Основные понятия, используемые в ФЗ «О связи»

Лекция № 4. Федеральный закон о связи

ФЗ № 126 от 7.07.03 г.

О СВЯЗИ

/Принят ГД 18.06, одобрен СФ 25.06. 2003 г./

Федеральный закон «О связи» вступил в силу с 1 января 2004 года, а п.2 ст.47 – с 1.01.05 г. В связи с этим признал утратившим силу с 1.01.04 г. ФЗ №15 «О связи» от 16.02.95 г.

Он устанавливает: правовые основы деятельности в области связи на территории РФ и на находящихся под юрисдикцией РФ территориях, определяет полномочия ОГВ в обл. связи, а также права и обязанности лиц, участвующих или пользующихся услугами связи.

В главе 1 «Общие положения» определены цели настоящего закона (ст.1), используемые основные понятия (ст.2), сфера действия закона и законодательство РФ в области связи (ст.3).

Основные понятия, используемые в ФЗ «О связи»

Абонент – пользователь услугами связи, с которым заключен договор об оказании таких услуг при выделении для этих целей абонентского номера или уникального кода идентификации (УКИ).

Выделение полосы радиочастот – разрешение в письменной форме на использование конкретной полосы радиочастот (ПРЧ), в т.ч. для разработки, модернизации, производства в РФ и (или) ввоза на территории РФ радиоэлектронных средств (РЭС) или высокочастотные устройства с определенными техническими характеристиками.

Высокочастотные устройства (ВЧУ) – оборудование или приборы, предназначенные для генерирования и использования радиочастотной энергии в промышленных, научных, медицинских, бытовых или других целях, за исключением применения в области электросвязи.

Использование радиочастотного спектра – обладание разрешением на пользование и (или) фактическое пользование полосой радиочастот, радиочастотным каналом или радиочастотой для оказания услуг электросвязи и других не запрещенных ФЗ или иными нормативными правовыми актами РФ целей.

Конверсия радиочастотного спектра – совокупность действий, направленных на расширение использования радиочастотного спектра радиоэлектронных средств гражданского назначения.

Линейно-кабельные сооружения (ЛКС) – сооружения электросвязи и иные объекты инженерной инфраструктуры, созданные или приспособленные для размещения кабелей связи.

Линии связи – линии передачи, физические цепи и линейно-кабельные сооружения.

Монтированная емкость – величина, характеризующая топологические возможности оператора связи по оказанию на определенной территории РФ услуг электросвязи, услуг присоединения и услуг по пропуску трафика и измеряемая техническими возможностями оборудования, введенного в сеть оператора связи.

Нумерация – цифровое, буквенное, символьное обозначение или комбинации таких обозначений, в том числе коды, предназначенные для однозначного определения (идентификации) сети связи и (или) ее узловых или оконечных элементов.

Пользовательское (оконечное) оборудование – технические средства для передачи и (или) приема сигналов электросвязи, подключенные к абонентским линиям и находящиеся в пользовании абонентов или предназначенные для таких целей.

Оператор, занимающий существенное положение в сети связи общего пользования – оператор, который вместе с аффилированными лицами обладает в географически определенной зоне нумерации или на всей территории РФ не менее чем 25% монтированной емкости либо имеет возможность осуществлять пропуск не менее чем 25% трафика.

Оператор связи – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, оказывающий услуги связи на основании соответствующей лицензии.

Оператор универсального обслуживания – оператор связи, который оказывает услуги связи в сети связи общего пользования и на которого в порядке, предусмотренном настоящем ФЗ, возложена обязанность по оказанию универсальных услуг связи.

Организация связи – юридическое лицо, осуществляющее деятельность в обл. связи в качестве основного вида деятельности.

Пользователь радиочастотным спектром – лицо, которому выделена полоса радиочастот (ПРЧ) либо присвоены (назначены) рабочие частоты или радиочастотный канал (РЧК).

Присвоение (назначение) рабочей частоты или радиочастотного канала – разрешение в письменной форме на использование конкретной рабочей частоты или РЧК с указанием конкретного радиоэлектронного средства, целей и условий такого использования.

Радиопомеха – воздействие электромагнитной энергии на прием радиоволн, вызванное одним или несколькими излучениями, в том числе радиацией, индукцией, и проявляющееся в любом ухудшении качества связи, ошибках или потерях информации, которых можно было бы избежать при отсутствии воздействия такой энергии.

Радиочастота – частота электромагнитных колебаний, устанавливаемая для обозначения единичной составляющей радиочастотного спектра.

Радиочастотный спектр (РЧС) – совокупность радиочастот в установленных Международным союзом электросвязи пределах, которые могут быть использованы для функционирования радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств.

Радиоэлектронные средства (РЭС) – технические средства, предназначенные для передачи и (или) приема радиоволн, состоящие из одного или нескольких передающих и (или) приемных устройств либо комбинации таких устройств и включающие в себя вспомогательное оборудование.

Распределение полос радиочастот – определение предназначения полос радиочастот (ПРЧ) посредством записей в Таблице распределения ПРЧ между радиослужбами РФ, на основании которых выдается разрешение на использование конкретной ПРЧ, а также устанавливаются условия такого использования.

Ресурс нумерации – совокупность или часть вариантов нумерации, которые возможно использовать в сетях связи.

Сеть связи – технологическая система, включающая в себя средства и линии связи и предназначенная для электросвязи или почтовой связи.

Современный функциональный эквивалент сети связи (СФЭСС) – минимальный набор современных средств связи, обеспечивающий качество и существующий объем услуг, оказываемых в сети связи.

Сооружения связи – объекты инженерной инфраструктуры, в том числе здания, строения, созданные или приспособленные для размещения средств связи и кабелей электросвязи.

Средства связи – технические и программные средства, используемые для формирования, приема, обработки, хранения, передачи, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые для оказания услуг связи или обеспечения функционирования сетей связи.

Трафик – нагрузка, создаваемая потоком вызовов, сообщений и сигналов, поступающих на средства связи.

Универсальные услуги связи – услуги связи, оказание которых любому пользователю услугами связи на всей территории РФ в заданный срок, с установленным качеством и по доступной цене является обязательным для операторов универсального обслуживания.

Управление сетью связи – совокупность организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение функционирования сети связи, в том числе регулирование трафика.

Услуга связи – деятельность по приему, обработке, хранению, передаче, доставке сообщений электросвязи или почтовых отправлений.

Услуга присоединения – деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в организации взаимодействия сетей электросвязи, при котором становится возможным установление соединения и передача информации между пользователями взаимодействующих сетей электросвязи.

Услуга по пропуску трафика – деятельность, направленная на удовлетворение потребности операторов связи в пропуске трафика между взаимодействующими сетями электросвязи.

Электросвязь – любые излучение, передача или прием знаков, сигналов, голосовой информации, письменного текста, изображений, звуков или сообщений любого рода по радиосистеме, проводной, оптической и другим электромагнитным системам.

ЭМС – способность РЭС и (или) ВЧУ функционировать с установленным качеством в окружающей ЭМО и не создавать недопустимые радиопомехи другим РЭС и (или) ВЧУ.

Отношения, связанные с деятельностью в обл. связи, регулируются также (кроме Конституции РФ и настоящего ФЗ) нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и издаваемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами ФОИВ.

В главе 2 «Основы деятельности в области связи» определены:

собственность на сети связи и средства связи (ст.5);

организация деятельности, связанной с размещением сооружений связи и средств связи, а также защиты сетей связи и сооружений связи (ст.6, 7);

порядок регистрации права собственности и других вещных прав на объекты связи, а также строительства и эксплуатации линий связи на приграничной территории РФ и в пределах территориального моря РФ (ст. 8, 9);

земли связи (ст.10).

Сети связи и средства связи могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности, а также в собственности граждан и юридических лиц. Законодательством РФ определяется перечень сетей связи и средств связи, которые могут находиться только в федеральной собственности.

При градостроительном планировании развития территории и поселений, их застройке должны определяться состав и структура объектов связи – сооружений связи, в т.ч. ЛКС, отдельных помещений для размещения средств связи, а также необходимые мощности в инженерных инфраструктурах для обеспечения функционирования средств связи.

Операторы связи на возмездной основе вправе размещать кабели связи в ЛКС связи вне зависимости от принадлежности этих сооружений.

Сети связи и сооружения связи находятся под защитой государства. Операторы связи должны учитывать необходимость защиты средств связи и сооружений связи от несанкционированного доступа (НСД) к ним, а при их эксплуатации обязаны обеспечивать защиту средств связи и сооружений связи от НСД к ним.

Передача прав собственности и других вещных прав на космические объекты связи не влечет за собой передачу прав на использование орбитально-частотного ресурса.

К землям связи относятся земельные участки, предоставленные для нужд связи в постоянное (бессрочное) или безвозмездное срочное пользование, аренду либо передаваемые на праве ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут) для строительства и эксплуатации сооружений связи. (См. земельное законодательство РФ).

Глава 3. «Сети связи»

(краткое содержание)

Федеральную связь образуют все организации и государственные органы, осуществляющие и обеспечивающие электросвязь и почтовую связь на территории РФ. Материально-техническую основу федеральной связи составляют единая сеть электросвязи РФ и сеть почтовой связи РФ.

Единая сеть электросвязи Российской Федерации (ЕСЭС РФ) – состоит из СЭС следующих категорий:

сеть связи общего пользования;

выделенные сети связи;

технологические сети связи, присоединенные к сети связи общего пользования;

сети связи специального назначения и др. сети связи для передачи информации при помощи электромагнитных систем.

Для всех этих сетей ФОИВ в области связи:

определяет порядок их взаимодействия, а в особых случаях также и порядок централизованного управления сетью связи общего пользования;

устанавливает требования к их построению, управлению или нумерации, применяемым средствам связи, организационно-техническому обеспечению устойчивого функционирования сетей связи, в т.ч. в ЧС, защиты сетей связи от НСД к ним и передаваемой посредством их информации.

Операторы связи всех категорий сетей связи ЕСЭС РФ обязаны создавать системы управления своими сетями связи, соответствующие установленному порядку их взаимодействия.

Сеть связи общего пользования (ССОП) предназначена для возмездного оказания услуг электросвязи любому пользователю услугами связи на территории РФ и включает в себя: сети электросвязи, определяемые географически в пределах обслуживаемой территории и ресурса нумерации и не определяемые географически в пределах территории РФ и ресурса нумерации, а также сети связи, определяемые по технологии реализации оказания услуг связи.

ССОП представляет собой комплекс взаимодействующих СЭС, в т.ч. сетей связи для распространения программ ТВ и РВ. ССОП имеет присоединение к ССОП иностранных государств.

Выделенными сетями связи являются СЭС, предназначенные для возмездного оказания услуг электросвязи ограниченному кругу пользователей или группам таких пользователей. Выделенные сети связи могут взаимодействовать между собой. Они не имеют присоединения к ССОП. Технологии и средства связи, применяемые для их организации, а также принципы их построения устанавливаются собственниками (владельцами) этих сетей. В случае присоединения такой сети связи к ССОП она переводится в категорию ССОП. При этом выделенный ресурс нумерации изымается и предоставляется ресурс нумерации ССОП. Оказание услуг связи операторами выделенных сетей связи лицензируется.

Технологические сети связи предназначены для обеспечения производственной деятельности организаций, управления технологическими процессами в производстве. Технологии и средства связи, применяемые в них, а также принципы построения устанавливаются собственниками или иными владельцами этих сетей. При определенных условиях (ст. 15) они могут быть присоединены к ССОП с переводом части сети в категорию ССОП и получением лицензии.

Сети связи специального назначения предназначены для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Эти сети не могут использоваться для возмездного оказания услуг связи, если иное не предусмотрено законодательством РФ.

Связь для нужд государственного управления, в том числе президентская связь, правительственная связь, связь для нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка осуществляется в порядке, определенном законодательством РФ.

Расходы на финансирование обеспечения связи для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка предусматриваются ФЗ о федеральном бюджете на соответствующий год в составе соответствующих расходов.

Правительство РФ устанавливает порядок подготовки и использования ресурсов ЕСЭС РФ для обеспечения функционирования сетей связи специального назначения. А ФОИВ в области связи устанавливают порядок взаимодействия центров управления сетями связи специального назначения с другими сетями ЕСЭС РФ.

Сеть почтовой связи представляет собой совокупность объектов почтовой связи и почтовых маршрутов операторов почтовой связи, обеспечивающих прием, обработку и перевозку (передачу), доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств. (См. ФЗ «О почтовой связи»).

В главе 4 «Присоединение СЭС и их взаимодействие»:

определено право на присоединение СЭС (ст.18);

установлены требования к порядку присоединения СЭС и их взаимодействия с СЭС оператора, занимающего существенное положение в ССОП (ст.19), а также цены на услуги присоединения и услуги по пропуску трафика, оказываемые операторами, занимающими существенное положение в ССОП (ст.20).

Глава 5 «Государственное регулирование деятельности в области связи» устанавливает: организацию государственного регулирования деятельности в обл. связи (ст.21);

регулирование использования и распределение РЧС (ст.22 и 23);

выделение ПРЧ и присвоение (назначение) РЧ или РЧК (ст.24);

контроль за излучениями РЭС и (или) ВЧУ (ст.25);

порядок регулирования ресурса нумерации (ст.26);

государственный надзор за деятельностью в области связи и порядок регулирования тарифов на услуги связи (ст. 27, 28).

Государственное регулирование деятельности в области связи осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, ФОИВ в области связи, а также иными ФОИВ и ОИВ субъектов РФ (в пределах компетенции). Полномочия ФОИВ в области связи устанавливает Правительство РФ.

В целях обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности ЕСЭС РФ и использования радиочастотного спектра ФОИВ в области связи:

разрабатывает и реализует государственную политику в области связи и информатизации, осуществляет координацию деятельности в области создания и развития сетей связи, ССС, использование на территории РФ ССС гражданского назначения, в т.ч. систем ТВ и РВ;

разрабатывает и принимает нормативные правовые акты по вопросам регулирования деятельности в области связи, создания, развития и эксплуатации сетей связи, а также применения средств связи с учетом предложений саморегулируемых организаций в области связи (СРООС), публикует указанные акты в течение 30 дней со дня принятия;

выполняет функции администрации связи РФ при осуществлении международной деятельности РФ в области связи;

рассматривает обращения операторов связи по вопросам присоединения СЭС и их взаимодействия и публикует принятые решения;

информирует СРООС о выявленных нарушениях обязательных требований участниками этих организаций, а также доводит до сведения этих организаций проекты нормативных правовых актов, устанавливающих для операторов связи обязательные требования, и рассматривает предложения СРООС, касающиеся этих проектов и внесения изменений и дополнений в нормативные правовые акты, регулирующие деятельность операторов связи.

Регулирование использования РЧС является исключительным правом государства. Оно обеспечивается в соответствии с международными договорами РФ и законодательством РФ посредством проведения экономических, организационных и технических мероприятий, связанных с конверсией РЧС и направленных на ускорение внедрения перспективных технологий и стандартов, обеспечения эффективности использования РЧС в социальной сфере и экономике, а также для нужд государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка.

Всей полнотой полномочий в области регулирования РЧС в РФ обладает государственная комиссия по радиочастотам (ГКРЧ) – межведомственный коллегиальный орган при ФОИВ в области связи. Положением о ГКРЧ, утвержденным Правительством РФ, должен устанавливаться порядок распределения частот, порядок принятия решений и состав комиссии с участием представителей всех заинтересованных ФОИВ. Кроме того Правительством утверждается Положение о радиочастотной службе, специально уполномоченной осуществлять организационные и технические меры по обеспечению надлежащего использования радиочастот или РЧК и соответствующих РЭС или ВЧУ гражданского назначения.

Основными принципами использования в РФ РЧС являются:

разрешительный порядок доступа пользователей к РЧС;

сближение распределения полос радиочастот и условий их использования в РФ с международным распределением полос радиочастот;

право доступа всех пользователей к ВРЧС с учетом государственных приоритетов, в т.ч. обеспечения РЧС радиослужб РФ в целях обеспечения безопасности граждан, обеспечения президентской связи, правительственной связи, обороны страны и безопасности государства, правопорядка и экологической безопасности, предотвращения ЧС техногенного характера;

платность использования РЧС;

недопустимость бессрочного выделения ПРЧ, присвоения радиочастот или РЧК;

конверсия РЧС;

прозрачность и открытость процедур распределения и использования РЧС.

Правительство РФ определяет перечень средств связи, иных РЭС и ВЧУ, являющихся источниками ЭМИ, и порядок их регистрации. Регистрации не подлежат: РЭС, используемые для индивидуального приема программ ТВ и РВ, сигналов ПРВ (радиопейджеры), электронные изделия бытового назначения и средства персональной радионавигации, не содержащие радиоизлучающих устройств. Эти средства используются на территории РФ с учетом ограничений, предусмотренных законодательством. Другие РЭС и ВЧУ подлежат регистрации и их использование без регистрации не допускается.

Распределение РЧС осуществляется в соответствиис Таблицей распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ и планом перспективного использования РЧС РЭС, которые разрабатываются ГКРЧ и утверждаются Правительством РФ.

Таблица распределения полос радиочастот между радиослужбами РФ (ТРПРЧ) пересматривается не реже одного раза в 4 года, план перспективного использования РЧС РЭС – не реже одного раза в 10 лет. Предложения саморегулируемых организаций в области связи и отдельных операторов связи о пересмотре ТРПРЧ и плана перспективного использования РЧС РЭС рассматриваются ГКРЧ один раз в два года.

РЧС включает в себя следующие категории полос радиочастот:

1 - преимущественного пользования РЭС, используемыми для нужд государственного управления, в т.ч. президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка;

2 - преимущественного пользования РЭС гражданского назначения;

3 - совместного пользования РЭС любого назначения.

Для пользователей РЧС Правительством РФ устанавливается разовая плата и ежегодная плата за его использование (дифференцированно в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий).

Право на использование РЧС предоставляется посредством выделения ПРЧ и присвоения (назначения) радиочастот или РЧК. Использование РЧС без соответствующего разрешения не допускается.

Выделение полос радиочастот осуществляют:

ГКРЧ - для РЭС любого назначения в полосах радиочастот категорий 2 и 3, а также для РЭС гражданского назначения в полосах радиочастот категории 1 (только для нужд государственного управления);

Специально уполномоченным ФОИВ в области правительственной связи и информации и ФОИВ в области обороны – для РЭС, обеспечивающих президентскую связь, правительственную связь, оборону страны, безопасность государства и обеспечение правопорядка, в полосах радиочастот категории 1.

Присвоение (назначение) радиочастоты или РЧК (на 10 лет или на меньший заявленный срок) для РЭС, используемых для нужд государственного управления, в т.ч. президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, осуществляется специально уполномоченным ФОИВ в области правительственной связи и информации и ФОИВ в области обороны.

Срок присвоения (назначения) радиочастоты или РЧК для орбитально-частотного ресурса м.б. увеличен с учетом гарантированного срока службы космических объектов, используемых для создания и функционирования сетей связи. При этом, порядок проведения экспертизы о возможности использования заявленных РЭС определяет ГКРЧ. Она же публикует порядок рассмотрения материалов и принятия решения о выделении ПРЧ и присвоении (назначении) радиочастот или РЧК.

Присвоение (назначение) радиочастоты или РЧК м.б. изменено в интересах обеспечения нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка с возмещением владельцам РЭС убытков, причиненных изменением радиочастоты или РЧК.

Отказ в присвоении (назначении) радиочастот или ПЧК для РЭС, используемых для нужд государственного управления, в том числе президентской связи, правительственной связи, нужд обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка, осуществляется в порядке, определяемом специально уполномоченным ФОИВ в области правительственной связи и информации и ФОИВ в области обороны.

Контроль за излучениями РЭС и (или) ВЧУ - радиоконтроль осуществляется в целях:

проверки соблюдения пользователем РЧС правил его использования;

выявления не разрешенных для использования РЭС и прекращения их работы;

выявления источников радиопомех;

выявления нарушения порядка и правил использования РЧС, национальных стандартов, требований к параметрам излучения (приема) РЭС и (или) ВЧУ;

обеспечения ЭМС;

обеспечения эксплуатационной готовности РЧС.

Радиоконтроль является составной частью государственного управления использованием РЧС и международно-правовой защиты присвоения (назначения) радиочастот или РЧК. Радиоконтроль за РЭС гражданского назначения осуществляется радиочастотной службой.

Регулирование ресурса нумерации является исключительным правом государства. Порядок распределения и использования ресурсов нумерации ЕСЭС РФ, в т.ч. российских сегментов международных сетей связи, определяется Правительством РФ в соответствии с российской системой и планом нумерации, но с учетом рекомендаций международных организаций, участником которых является РФ.

Выделение ресурса нумерации для сетей связи осуществляется ФОИВ в области связи по заявлению оператора связи.

ФОИВ в области связи обязан:

1) представлять Правительству РФ порядок распределения и использования ресурсов нумерации ЕСЭС РФ для утверждения;

2) обеспечивать организацию работ по распределению и учету ресурсов нумерации, а также выделению ресурсов нумерации;

3) устанавливать нормативные требования к сетям связи в части задействования ресурсов нумерации, требования, обязательные для операторов связи, к построению сетей связи, управлению сетями связи, нумерации, защите сетей связи от НСД и передаваемой по ним информации, использованию РЧС, порядку пропуска трафика, условиям взаимодействия сетей связи, оказанию услуг связи;

4) утверждать российскую систему и план нумерации;

5) изменять в технически обоснованных случаях нумерацию сетей связи … согласно порядку распределения и использования ресурсов нумерации ЕСЭС РФ;

6) обеспечивать наличие свободного ресурса нумерации;

7) предоставлять по запросам заинтересованным лицам информацию о распределении ресурса нумерации;

8) контролировать соответствие использования операторами связи выделенного им ресурса нумерации установленному порядку использования ресурсов нумерации ЕСЭС РФ.

Абоненты не несут расходы, связанные с выделением, изменением нумерации сети связи, за исключением расходов, связанных с заменой абонентских №№ или кодов идентификации в документах и информационных материалах.

Порядок осуществления государственного надзора за деятельностью в области связи также определяется Правительством РФ. Им создаются подведомственные ему государственные учреждения для организации государственного надзора в субъектах РФ. Государственный инспектор по надзору за связью – должностное лицо органа государственного надзора за деятельностью в области связи, уполномоченное составлять протоколы об административных правонарушениях в области связи и информатизации, применять меры воздействия к нарушителям (в плоть до приостановления работы отдельных средств связи (сетей связи) в порядке и в случаях, установленных законодательством РФ) или вносить соответствующие представления в орган, наделенный правом привлечения к ответственности.

В случае выявления нарушений обязательных требований в области связи ФОИВ в области связи по представлению государственного инспектора по надзору за связью выдает предписание, подлежащее обязательному исполнению в установленный в нем срок.

Регулирование тарифов на услуги связи

Тарифы на услуги связи устанавливаются оператором связи самостоятельно, если иное не предусмотрено. Тарифы на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи подлежат государственному регулированию. Правительство РФ устанавливает Перечень услуг общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи, порядок их регулирования. Тарифы на универсальные услуги связи регулируются в соответствии с настоящим ФЗ.

Глава 6. Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи и подтверждения соответствия средств связи

Деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по возмездному оказанию услуг связи осуществляется только на основании соответствующей лицензии.

Лицензирование деятельности в области оказания услуг связи осуществляется ФОИВ в области связи на основании Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и соответствующих перечней лицензионных услуг, установленных Правительством РФ.

Далее в главе подробно излагаются:

деятельность ФОИВ в области связи по лицензированию деятельности в области оказания услуг связи (ст.29);

требования к заявлению о предоставлении лицензии (ст.30);

организация проведения торгов (аукциона, конкурса) на получение лицензии (ст. 31);

порядок рассмотрения заявления о предоставлении лицензии и выдаче лицензии (ст.32);

сроки действия лицензии и основания для отказа в выдаче лицензии (ст.33, 34);

порядок переоформления лицензии и внесения изменений и дополнений в нее (ст.35, 36);

действия лицензирующего органа по приостановлению действия лицензии (ст.37);

порядок возобновления действия лицензии и аннулирования ее в судебном порядке (ст.38, 39);

правила формирования и ведения реестра лицензий в области связи (ст. 40).

Для обеспечения целостности, устойчивости функционирования и безопасности ЕСЭС РФ является обязательным подтверждение соответствия установленным требованиям средств связи, используемых в ССОП, в технологических сетях связи и в сетях связи специального назначения в случае их присоединения к ССОП. Для этого средства связи подлежат обязательной сертификации изготовителем или продавцом или принимается декларация о соответствии.

Перечень подлежащих обязательной сертификации средств связи, утверждаемый Правительством РФ, включает в себя:

средства связи, выполняющие функции систем коммутации, цифровых транспортных систем, систем управления и мониторинга, а также оборудование, используемое для учета объеме оказанных услуг связи в ССОП;

оконечное оборудование, которое может привести к нарушению функционирования ССОП;

РЭС связи;

оборудование средств связи, в т.ч. программное обеспечение, обеспечивающее выполнение установленных действий при проведении оперативно-розыскных мероприятий.

Сертификация услуг связи и системы управления качеством услуг связи проводится на добровольной основе.

Правительство РФ определяет порядок организации и проведения работ по обязательному подтверждению соответствия средств связи, порядок аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров), проводящих сертификационные испытания, и утверждает правила проведения сертификации. ФОИВ в области связи осуществляет контроль за соблюдением держателями сертификатов и декларантами обязательств по обеспечению соответствия поставляемых средств связи сертификационным требованиям и условиям, и регистрирует принятые изготовителями деклараций о соответствии, а также организует системы сертификации в области связи, включающие в себя органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры) независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В ст.ст.42 и 43 главы 6 определен порядок выдачи и прекращения действия сертификатов соответствия при проведении обязательной сертификации средств связи, декларирования соответствия и регистрации деклараций о соответствии.

Глава 7 «Услуги связи» содержит:

общие положения об оказании услуг связи (ст.44);

особенности оказания услуг связи гражданам (ст.45) и услуг связи для государственных нужд (ст.51);

обязанности оператора связи (ст.46);

льготы и преимущества при пользовании услугами связи (ст.47);

использование языков и алфавитов при оказании услуг связи (ст.48);

учетно-отчетное время в области связи (ст.49);

служебная электросвязь (ст.50);

вызов экстренных оперативных служб (ст.52);

базы данных об абонентах операторов связи (ст.53);

оплата услуг связи (ст.54);

порядок подачи жалоб и предъявления претензий и их рассмотрения (ст.55);

лица, имеющие право на предъявление претензий, и место предъявления претензий (ст.56).

Оказание услуг связи операторами связи пользователям услугами связи осуществляется на основании договора об оказании услуг связи (далее «Договора»), который заключается в соответствии с гражданским законодательством и правилами оказания услуг связи и является публичным.

Правила оказания услуг связи, утвержденные Правительством РФ, регламентируют: взаимоотношения пользователей услугами связи и операторов связи при заключении и исполнении Договора; порядок и основания приостановления оказания услуг связи и расторжения Договора; особенности оказания услуг связи; права и обязанности операторов связи и пользователей услугами связи; форма и порядок расчетов за оказанные услуги связи; порядок предъявления и рассмотрения жалоб, претензий пользователей услугами связи; ответственность сторон.

За нарушение сроков оплаты оказанных пользователю УС оператор связи имеет право приостановить оказание УС до устранения нарушения, а в случае неустранения его в течение 6 месяцев со дня получения уведомления в письменной форме оператор связи вправе расторгнуть Договор.

При замене абонентского № пользователю услугами связи оператор связи обязан известить абонента и сообщить ему новый абонентского № не менее, чем за 60 дней, если необходимость замены не была вызвана чрезвычайными обстоятельствами. Оператор связи не вправе изменять схему включения оконечного оборудования пользователя услугами связи, работающего на отдельной абонентской линии, без его согласия в письменной форме.

Абонент вправе требовать переключения абонентского № на абонентской линии в помещении, расположенном по другому адресу и находящемся во владении данного абонента. Оператор связи при наличии технической возможности обязан предоставлять эту дополнительную услугу абоненту.

Договор об оказании услуг связи прекращается в случае прекращения у абонента права владения и пользования телефонизированным помещением. Оператор связи в течение 30 дней обязан заключить Договор по требованию нового владельца телефонизированного помещения. В случае если в этом помещении остались проживать члены семьи абонента, Договор переоформляется на одного из них. При наследовании такого помещения Договор заключается с наследником, который обязан оплатить оператору стоимость оказанных услуг связи за период до вступления в права наследования.

Оператор связи обязан:

оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством РФ, национальными стандартами, техническими нормами и правилами, лицензией, а также Договором;

соблюдать требования, устанавливаемые ФОИВ в области связи и касающиеся организационно-технического взаимодействия с другими сетями связи, пропуска трафика и его маршрутизации, а также требования к ведению взаиморасчетов и обязательных платежей;

создавать условия для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам связи, в т.ч. к местам оказания услуг связи и местам их оплаты на объектах связи;

создавать систему бесплатного информационно-справочного обслуживания (ИСО), а также предоставлять на платной основе сведения об абонентах его сети связи организациям, заинтересованным в создании своих систем информационно-справочного обслуживания (ИСО).

Льготы и преимущества в части очередности оказания услуг связи, порядка и размера их оплаты могут устанавливаться международными договорами РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ.

Служебное делопроизводство в области связи РФ и взаимоотношения операторов связи с пользователями услугами связи на территории РФ осуществляются на русском языке. Текст телеграммы д.б. написан буквами русского языка или буквами латинского алфавита. Адреса отправителей и получателей телеграмм, почтовых отправлений и денежных переводов, пересылаемых в пределах РФ, должны оформляться на русском языке.

Учетно-отчетное время в области связи (в технологических процессах передачи и приема сообщений электросвязи, их обработки) на территории РФ – единое – МОСКОВСКОЕ.

Служебная электросвязь используется для целей оперативно-технического и административного управления сетями связи и не м.б. использовано для оказания услуг связи на условиях Договора. Порядок предоставления служебной электросвязи определяется ФОИВ в области связи.

Оказание услуг связи для государственных нужд осуществляется на условиях договора возмездного оказания услуг связи. Расходы на это – в бюджете отдельной строкой.

Оператор обязан обеспечить возможность круглосуточного бесплатного вызова экстренных оперативных служб: пожарная охрана, милиция, скорая медицинская помощь, аварийная газовая служба и др. службы, полный перечень которых утверждается Правительством РФ.

Сведения об абонентах (фамилия, имя, отчество или псевдоним абонента-гражданина, фирменное наименование абонента – юридического лица, фамилия, имя, отчество руководителя и работников этого юридического лица, а также адрес абонента или адрес установки оконечного оборудования (ОО), абонентские №№ и др. данные, позволяющие идентифицировать абонента или его ОО, сведения БД систем расчета за оказанные услуги связи, в том числе о соединениях, трафике и платежах абонента) – конфиденциальная информация, подлежащая защите в соответствии с законодательством РФ. Сведения об абонентах-гражданах без их согласия в письменной форме не м.б. включены в данные для ИСО и не могут использоваться для оказания справочных и иных информационных услуг оператором связи или третьими лицами.

Оплата услуг связи производится посредством наличных или безналичных расчетов непосредственно после оказания таких услуг путем внесения аванса или с отсрочкой платежа. В случае государственного регулирования тарифов на услуги связи оператор связи обязан по требованию абонента-гражданина предоставит ему возможность оплаты предоставления доступа к сети с рассрочкой платежа не менее чем на 6 месяцев с первоначальным взносом не более 30% от установленной платы. Оплата местных телефонных соединений производится по выбору абонента-гражданина с применением абонентской или повременной системы оплаты. Основанием для осуществления расчетов за услуги связи являются показания оборудования связи, учитывающего объем оказанных услуг связи оператором связи, а также условия заключенного Договора.

Решения и действия (бездействие) должностного лица, оператора связи, связанные с оказанием услуг связи, могут быть обжалованы пользователем услугами связи в административном (с записью в книгу жалоб и предложений оператора связи) или судебном порядке. При этом до обращения в суд пользователь услугами связи предъявляет оператору связи претензию в следующие сроки:

в течение 6 месяцев со дня оказания услуги связи, отказа в ее оказании или дня выставления счета за оказанную услугу связи;

в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления, осуществления почтового перевода денежных средств;

в течение месяца со дня подачи телеграммы по вопросам, связанным с недоставкой, несвоевременной доставкой или искажением текста (утраты отправления, невыплатой денежных средств и др.).

Претензия рассматривается в срок не позднее 60 дней со дня ее регистрации. Иначе – иск в суд.

Право на претензии имеют: абонент по обязательствам, вытекающим из Договора; пользователь услугами связи, которому отказано в оказании таких услуг связи; отправитель или получатель почтовых отправлений. Претензии предъявляются оператору связи, заключившему Договор, а претензии, связанные с приемом или вручением почтовых или телеграфных отправлений, могут предъявляться как оператору связи, принявшему отправление, так и оператору связи по месту назначения отправления.

К универсальным услугам связи (новое понятие), оказание которых гарантируется в РФ, относятся:

услуги ТФ связи с использованием таксофонов;

услуги по ПД и предоставлению доступа к сети Интернет с использованием пунктов коллективного доступа (ПКД).

Установлены и принципы предоставления универсальных услуг связи:

«время, в течение которого пользователь услугами связи достигает таксофона без использования транспортного средства, не должно превышать один час;

в каждом поселении должен быть установлен не менее чем один таксофон; в поселениях с населением не менее чем 500 человек должен быть создан не менее чем один ПКД к сети Интернет».

Таким образом, предпринимается попытка создать законодательную базу для равного доступа к услугам связи всего населения России, в том числе для тех, кто живет в отдаленных районах.

Операторы универсального обслуживания – операторы ССОП, осуществляющие оказание универсальных услуг связи, отбираются по результатам конкурса или в порядке назначения для каждого субъекта РФ. В целях возмещения операторам универсального обслуживания убытков формируется резерв универсального обслуживания за счет отчисления (неналоговые платежи), осуществляемого всеми операторами ССОП. Правительство РФ определяет порядок возмещения убытков, причиняемых оказанием универсальных услуг связи.

Глава 9 «Защита прав пользователей услугами связи» определяет: права пользователей услугами связи и тайну связи (ст.62 и 63), обязанности операторов связи и ограничение прав пользователей услугами связи при проведении оперативно-розыскных мероприятий и осуществлении следственных действий.

Пользователь услугами связи вправе передать сообщение связи, отправить почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств, получить сообщение электросвязи, почтовое отправление или почтовый перевод денежных средств либо отказаться от их получения, если иное не предусмотрено федеральными законами. При этом на территории РФ гарантируется тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по СЭС и сетям почтовой связи. Соблюдение тайны связи обязаны обеспечить операторы связи. Сведения, составляющие тайну связи, и сами сообщения, отправления, переводимые денежные средства могут выдаваться только отправителям и получателям или их уполномоченным представителям.

При проведении следственных действий операторы связи обязаны оказывать уполномоченным государственным органам содействие в соответствии с требованиями УПЗ и требованиями ст.63 настоящего закона.

Глава 10 «Управление сетями связи в ЧС и в условиях ЧП» определяет: управление сетью связи общего пользования (ст.65); приоритетное использование сетей связи и средств связи (ст.66); порядок возмещения затрат организациям связи (ст.67).

Управление ССОП в ЧС осуществляется ФОИВ в области связи во взаимодействии с центрами управления сетями связи специального назначения и имеющими присоединение к ССОП технологическими сетями. В случае введения ЧП соответствующие полномочия ФОИВ в области связи могут быть переданы временным специальным органам управления, в случае их образования.

Во время ЧС природного и техногенного характера уполномоченные государственные органы имеют право на приоритетное использование любых сетей и средств связи, а также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи. Порядок приоритетного использования определяется Правительством РФ.

Операторы связи должны предоставлять абсолютный приоритет всем сообщениям, касающимся безопасности человека на воде, на земле, в воздухе, космосе, а также сообщениям о крупных авариях, катастрофах, об эпидемиях, эпизоотиях и о стихийных бедствиях, связанным с проведением неотложных мероприятий в области государственного управления, обороны страны, безопасности государства и обеспечения правопорядка. Порядок возмещения затрат организациям связи определяет Правительство РФ.

Глава 11 закона устанавливает ответственность за нарушение законодательства РФ в области связи.

Лица, нарушившие ЗРФ в области связи, несут уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.

Операторам связи и пользователям услугами связи возмещаются убытки, причиненные в результате действий (бездействия) государственных органов, органов МСУ или должностных лиц этих органов.

Операторы связи несут имущественную ответственность: за утрату, повреждение ценного почтового отправления, недостачу вложений почтовых отправлений в размере объявленной ценности;

искажение текста телеграммы, изменившее ее смысл, недоставку телеграммы или вручение телеграммы адресату по истечении 24 часов с момента ее подачи в размере внесенной платы за телеграмму, за исключением телеграмм, адресованных в поселения, в которых отсутствует СЭС. (В этом случае пользователь услугами связи обязан возместить оператору связи причиненные ему убытки).

Операторы связи не несут ответственности, если будет доказано, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств произошло по вине пользователя услугами связи либо вследствие действия неодолимой силы.

Глава 12 закона определяет международное сотрудничество РФ в области связи (ст.69), регулирование деятельности в области международной связи (ст.70) и порядок перемещения оконечного оборудования через таможенную границу РФ, а также международную почтовую связь (ст.72).

Международное сотрудничество РФ в области связи осуществляется на основе соблюдения обще признанных принципов и норм международного права, а также международных договоров РФ. В международной деятельности в области ЭС и почтовой связи ФОИВ в области связи выступает в качестве администрации связи РФ, которая в пределах своих полномочий представляет и защищает интересы РФ в данной области, взаимодействует с администрациями связи иностранных государств, межправительственными и международными неправительственными организациями связи, координирует вопросы международного сотрудничества. В области связи, обеспечивает исполнение обязательств РФ в области связи.

Иностранные организации (граждане), осуществляющие деятельность в области связи на территории РФ, пользуются правовым режимом, установленным для граждан РФ и российских организаций.

Отношения, связанные с деятельностью в области международной связи на территории РФ, регулируются международными договорами РФ электросвязи в области связи …

Для оказания услуг связи в пределах мировых информационно-телекоммуникационных сетей на территории РФ создаются российские сегменты мировых сетей связи, обеспечивающие взаимодействие с единой сетью связи РФ и российские операторы связи, отвечающие требованиям. При этом должны обязательно обеспечиваться экономическая, общественная, оборонная, экологическая, информационная и иные виды безопасности.

Перемещение оконечного оборудования через таможенную границу РФ в целях эксплуатации в сетях связи для личных, семейных, домашних и иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством РФ (и перечнем Правительства РФ) без получения специального разрешения на его ввоз.

Международную почтовую связь, в том числе места международного почтового обмена на территории РФ, организует Администрация связи РФ.

В главе 13 изложены заключительные и переходные положения о приведении законодательных актов в соответствие с настоящим ФЗ, и сроки вступления его в силу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: