Самосознание и самооценка личности

Самосознание в психической деятельности человека выступает как сложный процесс познания себя.

Он связан с достижением от единичных образов к целостному образованию - понятию собствен­ного Я.

Формирование отношения к самому себе происходит позднее формирования отношений к

- ситуации,

- предмету и средствам дея­тельности,

- к другим людям.

Эти отношения завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность.

Они наиболее тесно свя­заны с

- целями жизни и деятельности,

- ценностными ориентация­ми, установками,

и выполняют функции

- самопознания,

- самоконтроля,

- саморегуляции личности.

Самопознание - процесс динамический и никогда не завершаю­щийся.

1. Во-первых, происходит постоянное развитие самих позна­вательных способностей;

2. во-вторых, изменяется и сам объект по­знания - личность;

3. в-третьих, всякое знание о себе самим фактом своего получения меняет субъекта: узнав что-то о себе, человек ста­новится другим.

Самопознание идет параллельно с постоянной проверкой на адекватность и коррекцией.

Итоговым продуктом самопознания является Я-концепция.

По Роберту Бернсу, Я-концепция - это совокупность всех представ­лений индивида о себе самом, сопряженная с их оценкой.

На осно­вании Я-концепции индивид строит свое взаимодействие с други­ми людьми и относится к себе.

Ее составляющие:

- реальное Я,

- идеальное Я,

- динамическое Я,

- фантастическое Я,

- образ тела и т.д.

Степень рассогласованности отдельных компонентов влияет на психическое здоровье, мотивацию, процессы саморегуляции.

Когда поведение человека согласуется с его Я-концепцией, он может обойтись и без одобрения своего поведения со стороны ок­ружаюших.

Например:

· Люди, считаюшие себя неудачниками, могут подсозна­тельно подавлять усилия (и собственные, и извне) по изменению ситуации, чтобы соответствовать Я-концепции.

· Пациент с повы­шенной массой тела, несмотря на многочисленные диеты, может оставаться тучным, пока он не готов к изменению образа Я.

· Де­вушка, всю жизнь мечтавшая стать врачом, но в силу обстоятельств закончившая медучилище, никак не может согласовать свои Я-ре­альное и Я-идеальное, поэтому воспринимает свою сестринскую деятельность как «унизительную, ненужную, временную», а паци­ентов как «обозленных на нее и весь мир».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: