Ход урока

План урока по русскому языку в 6 «б» классе

На тему «Прямое и переносное значение слов»

Учитель: Дудук О.Г.

Тема урока: Прямое и переносное значение слов

Цель урока: Познакомить учащихся с понятиями прямого и переносного значения слова

Тип урока: Комбинированный урок

Задачи урока:

Образовательные:

1.Познакомить учащихся с понятиями прямого и переносного значения слова;
2.Закрепить понятия прямого и переносного значения слова, умения определять лексическое значение слова;
3.Обеспечить применение учащимися знаний в разнообразных ситуациях;
4.Способствовать развитию умений сравнивать и классифицировать изученные явления; развитию у школьников монологической речи;
5.Содействовать формированию представлений о богатстве языковых средств русского языка, пробудить бережное отношение к слову.

Развивающие:

1. Развитие памяти, речи, внимания;

2. Формирование навыков аналитической деятельности (сравнение, индукция, дедукция).

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Корригировать внимание путём выполнения самостоятельных упражнений;

2. Коррекция и развитие связной устной и письменной речи речи;

3. Коррекция и развитие мыслительной деятельности;

4. Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.

Дидактический материал и оборудование: раздаточный материал, учебник, проектор, интерактивная доска.

Ход урока

Деятельность учителя Деятельность учеников
1. Организационный момент Подготовка учащихся к работе на занятии; В тетрадях учащиеся записывают число, классная работа. - Здравствуйте, ребята! Какой сейчас урок? - Сейчас урок русского языка.
2. Проверка выполнения домашнего задания - Есть ли у вас вопросы по домашнему заданию? Были затруднения с заданиями? Ученики сдают тетради с выполненным домашним заданием. - Вопросов нет, всё было понятно.
3. Повторение изученного по фонетике; подготовка к основному этапу занятия (целевая установка) (Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.) Упражнения: 1) - найти начальную форму слов: красив (красивый), с тобой (ты), выходим (выходить – 2 спр.), выйдем (выйти – 1 спр.); - назвать всегда глухие согласные (Ч, Щ, Х); - назвать всегда звонкие согласные (Й, Р, Л, М, Н); - объяснить разницу в написании созвучных слов: росистый луг (лужок, луговой, луга) – репчатый лук (луковый, луковица). - Как называются данные слова? - Кто объяснит что такое лексическое значение слова? 2) - определить слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы: - Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, – богатырь; - Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта, – пассажир; - Мера длины, равная 1 000 метров, – километр; - Дорога с твердым покрытием – шоссе; - Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт,- теннис; Ученики выполняют упражнения. - Такие слова называются омонимы. - Это то, что обозначает данное слово, называет.
   
4. Объяснение нового материала (Обеспечение восприятия осмысления и первичного запоминания знаний) - на интерактивной доске появляется стихотворение: “ Мне не хватает теплоты,- Она сказала дочке. Дочь удивилась: – Мерзнешь ты И в летние денечки? -Ты не поймешь, еще мала, Вздохнула мать устало. А дочь кричит: – Я поняла! – И тащит одеяло.” - Почему дочь не поняла свою маму? - О какой теплоте говорила мать своей дочери? - Какое еще значение имеет слово “теплота”? – прямое значение слова. - Правильно, Денис, твоё определение является прямым значением слова “теплота” – тёплый предмет, тёплое состояние”. - Итак, записываем тему урока: “ Прямое и переносное значение слов ””. - Дочь поняла слово “теплота” в другом значении. - Мама говорила о сердечном и добром отношении. - Если что-то тёплое, тёплый предмет.
5. Первичная проверка понимания Объяснение новой темы; запись определений в тетрадь (с интерактивной доски); обсуждение с учащимися нового материала. - Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? - На основе сходства по определенному признаку.
6. Этап закрепления изученного и обобщения и систематизации. 1) упр. 327 (устно) – укажите, в каких примерах выделенные слова имеют переносное значение, а в каких – прямое. Ледяная глыба – ледяной взгляд (перен.); Море пшеницы (перен.) – голубое море; Копирует чертеж – копирует походку (перен.). В первом примере перенос значения произошел на основе ощущений; во втором – размера, величины; в третьем – подобного действия. 2) Теперь предлагаю вам самим заняться поиском. Для работы даны слова: звезда; бежать; хрупкий. Ваша задача – составить с данным словом словосочетание так, чтобы оно употреблялось и в прямом, и переносном значениях. 1- звезда эстрады – яркая звезда; 2- быстро бежал – бежал ручей; 3- хрупкий фарфор – хрупкая девочка. Если мы затрудняемся, нам поможет толковый словарь, где указаны все значения слов. Давайте проверим себя: узнаем по словарю учебника значения слова «бежать». 3) А теперь поиграем. На столе перед вами карточки со словосочетаниями, записанными в две колонки – слова с прямым значением и слова с переносным значением. Наша задача – проверить классификацию, правильно ли заполнена таблица. Может быть, какие-то слова включены неверно. Работаем в командах: 1-я половина класса – «Знайки» (выписывают словосочетания со словами с прямым значением); 2-я половина класса – «Почемучки» (выписывают словосочетания со словами в переносном значении). Не забывайте проверять другую часть таблицы. По одному представителю от команды работают у доски, все остальные самостоятельно. Кто же первый справится с заданием? Слова с прямым значением Слова с переносным значением Т..желый ч..модан; твердый грунт; свежий хле(б,п); пл..сти венок; осл..пительная красота. С..ребро волос; з..лотая пшеница; мягкая похо(д,т)ка; ст..клянный графин; х..лодный ветер; ж..лезный характер. 4) Объяснительный диктант. Запишите предложения, объясняя орфограммы и постановку знаков препинания. Определить, в каких предложениях слово КОЛЮЧИЙ употреблено в прямом значении, а в каком – в переносном. 1. Отец погладил колючую головку сына. 2. На склоне оврага рос колючий кустарник. 3. Закружилась метель, косой колючий снег бил в лицо. Прочитайте внимательно последнее предложение. Что это – закружилась метель? Закружилась – о ком можно так сказать? (о девочке, которая закружилась в танце). Что же – метель как живая? Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием. Он называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ. Он заключается в наделении неживых предметов признаками и свойствами одушевленных, например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш. Познакомимся поближе с этим явлением. 5) упр. 328. Прочитайте. Найдите олицетворения. Пурга хочет потонуть; ветер уснул; разгулялась вьюга, наклонились ели, с испуга ставни заскрипели. Какую роль выполняют олицетворения в художественной литературе? 6) ответьте на вопросы-шутки: - Какая порода рыб самая ценная? (золотая). - Какого цвета неопытная молодежь? (зеленого). - Какие мускулы самые крепкие? (стальные). -Какой рассказ не доваривают, а дорабатывают? (сырой). На основе какого языкового явления составлены вопросы – шутки? Дети выполняют задание. Учащиеся ищут значение слова в словаре. Самостоятельное выполнение работы.
6. Подведение итогов. Выставление отметок за работу на уроке. 8. Домашнее задание. П. 54. упр. 331 – озаглавить текст, списать, вставляя пропущенные буквы. Найти слова в переносном значении, подчеркнуть их как члены предложения. - Ребята, все молодцы, работали очень активно и дружно, отдыхайте.  

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: