Ранняя юриспруденция

Сакральное право

По представлению древних римлян только божественное право является воплощением естественных законов. Они разделяли идею о том, что все принадлежит высшей силе, и именно у нее стоит просить хорошего урожая, значительного приплода или внушительной прибыли. В таком случае жрецы играли особую роль в обществе, выполняя функции толкователей воли богов. Даже Цицерон отмечал особенности, выполняемых жрецами обязанностей - «одни и те же лица руководили как служением бессмертным богам, так и важнейшими государственными делами».

Уже в ранний период между коллегиями жрецов существовало распределение полномочий. Таким образом, «божественное право» (res sacra) подразделялось на Авгуральное (jus augurale), понтификальное (jus pontificium), фециальное (jus fetiale), право фламинов (jus flamini), и право жертвоприношений (jus sacrificet). Цицерон считает, что разделение полномочий жрецов подобно разделению на две части религии - «Вся религия римского народа разделена на жертвоприношения и ауспиции (гадания)». Поэтому стоит сказать о двух важнейших коллегиях жрецов - авгурах и понтификах.

Авгуры

Изначально данная жреческая коллегия занималась толкованием воли Богов по небесным явлениям (грому, молнии, зарницам). Этот тип гадания получил название Ауспиции1.

Среди древнеримских ученых бытовало мнение о том, что Авгуры были независимы как от воли Верховного понтифика,

_______________

1Ауспиции (лат. ед. ч. auspicium, от avis — птица и specie — смотрю, наблюдаю), в Др. Риме гадания по наблюдениям за полётом и криком птиц, за небесными явлениями, за едой священных кур и т. д. Ауспиции совершались высшими магистратами перед началом важного государственного акта. Толковались Ауспиции жреческой коллегией авгуров.

ведавшего всеми сакральными институтами, так и от воли самого Царя. Однако, данное мнение остается спорным по причине того что некоторые из современных ученых не признают его. Их позиция базируется на подчинении большинства жреческих коллегий верховенствующим понтификам, которые обладали монополией на верховную сакральную власть. Авгуры были непосредственными служителями Богов, толкователями божественной воли. Именно этот фактор обусловил их неприкосновенность, на фоне других жреческих коллегий, служители которых подлежали наказанию по общим правилам. Например, при совершении уголовного преступления, авгур не подлежал уголовной ответственности. Основным способом избрания авгуров считалась кооптация2, в процессе которой выборы происходили строго внутри коллегии, на основании божественных предзнаменований. Немаловажен тот факт, что опираясь на волю Богов, они могли устанавливать запреты на выборность в другие коллегии, а так же в магистраты и народные собрания. Данный пример иллюстрирует наличие у них ряда весьма обширных полномочий. Помимо сказанного ранее, для них было возможно распустить народное собрание, отменить выборы в магистраты, и признать недействительным закон, не соответствующий воле богов. Они могли налагать штрафы на тех, кто послужил причиной неудобства для высших сил. Но, их деятельность носила местами формальный характер, так как наблюдения и сакральные действия не фиксировались документально. Именно этим авгуры кардинально отличались от понтификов.

Тем не менее, не стоит забывать и о внешних отличиях авгуров от представителей иных жреческих коллегий. Они имели при себе кривой ромулов жезл и были облачены в царский пурпурный плащ-трабею,

_______________

2 Кооптация (от лат. cooptatio - довыборы) - введение в состав выборного органа новых членов либо кандидатов без проведения дополнительных выборов.

которые указывали на их царственное величие. По некоторым источникам, данный жезл также символизировал верховную власть на право осуществления сакрального правосудия. Авгурам принадлежала честь проведения торжественной инавгурации3 Царей. Аналогичная процедура проводилась и при избрании верховных жрецов коллегии Авгуров. Исторически установлены случаи, когда Царь лично мог быть верховным авгуром (Augur Maximus). Так же авгур мог вступать в спор с Царем, как с равным себе. Например, в легенде, пересказанной Цицероном (Который некоторое время лично был Авгуром), известный Авгур Атт Навий, поспорил, что разрежет бритвой камень пред царем Тарквинием Древним. Исполнив свое обещание, Атт Навий завоевал внимание Царя и заработал уважение правящей элиты к авгурам.

Как было сказано ранее, жрецы данной коллегии также имели ряд судебных полномочий. Раннее правосудие выражалось в строго сакральных особенностях, что обусловило использование авгурского жезла4 в судебном процессе. По некоторым данным, в виндикационном процессе жезл имел формальный характер, олицетворяя копье, которым участники процесса протыкали оспариваемую вещь.

Особое место в процессуальном порядке играла дивинация5, которая основывалась на предсказании будущего методами интуитивных чувств или поведением птиц, и, в редких случаях, по расположению внутренних органов животных, принесенных в жертву.

Позднеримский историк Фест, пишет: «Государственные авгуры наблюдают за пятью видами знамений: Исходящих от неба, от птиц, от

_____________

3 Инавгурация (поздн. лат.) — посвящение какого-либо лица или места посредством религиозных церемоний и специально при посредстве гаданий, совершаемых авгурами.

Отсюда происходит современный термин Инаугурация, который знаменуется торжественным вступлением в должность избираемого главы государства.

4 lituus-жезл. Так возникает близкое слово litis(лат)- судебное разбирательство. От. Глаг. litare(лат)-приносить в жертву

5 Дивинация (лат.)-предсказание, толкование воли богов.

кормления кур от четвероногих животных и от случайных знамений».

Таким образом, коллегия авгуров занималась толкованием божественной воли, путем дивинации, при отправлении ранней формы правосудия.

Немаловажной отличительной особенность является формальность ее деятельности, основанная на устной трактовке явлений. Избегание письменной фиксации деятельности, обуславливалось строгими сакральными принципами авгуров. Большая часть полномочий авгуров заключалась в интерпретации сакрально-правовых явлений, и их последующее изложение в устной форме. По сути, можно сказать о том, что они выполняли функции советников по сакрально-правовым вопросам, давая толкование тех или иных явлений Царю, Магистратам и отдельным гражданам.

§ 3. Понтифики

В отличие от авгуров понтифики выступали в качестве хранителей и интерпретаторов писанного сакрального права. Исходя из данных слов, можно считать понтификов (Pontifex) первыми полноценными хранителями и толкователями древнеримского права, которые выступали в роли религиозных служителей культа.

Ранние правовые источники, будучи предшественниками полноценной правовой системы, входили в лоно религии, которая следила за соблюдением религиозных норм и обычаев. Изначальное предназначение коллегии Понтификов заключалось в хранении сакрального права1 (jus pontificium). Основу их деятельности составляли разработка правил и приемов толкования, а также ведение

_______________

1 Ius pontificium (лат.) - сакральное право

1) В широком смысле то же, что ius sacrum или divinam (культ, сакральное устройство и прорицание), знание и исполнение которого принадлежало жрецам;

2) В более узком смысле — право, касающееся жрецов в их отношении к государству и его институтам.

записей юридических прецедентов2 (commentarii pontificium) и помощь гражданам по вопросам права. На основе этого понтификов можно считать первыми юристами, которые заложили основу римского гражданского права. Позднее они приобрели более широкое влияние. К тому моменту, уже, не будучи ограниченными полномочиями в делах сакральных, они получили возможность влиять на разрешение дел о браке и наследстве.

Не менее интересным было получение понтификом вознаграждения за свою деятельность, которое производилось в строгом соответствии с обычаями. Если понтифик выступал в роли третейского судьи, то обе стороны в равных долях, оставляли вознаграждение, в виде имущества или денег в специальном месте под названием «pons sublicius»3.

Немаловажно то, как точно термин характеризует значение статуса «Понтифик», ярко иллюстрируя нам формализм римского права, на основе которого, даже звание жреца имело формально-определенный характер.

В одном из своих высказываний Фест отражает природу деятельности Верховного понтифика: «Верховный понтифик называется так от того, что он является в делах, которые относятся к жертвоприношениям4 (sacra), и религиозным обрядам5 (religiones), главным судьей и карателем за неповиновение, как частных лиц, так и магистратов».

В сравнении с предыдущим высказыванием, наиболее конкретное определение функций понтификов трактате «О законах» привел

_______________

2 Commentarii pontificium (лат.)- фиксация юридических прецедентов в письменном источнике с целью дальнейшей переработки и использования в процессе законотворчества.

3Дословно «мост на сваях» - деревянный мост через реку Тибр, построенный при четвертом царе Рима Анке Марции.

4 Sacra (лат.) церемонии особенного жертвоприношения (sacrificia) в известные празднества и при известных святилищах.

5Religiones (лат.)- совершение религиозных действий, соответствующих нормам и обычаям их проведения.

Цицерон: «Что за дело понтифику до права «общих стен», или до права пользоваться водой, или до любых вопросов, кроме тех, которые связаны с религией? А последних совсем немного. Это, я думаю, вопросы о священнодействиях (de sacris), об обетах (de votis), о празднествах (de feriis), о гробницах (de sepulcris) и тому подобное».

К тому же, понтифики непосредственно влияли на формирование института семейного права. Их основной функцией являлся жреческий контроль за совершением священнодействий. Данный факт объясняется, тем, что семья в Риме играла немаловажную роль, а поскольку римское право носило строго формализованный характер, то требовалось получение разъяснений о многих священнодействиях, которые составляли основу семейного быта. Поскольку в ранний период было распространено почитание предков и сохранение семейного культа, то понтифики давали данные разъяснения по содержанию этого культа, по соблюдению традиций и норм, которые входили в сферу ведения сакрального права. Их влияние на семейные отношения также сказались в контроле за адрогацией6. Для совершения этого действия требовался специальный декрет понтификов, который выдавался только после проведения тщательного расследования, в ходе которого устанавливались цель усыновления, возраст, имущественное и родовое положение усыновляемого.

В сфере наследственных прав они выступали в роли арбитров, наблюдающих за проведением комиций, которые, свидетельствовали отказ от священнодействий и утверждали завещания. Стоит признать их существенную роль при заключении завещания на самих комициях, где они могли выступить с рекомендацией и дать консультацию7 по сакрально-правовым вопросам*.

_______________

6 Adrogatio (лат.) – Процесс перехода из одного рода в другой.

7 Responsa (лат.) – Консультация особого рода по юридическим вопросам.

*То есть они выступали в качестве квалифицированных свидетелей заключения актов юридического состояния.

Стоит также сказать о законотворческой деятельности данной жреческой коллегии. Поскольку они являлись служителями воли богов, то могли беспрепятственно вносить изменение в уже действующее законодательство и создавать новое. Однако, их полномочия, чаще всего, касались доработки в вопросах сакрального характера. Например, установление отдельного дня для совершения определенных обрядов и празднеств.

Можно смело говорить о средоточии в руках понтификов надзорной и исполнительной функции. Так как, после издания соответствующего закона они же следили за его исполнением и применяли санкции по отношению к нарушителям. Например, в дни проведения религиозных празднеств, они следили за тем, чтобы в этот день ни один гражданин не работал, так как это прямо противоречит установленной воле богов. Во избежание непредвиденных ситуаций, перед жрецами шли специальные глашатаи и объявляли гражданам о том, что они должны оставить работу. В случае неповиновения – «Praecepti neglegens multabatur».** Помимо этого, нарушитель должен был принести в качестве искупительной жертвы перед богами свинью.

Несмотря на всеобщие полномочия членов данной жреческой коллегии, уникальным статусом и особыми полномочиями обладал Верховный понтифик. Именно он был верховным толкователем божественной воли. В его обязанности также входила организация собраний понтификов и назначение дней великих жертвоприношений. По некоторым сведениям, Великий понтифик был главой не только коллегии понтификов, но и других сакральных коллегий. Однако, данное мнение не нашло конкретного подтверждения, так как опирается лишь на противоречивые доводы ученых.

_______________

**«Пренебрегавший предупреждением подвергался штрафу».

Становится очевидным то, что понтифики имели весьма обширные полномочия в публичной и частной сфере сакрально-правовых отношений. Они оказывали непосредственное влияние на формирование системы римского права в ранний период его истории. Изначальная деятельность понтификов имела строго религиозный характер, основанный на fas8, однако с последующим развитием правой системы, они приобрели ряд качественно новых возможностей, которые позволили jus9 лаконично вписаться в сферу их полномочий. Эти факты и письменный характер права разработанного понтификами способствовали восхождению данной коллегии к вершине сакральной власти, и последующим приобретением власти над формированием системы частного права.

________________

8 Fas(лат.) - общность норм, которые основывались на принципах сакрального права (jus sacrae).

9 Jus (лат.) - право как таковое. Полноценно сформированное и независимое от сакральных

норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: