Но если вы даете ему вдоволь наиграться, предоставляете возможности для творческой деятельности (рисовать, например) - уверяю вас, когда он подрастет, он интеллектуально обгонит своих сверстников, научившихся считать-читать-писать в два года!Особое внимание нужно уделять сюжетно-ролевым играм - это необходимо, я повторю - НЕОБХОДИМО для нормального развития ребенка! Я наблюдаю за детьми на площадках - они не умеют играть! Я даю на уроках возможность самим придумать картинку - они не могут рисовать без подсказки! Это значит, что фантазия ребенка не работает именно в тот период жизни, когда она определяет развитие интеллектуальных способностей будущего взрослого!
Дорогие родители!К сожалению, в жизни существуют необратимые процессы. Вы никогда не сможете вернуть ребенка в этот период - дошкольный возраст. Выучит цифры и прочитать энциклопедию он успеет, а вот развитие уже перейдет на другой этап, мы не сможем что-либо изменить.

ответ на вопрос про популярность раннего обучения
Поскольку мы довольно часто рассуждаем о слишком раннем "логическом" развитии, меня иногда спрашивают о причинах его такой бурной популярности. Честно говоря - не знаю. Наверное, это больше понятно социологам. Могу только подумать вместе с вами.

Одна из причин, по-моему, кроется в отношении к ребенку. Помните образ "идеального ребенка"? Ребенок должен демонстрировать успех родителей. Как можно продемонстрировать успех собственного воспитания? Власть над ребенком (только скажу, сразу слушается), и "знания" ребенка. То есть - счет до ста в два года можно показать окружающим, а естественное развитие способностей к математике в подвижных играх - довольно проблематично. Во втором случае отстутствует "объект демонстрации". А всем нужна "наглядность" - скажи, что это за буква, сложи два плюс три. Как продемонстрировать развитую фантазию (основу интеллектуальных способностей)? Тоже непросто. Зато можно похвастаться знанием геометрических фигур и умением их изображать и штриховать (не вылезая за контур - какое достижение!).

Еще одна причина, на мой взгляд - отношение к деятельности. Для взрослых главное результат (поскольку для нас ведущей деятельностью является трудовая - нам нужно получить конечный продукт своих усилий). Для детей главным является ПРОЦЕСС. То есть, процесс игры или творчества. Именно это ценно для развития, а не конечный итог - смог ребенок слепить котика, или просто час валял платилин в руках. Но мама не может позволить ребенку "баловаться" на занятии! Что значит - мять пластилин? Этого не задавали! Надо вылепить вот это и вот это. Что значит - разбавлять краски водой и пачкать ладошки? Нет, нужно нарисовать осмысленный рисунок. Как сказано - домик рисуем вот так, квадрат, потом треугольник. Желтой крыши не бывает, запомни. Нет, окно так не рисуют. Дай, я тебе покажу как надо, вот так, ясно? Таким образом взрослый не дает ребенку насладиться процессом, искусственно выуживая этот несчастный результат. При таком подходе, конечно же, методики, предлагающие в очень сжатые сроки "видимый" результат, становятся популярными. Выход один - попытаться вспомнить, как сами были детьми, и оставить ребенка в покое, дав ему познавать процесс важной для него деятельности.
АПД
Родительские аргументы из коллекции

1. Мне сложно общаться с ребенком на его уровне. Мне неинтересно играть в примитивные игры. Я просто не знаю, чем с ним заняться. "Развивающие" программы помогают мне структурировать свое общение с сыном.

2. Для поступления в школу сейчас нужно всякие тесты проходить. Вот, хочу ребенка заранее подготовить, чтоб потом перегрузки не было.

3. Я хочу дать своему ребенку как можно больше. Ведь общеизвестно, что в первые годы жизни ребенок усваивает все гораздо лучше и без особого напряжения.

4. Что мой, хуже других что ли?! Сейчас все дети раньше начинают читать-писать. Акселерация, что вы хотите!

5. Сейчас такой темп жизни. Если ребенку не давать всех этих знаний в раннем детстве, потом он будет очень сильно отставать. Будет неуспешен. Я не хочу такой судьбы своему ребенку.

6. Пусть делом занимется, а не фигней страдает. Нечего разгильдяя растить! Сам потом спасибо скажет.

7. Это мой первый ребенок, у меня совсем нет опыта. Поэтому я и пользуюсь уже готовыми методиками, разработанными специалистами.

8. А чему еще учить? Нас тоже родители учили читать-рисовать и т.п.? Это же нормально!

9. Только так и можно ребенку передать знания. Сначала нужно научить азам, а потом пусть уж "творит".

10. А я свою вожу в "развивайку". Там все очень здорово. И мне, и ребенку нравится. Они уже и алфавит выучили и аппликации делают. А нам еще 2-х нет!!!

о раннем развитии - что же и как развивать?!
в продолжение вчерашнего разговора о раннем развитии. Как всегда, поступают вопросы - а что плохого в игровом изучении букв, цифр и т.п.? Другой тип вопросов: ну а что же делать?!

Сначала разберемся с первым. В игровой форме можно играть, а не изучать буквы - проку будет куда больше:). Детство - это очень короткая пора жизни, а то, что ребенок впитал в эту пору, будет влиять на всю последующую жизнь, в том числе - и на дальнейшее интеллектуальное развитие. Поэтому просто исходя из того, что жаль уходящего времени, не надо его тратить на то, что ребенок будет осваивать потом! Получается, что родители дают материал, который должен быть позже, и упускают тот, которому самое время!

mama_nata все расскажет подробнее и сформулирует покрасивее:), я же изложу только нескольких основных принципов:

1. Материал для изучения должен побуждать работать все каналы восприятия, а в особенности - ведущий, кинестетический. Знаки и символы (например, буквы) никак сюда не укладываются. "Но как же! А кубики, а карточки с буквами?" - можно позвенеть кубиком, на котором нарисована буква. Но ничего нельзя сделать с САМОЙ БУКВОЙ, это символ! А ребенок должен в раннем детстве оперировать предметами! (должна еще заметить, что познание математики не начинается с цифр - до этого, когда количество обозначается символами, ребенок должен проделать огромную интеллектуальную работу, которой его лишают "игровые методики". так же и подготовка к чтению и грамоте не начинается с заучивания букв - любым, хоть самым игровым, способом)

2. Ребенок сначала должен изучать мир, а не получать сведения о нем. Мы же изолируем ребенка от изучения мира (см пункт 1 - не даем работы никаким каналам восприятия, а передаем вербально готовые знания, что ориетировано на логическое мышление, которое у ребенка еще не созрело). Если родители усиленно развивают логическое мышление в дошкольном возрасте специальными методиками, ОНО ВСЕ РАВНО НЕ БУДЕТ ВЕДУЩИМ. Ибо так задумала природа! В дошкольном возрасте мышление образное. То есть, можно развивать то, что есть (опираться на образное, а не на логическое), или не развивать, обкрадывая ребенка. Потому что, даже если обучать ребенка логике, знаковым системам, любым наукам - он получит сведения, запомнит их, но не будет способен к аналитическим действиям! Потому что - еще раз повторю, никакие методики не изменят законов природы, у ребенка будет слабо развито образное мышление и множество информации, к которой мозг не готов (логические операции не могут сформироваться по-настоящему даже под усиленным напором самых новейших методов). Кому интересно - можно почитать о развитии мозга и нейропсихологии. (Раннее детство - наглядно-действенное мышление, дошкольное детство - наглядно-образное).
А ведь именно от того, как развито ведущее образное мышление в дошкольном возрасте, будут зависеть дальнейшие интеллектуальные способности!

Окружающий нас мир много веков питал умы величайших ученых, делавших удивительные открытия. Неужели для наших детей он уже не годится, и его надо заменять "специальными пособиями"?

3. В детстве эмоциональная сфера является ведущей. Это верно и в отношении мышшления: ребенку необходима радость собственных открытий. Ему нужно задать вопрос и искать на него ответ, уметь пройти этот путь и радоваться от найденного решения. Мы же лишаем ребенка этого права: задать вопрос. А ведь это первый шаг для исследователя - постановка проблемы! Ребенку же сразу предлагаются готовые сведения, только учи, запоминай, но - ни в коем случае! - не думай.
И тем лучше ребенок будет задаваться вопросами, чем больше он получает материала для размышлений (то есть, трогает, нюхает, и т.п.).
Это не значит, что мы вообще ничего не сообщаем ребенку. КОнечно, мы объясняем малышу: вот - это дерево, а это листочек. Но вместо заучивания двух десятков пород деревьев и чтения детских энциклопедий, лучше посадить желудь, рассмотреть прожилочки на листике, поиграть с палочками-веточками. Вот тогда ребенок действительно получит информацию!

4. Мы живем в век, когда носителей информации довольно много, и она легко добывается. При таком развитии технологий очень странно делать упор в обучении на ЗАПОМИНАНИЕ СВЕДЕНИЙ, чем и занимаются большинство родителей. Поскорее выучить, запомнить, научиться делать по шаблону, вставлять в заданные рамочки. Мышление при этом, ясное дело, не затрагивается - зачем? Вся работа достается механической, непроизвольной памяти. В итоге получается маленький живой компьютер - загрузили информацию, нажали кнопку, выдал. Родители счастливы - есть, чем похвастаться перед гостями! А ведь главное - это умение находить информацию, переработать ее, устанавливать причинно-следственные связи, и - кульминация! - создать качесвтенно новый "продукт"! Только креативность мышления имеет будущее. Не запоминание энциклопедических сведений, а создание отношений между полученными информационными потоками.
И вот именно основное качество мышления - креативность - формируется в игре (не в игровых методиках изучения букв и цифр!!! А в игре - сюжетно-ролевой, подвижной, и т.п.) и в творчестве (рисовании как творчестве, а не закрашивании образцов, лепке своих образов, а не заполнении готовых формочек, и так далее).

о чтении как раннем обучении
хотя есть метка "обучение чтению" и соответствующий курс, который время от времени повторяется, продолжаются бесконечные споры, почему же нет надобности обучать ребенка в два года буквам?!

Я очень надеюсь, что этим постом мне удастся подробно ответить на вопросы, потому что, честное слово, они довольно однообразны, а главное, аргументы ни на чем не основаны кроме как "моему ребенку так нравятся буквы!".


1. Я работаю с детьми с 15 лет, сейчас мне 32. Итого 17 (скоро будет 18;)).
У меня было более тысячи учеников, и первые мои "детки" уже сами стали родителями. Когда мне мамы пишут "я научила ребенка чтению в два, а сейчас ему четыре, он отлично развит и обожает читать" я могу только предложить побеседовать об этом лет через пятнадцать. Потому что результат воспитания и образования очень отсрочен. Я довольно навидалась "маленьких гениев", от вымуштрованной гениальности которых уже классу к третьему ничего не останется. А к восьмому по каждому предмету будут репетиторы. Не говоря уже о неспособности нормально усваивать информацию, некоторые "рано читавшие" старшеклассники к концу школы уже условие задачи воспринять не могут - они привыкли с самого раннего детства механически обрабатывать текст. Так что мои наблюдения основаны на довольно обширной выборке.

2. Несколько лет подряд я тестировала детей при приеме в школу (в Петербурге). Должна вам сказать, что среди "рано обученных" слишком пугающий процент таких "роботов", которые и почитают, и посчитают, но впадают в ступор, если задать элементарнейший вопрос, на который нужно САМОМУ ответить или просто подумать. Раннее чтение не имеет никакого отношения к развитию мышления. АБСОЛЮТНО никакого. Потому что основа мышления в этом возрасте - восприятие (я напишу подробно вскоре об этом), а основа восприятия - сенсорные впечатления. то есть, чтение сказки и картинки - это великолепно, но основные каналы восприятия в этот момент спят крепким сном. В отличие от того времени, когда ребенок занят возней в луже или песке - тогда они работают "На полную катушку", развивая необходимые в этом возрасте области мозга.

3. Чтение - это замечательно! Но слишком раннее чтение в большинстве случаев не несет в себе никакой пользы. А вот вред оказать может. НОРМАЛЬНО развивающийся ребенок выучится читать сам! Дело взрослых - следить за развитием мозга, чтобы было чем читать, простите мне мою обычную категоричность! Есть такие дети, которых как плохо ни учи, они все равно "прорвутся". И рано, и неправильно, и не так учат, и в школе все учителя их ненавидят, а они все равно вырастают гениальными и продолжают образование. Видите ли, если какое-то растение пробилось через асфальт - это еще не повод асфальтировать все клумбы! Слишком поздно научить читать невозможно, а вот слишком рано - запросто. При этом я совершенно согласна, что все дети разные, и готовность у них тоже проявляется в разном возрасте. Необязательно в том, в каком хочется маме с папой!

4. "Ребенок интересуется буквами, я не могу останавливать его развитие". Развитие попросту невозможно остановить. даже если очень постараться. А вот дать информацию "невовремя" вполне можно. Вы называете ребенку полутора-двух лет буквы - что он с ними делает? Пассивно запоминает и держит в голове год-другой, или тут принимаетесь за дело вы, и "учите читать"? Вот если он тут же, услыхав что это за буквы, сумеет догадаться о принципе чтения и составить САМ слово - он созрел. Я лично за все 17 лет не видела ни одного такого ребенка младше 3,5 лет. Одна девочка 3,5 лет - была исключительной во всех смыслах. Совершенно "пролетарский" ребенок, которую мама с папой никак "специально" не развивали, услышав, как мама читает, догадалась, как складывать эти значки и что они обозначают. Вот это - сам. А если зубрить буквы полгода, потом полгода "помогать" ребенку читать, потом полгода еще что-то и в конце сказать - надо же, "сам" выучился - это немножко не тот случай.

5. Если в семье традиция чтения, то у ребенка просто не может угаснуть интерес, даже если его не учат читать в два года.


Мнение невропатолога:
"Дело в том, что мозг ребенка созревает постепенно. Сначала созревают нервные центры, отвечающие за дыхание и пищеварение, потом - за движение и только потом - за эмоциональный контроль, волю и чтение. Если принудительно нарушить эту последовательность, если начать развивать центры чтения до того, как созреют предыдущие, становление ребенка может отклониться от нормы.

Чрезмерное интеллектуальное напряжение вызывает приток крови к коре головного мозга. При этом обедняется кровоснабжение центров, отвечающих за дыхание, пищеварение, сердцебиение, в результате чего возникают спазмы сосудов - и, соответственно, ребенок получает целый букет заболеваний. Причины спазмов в детском возрасте также связаны и с психологическим напряжением, которое очень и очень часто возникает у тех, кого раньше времени сажают за парты".

человеческий мозг развивается по принципу "по вертикали" - от стволовых образований, обеспечивающих жизненно важные функции, к коре больших полушарий. В коре развитие идет от проекционных отделов (контакты с внешним миром) к ассоциативным (сложные формы психической деятельности. Чтение как раз относится к сложным).

последовательность созревания мозга ребенка примерно такова:

1. Блоки глубинных структур (отвечают за активационные процессы). Врожденные и приобретенные биологические реакции.

2. Первичные поля (начинают действовать с момента рождения и оформляются к году).

3. Созревание вторичных (ассоциативных) полей происходит от 2 до 5 (7) лет.

4. Третичные образования (перекрывающие несколько анализаторных систем), созревают значительно позднее. Теменно-височно-затылочная зона созревает к 8-12 годам и обеспечивает развитие сложной пространственной функции, которая включается в структуру многих сложных форм психической деятельности (счет, письмо).

5. Нейронный аппарат в лобных отделах мозга формируется до 18 лет. Лобные доли мозга осуществляют регуляцию и контроль всех высших психических функций.

Для развития каждого последующего уровня необходимо полноценное созревание предыдущего.
Например, для созревания проекционной коры необходимо формирование структур, через которые поступаен сенсорная информация.

о развитии мышления
В прошлом году в Москве одна слушательница (уже не помню - из жж, или "из реала":)) сказала, что стала понимать детскую психологию с помощью наших занятий по рисованию. Я хочу к ней присоединиться. Вот занимаюсь рисованием - столько всего открывается "по ходу"! Давно обещала что-нибудь написать про мышление, постараюсь объяснить кратко и доступно. Если хочется подробно - можно в Москве сделать такую тему, по возрастам, на курс у меня пока нет времени.

Детские рисунки сначала приобретают "вертикаль", то есть верх и низ. Например - после стадии каракулей ребенок старается разграничить таким образом рисунок. Уже головоногов он пытается располагать вертикально - головку вверх, ножки вниз. Спустя некоторое время на рисунке появляются две границы, верхняя и нижняя - небо и земля тонкими полосками по краям листа. В рисунке человека сначала появляются очертания рук и ног одной линией (вертикаль), потом их "утолщение" (горизонталь). И так далее. ХОдила я, ходила с этой "вертикалью" в голове, думала-думала, и вот что надумала: это же принцип познания! (Не может быть, чтобы я самостоятельно такая умная была, наверняка где-то это уже описано, просто я забыла или не знала:), в общем - мое очередное колесо). То есть, как мы много говорили на эту тему, для ребенка важнее познавать не множество фактов, а уметь построить максимум отношений между двумя. Малыш видит одну-единственную птицу, и уже может задать глубокий философский вопрос: "Мама, а почему птицы летают?". Это та самая "вертикаль" - его интересует сначала принцип, а не сто названий пород птиц, или к какому подвиду относится вот эта конкретная. Мы, современные родители, все переворачиваем, отнимая у ребенка право познавать эту "вертикаль". Мы напичкиваем его фактами, не давая возможность размышлять над ними. С точки зрения развития мышления гораздо эффективней многократно получать одно и то же впечатление (но от настоящего окружающего мира, непереработанную информацию), и пытаться его переработать разными способами, чем множество впечатлений, но поверхностно. Желательно, чтобы этот факт был не выхвачен из жизни, а наблюдался в "естественной среде". Если совсем конкретный пример: лучше раз за разом наблюдать за одним муравейником, чем учить по книжкам, телевизионным программам и т.п. сотни названий животных. Чем глубже ребенок познает один и тот же факт (явление, предмет), тем выше качество переработки информации, возникают все новые и новые связи между полученными впечатлениями. Еще одно важное замечание - желательно, чтобы отдельное явление было в системе мироздания, а не под микроскопом на столе, выдернутое из среды обитания - так теряются логические связи.
Даже обычный воробей у вас за окном стоит целого зоопарка - ведь птица в обычной своей среде представляет собой часть мира, а животные в клетках лишены вообще всякой связи с ним. Поэтому, как я уже писала выше, возможность понаблюдать за муравейником для развития ума по важности превосходит ЛЮБЫЕ занятия по "развитию мышления". Для ребенка в первую очередь необходим сенсорный опыт - именно с его помощью мозг получает материал для своей работы. Никакие учебные программы, диски, карточки и пособия не могут этого обеспечить. Как же? И пособия? - спросите вы. Да, отвечу я. Потому что в любом дидактическом пособии есть заранее установленный шаблон - вот эти фигурки помещаются только вот в эти дырочки, и все. Эти карточки нужно разложить вот в такой последовательности, иначе - неправильно. А ведь именно в дошкольном возрасте мышление ребенка учится вариативности. Что, конечно, обеспечивает свободное познание окружающего мира - игры с различными природными материалами и наблюдение (за теми же воробьями, не нужно пытаться обеспечить дикие джунгли!). Многие восклицают - как же, что может получить ребенок для развития, играя в луже? Попытаюсь объяснить. Это же физика и математика:
Если, например, пускать кораблики и делать палкой для них волны, то нужно рассчитать взмахи палки так, чтобы волны достигали кораблей, но не переворачивали их. Если бросать в лужу камни, то можно усвоить отношение величин по размеру и массе, а также соотнести то и другое со скоростью. Если прыгнуть в лужу с края, брызги полетят большей частью в одну сторону. Если в середину - то очень красивым кругом. Почему? Ветка с листьями не так делает волны, как ветка без листьев. Почему? Большой кусок пенопласта ни за что не хочет тонуть, а маленькое стеклышко, наоборот, плавать. Почему? Лужа на песке - вязкая, на асфальте - совсем нет. Почему?

Это и есть та самая "вертикаль". Каждый наблюдаемый факт возбуждает любопытство, желание его узнать получше, миллион вопросов, и продолжение экспериментов. Что не может вызвать заученное готовое правило. Но главное - это познание происходит исключительно эмоционально, что очень важно для развития! Только если ребенок прошел стадию накопления сенсорного опыта и "постановки вопросов", на нем основанных, можно говорить о развитии человеческого ума. В противном случае мы растим "портативный компьютер", который при "нажатии нужной кнопки" будет выдавать нужные нам сведения, совершенно не умея создавать новое.

По поводу геометрических фигур, по просьбам, отдельно: чем позже, тем лучше (в смысле - хоть до приема в школу, где это спрашивают). Чем менее вербально, а более "телесно", тем лучше. Поначалу ребенок должен освоить потрясающее многообразие естественных форм - пойдите, найдите два одинаковых кленовых листика! Самым первым обычно усваивается круг - малыши начинают бегать по кругу. Бегать - они познают его телом. Не надо его показывать на карточке! А все остальные ромбы вполне подождут до школы. Нет в них абсолютно никакой надобности. Более того, чем раньше ребенок заучивает "геометрические фигуры", тем быстрее он усваивает образные шаблоны (это отражается в рисунках, например). Вообще нормальный ребенок спокойно выучит эти фигуры только из вашей речи, когда в этом будет потребность (то есть, он уже будет способен воспринимать "правильные" формы), смысл покупать набор геометрических фигур малышу в три месяца для меня, например, неясен.

По поводу знаковых систем, тоже по просьбам, отдельно: как я писала выше, для мыслительной деятельности в дошкольном возрасте совершенно необходима вариативность. Очень хороший пример: неоформленные игрушки. Шишка может быть девочкой, через пять минут - машинкой, а в лужу она отправится в качестве корабля. Знаковые системы не дают никакой вариативности - это главное. "Три" - это "три", вот и все. Это символ, и только. "А" - это только "А", даже если ее сделать из проволоки или сложить из макарон. Это поспешное знакомство с обозначением, когда в голове еще не "созрели" нужные "вертикали" (умение услышать звук, соотношение звука и его места в слове, и т.п.).

В общем, если не пытаться опередить природу, то с мышлением будет все в порядке. Ведь все величайшие ученые прошлого были лишены абсолютно всех современных "пособий" и "методик". Все,что им бедным оставалось делать - наблюдать за окружающим миром, задавать вопросы и пытаться найти ответы. Надо заметить, у них неплохо получалось.

еще немного о "раннем развитии"
в моем журнале опять наплыв гостей. теперь кричат, как же не обучать ребенка в год буквам, ведь можно обучать в игре! я еще раз напомню - это все равно знаковые системы, безразлично, в игре или не в игре. Преждевременное обучение знаковым системам отрицательно сказывается на развитии мышления.
Доктор Хельмут фон Кюгель - немецкий исследователь проблемы раннего развития ребенка:
"Увеличение числа нервных и психических расстройств, нарушений поведения у детей с ранним интеллектуальным развитием ужасает, однако все это предсказуемо, если исходит из природы ребенка… В конце концов начали решительно протестовать психологи и педиатры, приемные которых переполнились детьми, пострадавшими от раннего дошкольного обучения. Специальным комиссиям при министерствах еще предстоит в свете этого горького опыта разобраться с новой математической и логической дрессурой, ранним обучением чтению и методикой пословного чтения, да и вообще с безудержными экспериментами с излюбленными педагогическими идеями".

Р. Мур - американский профессор:
"Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы раннего школьного обучения ведут к успеху, напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное количество результатов исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться в школе позже".
Рудольф Штайнер - основатель вальдорфского движения:
"Следует как можно дольше оставлять ребенка в его нежном образно-сказочном мире, в котором он приспосабливается к жизни, дать ему возможность как можно дольше не расставаться с воображением, образностью, "безинтеллектуальностью". Ибо, если предоставить его организму возможность окрепнуть в "безинтеллектуальности", он сможет позже правильным образом освоиться и интеллектуальности, необходимой современной цивилизации".
"Мышление как таковое, как внутренняя жизнь в отвлеченных понятиях в эти годы (до 7 лет) было бы преждевременным. Чем меньше педагог непосредственно воздействует на развитие способности суждения, чем больше он укрепляет ее опосредованно, тем лучше это скажется на всей последующей жизни человека".
Эда Ле Шан - американский писатель, автор популярной книги "Как выжить родителям":
"Не думаю, что какой-нибудь из методов воспитания разозлил меня больше, чем нынешний подход к интеллектуальному развитию, начиная с детского сада и кончая высшей школой. Мы торопимся вырастить из наших детей гениев, и не замечаем, что калечим самых одаренных - в конце концов, повергая их в ужас и заставляя чувствовать себя полнейшими неудачниками еще до того, как они прожили хотя бы 1/5 своей жизни.
Похоже, мы задались целью навсегда избавиться от детства. Никаких игр! Мы отвергаем то, что хоть как-то связано с детством, инфантильность должна быть изжита, во что бы то ни стало. И все это после долгих лет внимательных исследований, доказавших, что для нормального развития ребенок должен пройти все фазы роста, и боже избави нас торопить его!"
Э.М. Грюнелиус - организатор вальдорфского детского сада и школы:
"Против чего ребенок инстинктивно протестует, так это против формы порядка, которая сообщается ему в виде правил и понятий. Протест детей относится в первую очередь не к содержанию наших мероприятий как таковых, а к их форме в виде правил и понятий, относящихся к миру интеллектуального, к которому у ребенка доступа пока нет.
По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Недобрым и сложным он становится тогда, когда его оттуда вырывают, и прежде всего подталкиванием к ранней интеллектуализации. Понятия должны органически вырасти в человеке, как и все остальное. Тогда они приобретают глубину, силу убеждения и оригинальность. Понятия, усвоенные лишь памятью, приходится часто, как тяжелый груз волочить через всю жизнь".

кубики Зайцева
Курсивом – из описания методики Зайцева.
Уже давно замечено, что младенец, пытающийся сказать первые слова, никогда не произносит раздельно буквы, чтобы потом соединить их в слоги. И даже еще раньше, во время его лепета, никогда не слышно отдельных букв, всегда только слоги.
(на этом строится принцип обучения по слогам (складам - это слово Зайцеву больше нравится)
Младенец никогда не начинает говорить слогами! Первое, что он произносит – гласные звуки (гуление)! Только потом он соединяет два, а затем более звуков (лепет).
Второй основополагающий принцип методики Н.А. Зайцева при обучении чтению заключается в том, чтобы давать ребенку сразу весь объем, который ему предстоит освоить. Весь материал, компактно выраженный, Зайцев помещает в свои таблицы, которые на занятии размещаются на стене.
Один из основных дидактических принципов для любого обучения – двигаться от простого к сложному, не давать весь объем информации, а вводить его постепенно.
Дети, которых рано научили читать, читают, не понимая смысла: они лишь складывают символы-буквы в «правильные» сочетания, не могут пересказать содержание прочитанного, не могут «переработать» информацию. Одно из основных правил при обучении чтению: необходимо давать ребенку текст БОЛЕЕ легкий, чем он способен воспринять. То есть, «мама мыла раму» с этой точки зрения подходит, к тому же, там чрезвычайно легкие фонетические сочетания. Тексты, которые предлагает Зайцев, не адаптированы.
При слоговом методе ребенок «заучивает» сразу слоги. Обратите внимание на то, что ребенок не анализирует слово, не раскладывает его на мельчайшие составляющие. В будущем это может вызвать дисграфию. Кроме того, у детей не развивается фонетический слух, который необходим не только для успешного обучения, но и для развития мышления в целом! Чтение само по себе требует аналитико-синтетической деятельности. До 5-6 лет (минимум!) она у ребенка не развита, и опираться на неразвитую систему невозможно. Поэтому ребенок просто заучивает слоги, как попугай. Что же должно происходить на самом деле: ребенок видит символ (визуальная система), идентифицирует его (зрительная память), соотносит с соответствующим звуком (аудиальная система, оперативная память), и произносит (моторная память). Это мыслительный процесс, а не тупое заучивание!

восприятие символов формируется у детей после 5 лет, если интенсивно развивать его раньше, то страдают другие функции (память, наблюдательность, воображение, эмоциональная сфера). В отличие от умения распознавать буковки, этого развития не вернешь!

Мои личные наблюдения: у детей, которых учат читать слишком рано и по слогам, не автоматизируется навык,. Что это значит? Вы не можете посмотреть на слово, хотя бы мельком, не прочитав его. Навык автоматизирован. Вам не нужно каждый раз его «включать». Я много раз проверяла таких детей – пока им не скажешь прочитать то или иное слово, они будто его не замечают! К тому же, родители не достигают главной своей цели – дети, которых рано научили читать, не любят чтение в дальнейшем. Наоборот, все дети, которые научились читать самостоятельно, любят это занятие.

Мнение профессионального логопеда kandisn:
«если бы была такая возможность, я б эти механизмы (механизмы процесса чтению из прошлого поста – М.)на каждом столбе бы написала. Меня достали уже слоговые таблицы над кроватями младенцев и восхищенные мамочки:"он так радуется, когда я показываю ему "ба" и "па"!"
и прохождение непонятно с какого перепугу в средней группе букв под лозунгом "а деткам так нравится". Хотя сад наводнен детьми с недоразвитым фонематическим слухом:(«

мои комментарии к «восхищенным мамочкам»: дети нас любят, что бы мы с ними не делали. Ребенок счастлив, когда мама с ним играет и занимается. Поэтому он согласен терпеть любое издевательство, в том числе занятия чтением в год и т.п., он будет стараться изо всех сил угодить маме.

Часто говорят: он сам выучил буквы! Это «сам» бывает разное. Например, постоянно во время чтения ребенок вас спрашивает, и незаметно запоминает. Или вы ему один раз произнесли весь алфавит (знаю такие случаи), и он все усвоил. Но если ребенку с рождения (я не утрирую!мамы сходят с ума) вешают во всех комнатах буквы, каждый день подсовывают кубики и таблицы, а потом говорят, что он случайно их запомнил – извините, какое тут «сам»?

Обучать нужно только тогда, когда у ребенка появился собственный стойкий интерес к этому. Если ему не дается – отложите занятия! Ничего хорошего ни в плане развития, ни в плане собственно обучения чтению вы не получите!!!

Отдельно про алфавиты с рисунками, настенные таблицы, и прочее:
При обучении чтению надо идти от ЗВУКА, а не от БУКВЫ! Это главный принцип. То есть, все строится на развитии фонематического слуха. При заучивании букв с кубиков, алфавита с картинками, и т.. ребенок усваивает визуальный образ. И если на «А» был нарисован арбуз, у него этот арбуз застрянет надолго. Опять же, из личного опыта: спрашиваю детей, какой слово начинается на «А», допустим. Все кричат «арбуз», «аист» и прочее, что там у них нарисовано дома на кубиках и плакатах. Спрашиваю, какой звук мы слышим в начале слова «Айболит» - ноль ответов! Это не развит фонематический слух – основа чтения.

апдейт: забыла написать. у детей, которых обучали читать по слогам, падает скорость чтения в средней школе. спросите любого учителя математики - он может рассказать, что восьмиклассники не в состоянии понять текст условия задачи с первого раза, даже с трудом прочитывают его вслух. это привычка "фотографировать" текст

комментарий radkin (будущий нейропсихолог, психолог, педагог, консультант)
"+100
Действительно кричать на каждом углу и писать на заборах!!!
Читаю учебник по детской нейропсихологии А.В.Семенович ("Введение в нейропсихологию детского возраста" Генезисё 2008) стр 45-46
"Энергия мозга конечна в каждый отдельный момент онтогенеза человека; более того, в ходе развития ребенка она ситуативно направляется в достаточно узкое русло, заданное его индивидуальной генетической программой.Если задача, предлагаемая социумом ребенку, входит в противоречие с актуальной для его мозга ситуацией или просто опережает её, происходит энергентическое и информационное обкрадывание. Наиболее вредноносно это сказывается на статусе тех процессов, которые в этот конкретный момент времени активно развиваются.
Ярким примером такого неадекватного перераспределения церебральной энергии является ранее (2-3 года) обучение ребенка буквам и цифрам......
Многократно эмпирически доказано, что в этом случае реакция, которая может быть и отсроченной по времени, обнаруживает себя в различного рода эмоционально-личностных девиациях, склонности к частым заболеваниям, аллергических явлениях, элементах логоневроза, дизартрии, тиках и навязчивых движениях.
С точки зрения нейропсихологической все эти патофеномены свидетельствуют о том, что их мозговая организация связанна с препатологическим состоянием подкорковых образований мозга. Иными словами, опережающая нагрузка на кортикальные отделы мозга, которая неизбежна при обучении чтению, письму или счету, в силу своей энергоемкости "истощила" находящиеся в синзитивном периоде развития субкортикальные образования..... последние завершают свое морфофункциональное развитие очень рано и, таким образом, не имеют достаточных ресурсов для реадаптации..."

Сильно упрощая: ранее обучение не только не полезно, но вредно и вредно необратимо, так как вмешивается в формирование мозга, ослабляя другие структуры. И это доказано вещущими специалистами по нейропсихологии за плечами которых годы исследований, преподавания (МГУ-шные профессора, учат и в других московских ВУЗах)
??? почему об этом не знают родители???"


Главное, что хотят донести до родителей продавцы новомодных сомнительных методик: что папы и мамы не в состоянии научить свое чадо ничему без специальных средств и пособий. Дорогие папы и мамы! НИКТО лучше вас не научит вашего ребенка ничему!Более того, вы совершенно спокойно можете научить ребенка ему угодно БЕЗ методик, кубиков и таблиц. Потому что любое хорошее обучение основано на индивидуальных особенностях развития, а не успехе продаж кубиков Зайцева. Нужно только одно: ваше желание и знание особенностей развития. Все!



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: