Вопрос №1 : Понятие о темпераменте

План

Проведения занятий по «Общей психологии» с солдатами

Тема: 1 Темперамент

Цель занятия:

Сформировать у обучаемых представление о науке – «Общая психология», ее объекте, предмете, научных проблемах и задачах, ознакомить обучаемых с основными методами исследования.

Учебные вопросы:

1. Понятие о темпераменте

2. Психологические параметры о темпераменте

Форма проведения занятия: лекция

Литература:

  1. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПБ.: Питер, 2008

Вопрос №1: Понятие о темпераменте

Темперамент - динамическая характеристика психических процессов и поведения человека, проявляющаяся в их скорости, изменчивости, интенсивности и других характеристиках. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент. Общая активность психической деятельности и поведения человека выражается в различной степени стремления активно действовать, осваивать и преобразовывать окружающую действительность, проявлять себя в разнообразной деятельности. Выражение общей активности у различных людей различно. Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов. Двигательная, или моторная, активность показывает состояние активности двигательного и речедвигательного аппарата. Выражается в быстроте, силе, резкости, интенсивности мышечных движений и речи человека, его внешней подвижности (или, наоборот, сдержанности), говорливости (или молчаливости).
Эмоциональная активность выражается в эмоциональной впечатлительности (восприимчивость и чуткость к эмоциональным воздействиям), импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начала и прекращение их). Темперамент проявляется в деятельности, поведении и поступках человека и имеет внешнее выражение. По внешним устойчивым признакам можно до известной степени судить о некоторых свойствах темперамента. Древнегреческий врач Гиппократ, живший в 5 веке до н.э., описал четыре темперамента, которые получили следующие названия: сангвинический темперамент, флегматический темперамент, холерический темперамент, меланхолический темперамент. Он описал основные типы темпераментов, дал им характеристики, однако связывал темперамент не со свойствами нервной системы, а с соотношением различных жидкостей в организме: крови, лимфы и желчи. Первую классификацию темпераментов предложил Гален, и она в относительно малоизмененном виде дошла до наших дней. Последнее из известных ее описаний, которое используется и в современной психологии, принадлежит немецкому философу И. Канту. И. Кант разделял темпераменты человека (проявления темперамента можно заметить и у высших животных) на два типа: темпераменты чувства и темпераменты

Отсутствие необходимых знаний не позволяло дать в то время подлинно научную основу учению о темпераментах, и только исследования высшей нервной деятельности животных и человека, проведенные И. П. Павловым, установили, что физиологической основой темперамента являются сочетания основных свойств нервных процессов

Темперамент надо строго отличать от характера. Темперамент ни в коей мере не характеризует содержательную сторону личности (мировоззрение, взгляды, убеждения интересы и т.п.), не определяет ценность личности или предел возможных для данного человека достижений. Он имеет лишь отношение к динамической стороне деятельности.
Хотя темперамент, не может определять отношений личности, ее стремлений, и интересов, ее идеалов, т.е. всего богатства содержания внутренней жизни человека, однако характеристика динамической стороны имеет существенное значение для понимания сложного образа поведения человека, характера человека. То, насколько человек проявляет уравновешенность в поведении, гибкость, динамичность и экспансивность в реакциях, говорит о качественных особенностях личности и ее возможностях, определенным образом складывающихся на трудовой и общественной деятельности индивида. Таким образом, темперамент не является чем-то внешним в характере человека, а органически входит в его структуру. Жизненные впечатления. воспитание и обучение на естественной основной ткани темперамента - типе высшей нервной деятельности- постепенно ткут узоры.
Отношение личности, ее убеждения, стремления, сознание необходимости и долга позволяют преодолевать одни импульсы, тренировать другие, чтобы организовать свое поведение в соответствии с общественными нормами.
Темперамент не определяет путь развития специфических особенностей характера, темперамент сам преобразуется под влиянием качеств характера. Развитие характера и темперамента в этом смысле является взаимообусловленным процессами. Темперамент тесно связан с особенностями общения человека с окружающими Людьми, а, следовательно, в зна-чительной степени определяет психологическую совмес-тимость или несовместимость людей.

В.С. Мерлин, крупный отечественный психолог, спе-циально изучающий динамические характеристики пси-хики человека, писал: «Представьте себе две реки: одну спокойную, равнинную, другую - стремительную, горную. Течение первой едва заметно, она плавно несет воды, у нее нет ярких всплесков, бурных водопадов, ослепитель-ных брызг. Течение второй - полная противоположность. Река быстро несется, вода в ней грохочет, бурлит, клокочет и, ударяясь о камни, превращается в клочья пены... Нечто подобное можно наблюдать в динамике (особенно-сти течения психической жизни разных людей)». Здесь пред-ставлено, что обе реки - бурная и спокойная - текут по-рознь, независимо друг от друга. Но в обычной, повсед-невной жизни - в семье, на работе, во время занятий в институте, в компании друзей и т.д. происходит слияние самых различных «потоков» психической жизни разных лю-дей, порождающее всплеск эмоций, водопады и водово-роты в человеческих отношениях, поскольку каждый из «потоков» в общем, русле стремится сохранить свою само-ценность и самобытность. Отсюда ясно, насколько важно каждому из нас знать особенности своего темперамента и темпераментов других и учитывать слабые и сильные сто-роны друг друга в процессе общения, взаимодействия и взаимоотношений.

В межличностных отношениях конфликты нередко воз-никают вследствие того, что люди не учитывают особенно-сти темперамента как своего, так и другого человека, та-кие, например, как импульсивность, медлительность, вспыльчивость, большая впечатлительность, ранимость и др. Некоторые недостатки темперамента могут быть нейтра-лизованы человеком в процессе его повседневной работы над собой; используя особенности своего темперамента, можно добиваться значительных успехов в деятельности и в совершенствовании собственной личности.

От темперамента зависят такие свойства личности, как впе-чатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревож-ность. Впечатлительность -- это сила воздействия на человека различных стимулов, время их сохранения в памяти и сила ре-акции на них. Одни и те же стимулы на впечатлительного чело-века оказывают большее воздействие, чем на недостаточно впе-чатлительного. Впечатлительный человек, кроме того, дольше помнит соответствующие воздействия и дольше сохраняет ре-акцию на них. Да и сила соответствующей реакции у него зна-чительно больше, чем у менее впечатлительного индивида.

Эмоциональность -- это скорость и глубина эмоциональной реакции человека на те или иные события. Эмоциональный че-ловек придает большую значимость тому, что происходит с ним и вокруг него. У него гораздо более чем у неэмоционального человека, выражены всевозможные телесные реакции, связан-ные с эмоциями. Эмоциональный индивид -- это тот, кто поч-ти никогда не бывает спокойным, постоянно находится во вла-сти каких-либо эмоций, в состоянии повышенного возбужде-ния или, напротив, подавленности.

Импульсивность проявляется в несдержанности реакций, в их спонтанности и появлении еще до того, как человек успевает об-думать сложившуюся ситуацию и принять разумное решение по поводу того, как в ней действовать. Импульсивный человек сна-чала реагирует, а потом думает, правильно ли он поступил, часто сожалеет о преждевременных и неправильных реакциях.

Тревожный человек отличается от мало тревожного тем, что у него слишком часто возникают связанные с беспокойством эмоциональные переживания: боязнь, опасения, страхи. Ему ка-жется, что многое из того, что его окружает, несет в себе угрозу для собственного «Я». Тревожный человек боится всего: незна-комых людей, телефонных звонков, экзаменов, испытаний, офи-циальных учреждений, публичных выступлений и т.п.

Сочетание описанных свойств и создает индивидуальный тип темперамента, поэтому, характеризуя его, мы не случайно вы-нуждены были, время от времени отступать от чисто динамиче-ских описаний и включать в них характерологические личност-ные качества. Те проявления темперамента, которые, в конечном счете, становятся свойствами личности, зависят от обучения и вос-питания, от культуры, обычаев, традиций, многого другого.

Темперамент в некоторой степени влияет на развитие способ-ностей человека, особенно тех, в состав которых входят движе-ния с такими их существенными характеристиками, как темп, скорость реакции, возбудимость и тормозимость. В первую оче-редь это способности, включающие в свой состав сложные и точ-ные движения с непростой траекторией и неравномерным тем-пом. К ним также относятся способности, связанные с повышен-ной работоспособностью, сопротивляемостью помехам, вынос-ливостью, необходимостью длительной концентрации внимания.

Основные типы темперамента: сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик. По сложившейся веками традиции, так называют людей, обладающих соответствующими типами темперамента, а сами эти типы правильно было бы назвать сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: