Наличие высокого трудового потенциала еще не гарантирует успешное функционирование национальной экономики. Важно, насколько целесообразно и эффективно он используется. А это, прежде всего, зависит от стимулирования и условий труда, создания благоприятного климата для труда. При усилении стимулирования и улучшении общих условий труда, в том числе и с точки зрения наличия доступного жилья, детских учреждений, транспортного обслуживания, число экономически активного населения может быть увеличено за счет экономически неактивной его части, в принципе желающей работать.
Усиливается спрос на рабочую силу. Количество вакансий на конец июня 2013 г. по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. увеличилось на 15,0% и достигло 76,6 тыс. рынок труда по-прежнему ориентирован на рабочие профессии, которые составляют 80,7% от общего количества вакансий.
Сохраняется профессионально-квалифицированный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы на рынке труда. Самыми востребованными на нем являются врачи медсестры, а также специалисты строительного профиля.
|
|
Вместе с тем заметно улучшилась структура вакансий с заработной платой от 4,0 до 6,0 млн. руб. достиг 14,2% против 4,8% в аналогичном периоде 2012 г.; от 3,0 до 4,0 млн. руб. – 22,0% против 12,9%; от 2,0 до 3,0 млн. руб. – 32,1 против 32,3%; до 2 млн. руб. – 29,2 против 50,0%. При этом в республике насчитывалось 2,5% вакансий с заработной платой свыше 6,0 млн. руб., тогда как в 2012 г. таких вакансий не было.
В условиях демографического кризиса, сокращения численности населения задействовать в экономике указанный резерв становится практической необходимостью. Но и он в перспективе, с ростом экономики, окажется недостаточным. Поэтому нужна продуманная миграционная политика. В последнее время государство совершенствует миграционное законодательство в направлении его либерализации, способствующей законному притоку иностранной рабочей силы. Важно, чтобы оно не наносило ущерб коренному населению и содействовало бы притоку квалифицированной рабочей силы.
Кроме того, многие предприятия обрабатывающих отраслей работают не на полную мощность, но не сокращают рабочую силу, а отправляют значительную ее часть в отпуск, нередко в бессрочный и без оплаты, т. е. содержат излишнюю рабочую силу в расчете на улучшение экономической ситуации. Частично эти расчеты оправдались, с ростом экономики все полнее стали вовлекаться в производство работники, находившиеся в отпусках с разрешения администрации или работающие неполный рабочий день.
В сфере использования трудовых ресурсов отмечается превышение увольнений работников над их приемом. Так, в январе-мае 2013 г. прием работников восполнил их выбытие на 87,4%. Наиболее значительное превышение числа увольнений над приемом отмечается в промышленности (81,5%), образовании (70,5%), на транспорте и связи (84,5%). При этом в строительстве отмечается противоположная тенденция превышения на 4,8% приема над увольнением.
|
|
Неудовлетворительно используется также и интеллектуальный потенциал. Все это говорит о слабой взаимосвязи рынка образовательных услуг и рынка труда.
Для осуществления более тесного взаимодействия рынка образовательных услуг и рынка труда, в целях перехода экономики на инновационный путь развития, необходимо усилить государственное и общественное регулирование по следующим основным направлениям:
совершенствование законодательной базы рынка образовательных услуг и рынка труда;
формирование государственных программ занятости по новым профессиям, обеспечивающим переход экономики на инновационный путь развития, координация финансирования таких про-грамм за счет всех источников финансирования; размещение на конкурентной основе заказов;
создание качественной общероссийской информационной базы, включающей банки развернутых данных, характеризующих динамику спроса и предложения на национальном и региональных рынках труда, а также банк данных по учебным заведениям, осуществляющим профессиональную подготовку населения, для более эффективного функционирования центров занятости, консультационных пунктов, агентств по трудоустройству и др.;
предотвращение падения уровня мотивации к труду, гарантирование выплаты минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума;
налоговые и другие формы стимулирования деятельности предприятий в решении проблем занятости и профессионального обучения, особенно по новым профессиям;
формирование государственного заказа на профессиональное обучение, переобучение и повышение квалификации кадров на принципах долгосрочного прогнозирования и целевой подготовки, в том числе и размещение на конкурентной основе заказов по заявкам коммерческих организаций независимо от отраслевой принадлежности и форм собственности;
отработка реальной модели интеграции образовательных учреждений (начальной, средней и высшей ступени) с предприятиями и организациями (образовательные комплексы, центры подготовки и т. д.);
повышение морального (нравственного) уровня социально-экономических, социально-трудовых отношений; разработка в этих целях национальной программы развития общества.
Есть резервы повышения интенсивности труда на государственных предприятиях и на финансово неустойчивых предприятиях других форм собственности, которые следует задействовать, прежде всего, за счет улучшения организации и стимулирования труда, понижения процентов за кредиты, предоставления налоговых льгот для приобретения новой техники, обновления производственных фондов.