ПОДГОТОВКА КАДРОВ
СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ
15.1. Особенности работы и требования
к профессиональной подготовленности врача службы медицины катастроф
В любой ЧС возможности для оказания медицинской помощи ограничены, и требуется привлечение дополнительных сил и средств из непострадавших районов или из государственных ресурсов. Для этого необходима заблаговременная подготовка соответствующих медицинских кадров, способных работать в экстремальных условиях при массовом поступлении пораженных.
При возникновении ЧС, резко усложняющей как общую, так и медико-санитарную обстановку, от врача потребуется организация и проведение своей работы в необычных условиях (землетрясение, аварии на химически или радиоактивно опасных объектах, социально-политические конфликты и др.), которые могут сопровождаться одномоментным появлением большого числа пораженных, нуждающихся в скорейшем оказании медицинской помощи, резким ухудшением санитарно-эпидемиологической обстановки, несоответствием между наличием и потребностями в силах и средствах местного здравоохранения.
Для ликвидации последствий подобных ЧС, когда резко повышена значимость своевременного оказания медицинской помощи пораженным, проведения первоочередных санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, существенно возрастает роль врача службы медицины катастроф как организатора и непосредственного исполнителя этих мероприятий.
Работа медицинского персонала службы медицины катастроф характеризуется рядом особенностей. В сложных ситуациях врач в сжатые сроки должен одновременно проводить обследование и оказание медицинской помощи большому количеству пораженных, диагностировать поражения на основании сочетания установленных и вероятных признаков патологии. Из-за отсутствия времени объем диагностических и лечебных мероприятий резко ограничен. Обязательным правилом работы врача в ЧС является проведение медицинской сортировки пораженных с использованием при этом минимума инструментально-лабораторных методов обследования. Врач обязан непосредственно в районе ЧС организовать и в короткие сроки выполнить неотложные мероприятия медицинской помощи по жизненным показаниям, кроме того, уметь оказывать такую помощь при транспортировке пораженных, оперативно решать вопросы эвакуации, питания, защиты пораженных от неблагоприятных факторов внешней среды (загрязнение РВ, АОХВ, заражение БС и др.). Следует подчеркнуть, что экстренные диагностические и лечебные мероприятия направлены на скорейшее оказание медицинской помощи максимально возможному числу пораженных в целях повышения их шансов на выживание на догоспитальном этапе. Поэтому экстренная медицинская помощь направлена на сохранение и поддержание функций жизненно важных органов и систем организма, предупреждение осложнений.
Врачи всех профилей должны в деталях знать перечень организационных и медицинских мероприятий, которые необходимо выполнять на догоспитальном этапе, причем, как правило, в районе (зоне) ЧС.
При этом возрастает роль руководителя службы медицины катастроф любого звена и уровня как организатора и исполнителя мероприятий по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. Выполнить эти обязанности он сможет лишь при всесторонней подготовке как специалиста широкого профиля, который должен:
• хорошо знать задачи, организацию, условия работы формирований и учреждений; организацию лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических, противоэпидемических мероприятий, а также медицинского снабжения в различных ЧС;
• знать возможные виды и особенности ЧС, в ликвидации которых данное звено службы медицины катастроф принимает участие;
• владеть комплексными знаниями по неотложной хирургии, терапии, токсикологии, радиологии, психиатрии, другим клиническим и профилактическим медицинским наукам, специалисты которых могут работать в службе медицины катастроф;
• быть ориентированным в вопросах организации соответствующих звеньев Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), знать принципы работы ее сил и средств при ликвидации различных ЧС, организацию управления;
• знать организацию, возможности здравоохранения, ведомственных медицинских служб на соответствующей территории (в регионе), места расположения их формирований и учреждений, которые могут привлекаться для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;
• уметь правильно и быстро оценивать обстановку в районе ЧС, принимать всесторонне обоснованные решения, своевременно и четко ставить конкретные задачи
исполнителям, осуществлять действенный контроль и оказывать им помощь.
Кроме того, специалист-управленец отвечает за создание и поддержание в подчиненном ему коллективе нормальных деловых взаимоотношений, способствующих более эффективному решению возлагаемых задач.
15.2. Система подготовки кадров
службы медицины катастроф
Содержание задач, возложенных на службу медицины катастроф, специфические условия их решения, вероятность участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС значительной части медицинского персонала определяют требования к системе подготовки кадров по вопросам медицины катастроф, содержанию этой подготовки и ее организации.
Созданная в системе здравоохранения Российской Федерации служба медицины катастроф с силами быстрого реагирования и постоянной готовности предопределила специальную подготовку не только штатного личного состава формирований и учреждений службы, но и многих других специалистов здравоохранения, а также спасателей, принимающих непосредственное участие в оказании медицинской помощи пораженному населению в ЧС.
Характер медико-санитарных последствий ЧС свидетельствует о необходимости знания медиками не только возможной патологии и лечебно-эвакуационной характеристики пораженных в различных ЧС, основ и стандартов оказания экстренной медицинской помощи, но - и это главное - организации медико-санитарного обеспечения населения в сложных экстремальных условиях.
Последнее обстоятельство и побудило осуществлять подготовку медицинских кадров к деятельности при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС мирного и военного времени. Первоначально (с 1990 г.) она стала осуществляться в институтах усовершенствования врачей (последипломного образования), а затем и в медицинских высших (с 1992 г.) и средних специальных медицинских (с 1995 г.) учебных заведениях. Подготовка спасателей по вопросам медицины катастроф была организована и ведется с 1992 г.
Подготовка врачей, фельдшеров, медицинских сестер по медицине катастроф в Российской Федерации является государственной, обязательной и непрерывной (рис. 53).
Базовая (додипломная) подготовка в медицинских ВУЗах проводится по программе медицины катастроф на клинических кафедрах и предусматривает обучение будущего врача приемам и методам оказания первой врачебной помощи при различных острых заболеваниях, травмах и отравлениях, возникших вследствие ЧС. Основные принципы защиты, организационно-тактические вопросы деятельности учреждений здравоохранения и формирований службы медицины катастроф преподаются студентам на кафедрах медицины катастроф, а ряд тем, касающихся особенностей санитарно-гигиенического и противоэпидемического обеспечения в ЧС, изучается на соответствующих профилактических кафедрах. Программой по медицине катастроф, утвержденной Минздравом России, отведено, в зависимости от профиля факультета, от 114 (на фармакологическом) до 260 (на лечебном) учебных часов.
В соответствии с рекомендациями Государственного комитета Российской Федерации по высшему образованию и МЧС России для других ВУЗов (не медицинского профиля) базовая специальная подготовка по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» должна осуществляться не менее чем по 136-часовой программе.
Комплексная подготовка студентов медицинских училищ (колледжей) по медицине катастроф рассчитана на 120 учебных часов и направлена на привитие среднему медицинскому персоналу навыков по самостоятельному выполнению в ЧС манипуляций доврачебной помощи.
Полученные медицинскими специалистами во время обучения в медицинском учебном заведении знания и умения по оказанию медицинской помощи пораженным в ЧС поддерживаются и совершенствуются па занятиях по специальной подготовке (ежегодно 35 учебных часов), которая организуется в лечебно-профилактических учреждениях здравоохранения, а также при проведении плановых учений и тренировок, проводимых службой медицины катастроф и медицинской службой гражданской обороны.
Усовершенствование врачей и среднего медицинского персонала формирований и учреждений службы медицины катастроф проводится на центральных и местных учебных базах дополнительного (последипломного) образования по специально разработанным для них программам. Согласно «Унифицированной программе последипломного обучения врачей (провизоров) по медицине катастроф» 1997 г. па эту подготовку отводится от 72 до 90 учебных часов.
Специальная подготовка руководящего состава органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, службы медицины катастроф и медицинской службы гражданской обороны (МСГО) осуществляется на специальных циклах в академиях, университетах (факультетах) дополнительного медицинского образования. Программы обучения составляют от 90 до 144 учебных часов.
Методическое руководство подготовкой по медицине катастроф осуществляет Минздрав России через Учебно-методический совет по подготовке кадров для службы медицины катастроф, мобилизационной работы и медицинской службы ГО Минздрава России (приказ Минздрава России от 23.10.00 № 378). В совет входят ведущие специалисты, занимающиеся подготовкой медицинских кадров.
Совет изучает потребность в кадрах медицины катастроф и вырабатывает предложения по организации их обучения, совершенствованию программ подготовки, осуществляет лицензирование учебной литературы, принимает участие в аттестации образовательных заведений с выдачей свидетельства на право подготовки специалистов службы медицины катастроф и МСГО.
Начиная с 1994 г., важную роль в подготовке кадров службы медицины катастроф, особенно ее руководящего состава, занимала кафедра медицины катастроф Всероссийского центра медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита»). Это связано с тем, что центр является головным научно-практическим учреждением Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), где разрабатывается идеология развития службы, обобщается опыт работы регионального, территориального и местного уровней службы, имеются возможности для привлечения к учебному процессу руководителей Минздрава России, службы медицины катастроф и высокопрофессиональных научных работников и профессорско-преподавательского состава ведущих ВУЗов г. Москвы.
Приказом Минздрава России от 27.10.00 № 380 при ВЦМК «Защита» создан институт проблем медицины катастроф. В его состав входят кафедры медицины катастроф, неотложных состояний и экстренной медицинской помощи, санитарно-противоэпидемического обеспечения в ЧС, восстановительной медицины, научные лаборатории, отдел научно-технической информации с библиотекой.
Институт проблем медицины катастроф предназначен в основном для усовершенствования руководящего состава службы, разработки предложений по государственной политике в области медицины катастроф, по предупреждению и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, разработки федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК.
На институт возложены головные учебно-организационные и методические функции по осуществлению образовательной деятельности по базовой (додипломной) подготовке, дополнительного профессионального и послевузовского образования по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС.
При институте функционируют докторантура, аспирантура, ординатура. Институт проводит лицензирование высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку и повышение квалификации по медицине катастроф.
Основными формами подготовки руководителей здравоохранения являются штабные тренировки, учения, деловые игры, а руководящего состава учреждений здравоохранения - объектовые тренировки и комплексные учения с объектами.
Для более широкого охвата медицинских кадров и эффективного использования потенциала существующих кафедр медицины катастроф используются такие формы и методы обучения, как выездные циклы, краткосрочные семинары, симпозиумы и научно-практические конференции.
Специалисты службы медицины катастроф высшей квалификации формируются также в процессе целенаправленной научно-исследовательской работы, одним из результатов которой является диссертационная работа. В номенклатуру специально-
стей научных работников введена новая специальность 05.26.02 «Безопасность, защита, спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях». При ВЦМК «Защита» по этой специальности создан диссертационный совет.
Признанием важности и значимости службы медицины катастроф при ликвидации последствий ЧС следует считать решение об аттестации медицинских кадров один раз в пять лет на статус спасателя.
Спасатель - это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ. К аварийно-спасательным работам относятся и работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.
Статус спасателя - это совокупность прав и обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации и гарантированных государством спасателям. Особенности статуса спасателей определяются возложенными на них обязанностями по участию в проведении работ по ликвидации последствий ЧС и связанной с этим угрозой их жизни и здоровью (Приложение 31).
Аттестация проводится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации для РСЧС, и обеспечивает проверку профессиональной, физической и психологической готовности персонала к работе в ЧС. Для ее проведения созданы и работают федеральные, региональные и территориальные аттестационные комиссии. Эти комиссии предназначены также и для аттестации специалистов здравоохранения по специальности «Безопасность, защита, спасение и жизнеобеспечение населения в чрезвычайных ситуациях» (рис. 54).
Успеху подготовки медицинских кадров службы медицины катастроф способствует своевременное издание учебников, монографий, учебных пособий.
Изложенная система подготовки медицинских кадров относится к службе медицины катастроф Минздрава России. В других министерствах (Минобороны, МЧС, МВД России) и ведомствах, где имеются службы медицины катастроф, подготовка кадров осуществляется по такой же системе в ВУЗах Минздрава России или в принадлежащих им учебных заведениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации на Минздрав России возложено методическое руководство подготовкой кадров для ВСМК. Это определяет единство взглядов на данную проблему.
Таким образом, основными принципиальными положениями существующей в Российской Федерации системы подготовки медицинских кадров по медицине катастроф являются:
• система подготовки медицинских кадров является государственной;
• медицинский персонал получает первичную (базовую) подготовку по медицине катастроф в соответствующих учреждениях среднего и высшего профессионального (медицинского) образования;
• уровень знаний и навыков по медицине катастроф постоянно совершенствуется для обеспечения постоянной готовности всех медицинских работников к работе в ЧС;
• подготовка специалистов клинического и профилактического профилей по медицине катастроф, наряду с обучением по специальным (профессиональным) вопросам, включает изучение организации и условий деятельности службы медицины катастроф, принципов организации медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС;
• в системе подготовки кадров для службы медицины катастроф особое место занимает подготовка персонала органов управления, формирований и учреждений службы; она обеспечивает приоритетное и постоянное совершенствование навыков и умений, формирование морально-психологических качеств, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей в ЧС (фото 14);
• при подготовке руководящего состава службы медицины катастроф особое внимание уделяется выработке навыков управления;
• качество подготовки персонала службы медицины катастроф оценивается как по результатам его практической деятельности при ликвидации ЧС, так и при проведении аттестации.
15.3. Организация подготовки личного состава медицинской службы гражданской обороны
Специальная подготовка личного состава МСГО является составной частью подготовки учреждений здравоохранения к работе в условиях военного времени.
Уровень подготовки медицинских и фармацевтических работников для выполнения обязанностей по занимаемой должности в мирное время и по предназначению на военное время является основным показателем готовности органа управления здравоохранением, учреждения здравоохранения к выполнению задач в военное время.
В мирное время для подготовки к работе в состав штабов учреждений и формирований МСГО в обязательном порядке привлекаются работники с высшим и средним медицинским (фармацевтическим) образованием в соответствии с законодательством.
Специальная подготовка в органах управления здравоохранением и учреждениях здравоохранения планируется и проводится дифференцированно с различными категориями обучаемых, с учреждением или формированием в целом, в ходе плановых занятий и учений, на учебных сборах.
Тематика занятий с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО определяется исходя из предназначения и уровня подготовки обучаемых.
Основной формой подготовки штабов МСГО к выполнению задач являются командно-штабные учения и командно-штабные (штабные) тренировки.
С учреждениями МСГО проводятся комплексные объектовые учения, с формированиями -тактико-специальные занятия и тактико-специальные учения.
Периодичность и продолжительность учений со штабами, учреждениями и формированиями МСГО устанавливаются организационно-методическими указаниями Минздрава России по подготовке органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения в области гражданской обороны.
Занятия и учения с личным составом штабов, учреждений и формирований МСГО проводятся в часы, установленные руководителями органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения.
Усовершенствование руководителей органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, врачей-специалистов по вопросам организации медико-санитарного обеспечения населения в военное время проводится на циклах тематического усовершенствования в медицинских высших учебных заведениях, на местных учебных базах, на учебных сборах в установленном порядке.
Приложения
Оглавление
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 8
ПРИЛОЖЕНИЕ 3. 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 4. 10
ПРИЛОЖЕНИЕ 5. 12
ПРИЛОЖЕНИЕ 6. 15
ПРИЛОЖЕНИЕ 7. 18
ПРИЛОЖЕНИЕ 8. 21
ПРИЛОЖЕНИЕ 9. 22
ПРИЛОЖЕНИЕ 10. 23
ПРИЛОЖЕНИЕ 11. 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 12. 28
ПРИЛОЖЕНИЕ 13. 31
ПРИЛОЖЕНИЕ 14. 34
ПРИЛОЖЕНИЕ 15. 37
ПРИЛОЖЕНИЕ 16. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ 17. 40
ПРИЛОЖЕНИЕ 18. 41
ПРИЛОЖЕНИЕ 19. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ 20. 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 21. 46
Приложение 22. 48
ПРИЛОЖЕНИЕ 23. 50
ПРИЛОЖЕНИЕ 24. 52
ПРИЛОЖЕНИЕ 25. 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 26. 55
Приложение 27. 61
Приложение 28. 62
Приложение 29. 63
Приложение 30. 64
ПРИЛОЖЕНИЕ 31. 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 1