Предназначение молитвы

Позвольте начать разговор о молитве в духе с вопроса о том, зачем же вообще нужна молитва? Зачем чаще всего люди обращаются к Богу? Ответ, думаю, очевиден: чаще всего мы приходим к Господу со своими нуждами. Во всяком случае, это так для большинства людей. Какова же наша основная нужда? Некоторые полагают, что больше всего мы нуждаемся в здоровье, материальном благополучии или хороших взаимоотношениях в семье. Все перечисленное, безусловно, крайне важно, но есть нечто глубже, нечто в сердце человека, что опреде­ляет весь ход его жизни, от чего более всего зависит благополучие его души, его счастье. К сожалению, это беспокоит немногих. Еще Лев Толстой сделал такое наблюдение: "Каждый думает о том, как изменить человечество, но никто не думает о том, как изменить самого себя". Давайте будем другими! Давайте примем решение работать над собой, чтобы стать глубокими людьми с чистыми сердцами и приложим для этого все необходимые усилия.

Вот какой ужасный диагноз ставит всем нам Слово Божье: "Лукаво сердце человеческое более всего и крайне испорчено; кто узнает его?" (Иер. 17:9). Господь Иисус подтвердил эту печальную истину: "Ибо извнутрь, из сердца человечес­кого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, — все это зло извнутрь исходит и оскверняет чело­века" (Мар. 7:21-23).

Не удивительно, что великий проповедник Д. Л. Муди сказал: "Никто из знакомых мне людей не причинил мне столько проблем, сколько причинил Д. Л. Муди". Оказывается, самое страшное зло гнез­дится не вне человека, а внутри его. Именно состояние сердца оскверняет нашу жизнь в большей степени, чем болезни, нехватка средств или семейные неурядицы.

Если сжать лимон — потечет едкая кислота, из спелого апельсина — сладкий сок, а через сильное сжатие перетертого нарда получается драгоценное благовоние, которым Мария умащивала ноги Христа перед Тайной Вечерей (Ин. 12:1-3). Что происходит, когда обычный порядочный, воспитанный человек попадает в ситуацию, где его, скажем, незаслуженно и зло обижают. Чаще всего открывается его скрытая природа и из глубин естества всплывают облака раздражения, злости и ненависти, а в дальнейшем — горечь, обида, непрощение. Не случайно пророк Исайя сравнивал сердце грешника с взволнованным грязным морем, воды которого выбрасывают на берег ил и грязь (см. Ис. 57:20).

Глубокая христианская жизнь начинается с разочарования в самом себе. Многие люди думают о себе слишком хорошо. Мне встречались грешники, которые считали себя чуть ли не святыми, потому что они не убивали так, как Чикатилло и не блудили так, как Распутин. Когда такие люди обращаются к Господу, в свете Его святости они вдруг с ужасом и омерзением начинают обнаруживать выбросы ила и грязи из своих сердец.

На самом деле, вопрос чистоты сердца — это еще и вопрос спасения души, ведь ничто нечистое не войдет в вечное Царство Бога (см. Отк. 21:8,27). Спасение включает в себя не только прощение грехов, принимаемое верой в Господа. Спасение — это еще и процесс внутреннего очищения и освяще­ния, поэтому и написано: "Посему, отложив всякую нечистоту и остаток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти ваши души" (Иак. 1:21) и еще "со страхом и трепетом совершайте свое спасение" (Фил. 2:126). Со страхом и трепетом, ибо только чистые сердцем Бога узрят. Воистину, нет ничего ценнее чистоты сердца! Его даже сравнить нельзя с мирски­ми ценностями.

Апостол Павел, не худший из верующих людей, пишет: "Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе... Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю... Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?" (Рим. 7:19-24). Переживали ли вы что-то похожее, дорогой читатель?

Если еще нет, то обязательно переживете, поскольку чем ближе мы к свету, тем острее видим свою нечистоту. Испо­ведь и молитва, сокрушенная молитва в Духе Святом помогает нам меняться, ведь главное предназначение всей молитвенной жизни — способствовать преобра­жению сердца в образ Иисуса.

Господь, даруй каждому из нас осознание нашей огромной нужды в Тебе! Избавь нас от духовной слепоты, от обмана гордыни, которая скрывает от нас истинное состояние наших сердец. Укрепи нашу веру в то, что посредством исповеди, молитвы и других духовных упражнений, мы изменимся и Слово Твое станет плотью в нас. Аминь!

Как можно изменить порочное сердце?

Самый распространенный путь — волевое усилие. Правда, если верить Библии, то путь тупиковый, потому что мы уже читали о сокрушении апостола: "Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю". Не думаю, чтобы Павел был безвольным, скорее наоборот — редко кто мог жить так дисциплинированно и самоотвер­женно, как он. Если возможно было бы победить грех силой воли, то апостол был бы первым.

Оказывается, если существует победа над грехом силой человека, то и Христос умер напрасно! В Гефсимании Его кровавый пот падал во время молитвы: "Если возможно, если есть иной путь, да минует Меня чаша сия" (Мат. 26:39)- Ответ был: "Невозможно!" Другого пути никогда не было, нет и не будет. Господу пришлось взойти на Голгофу и там Кровью Своей купить для нас спасение и свободу.

В Евангелии от Матфея записаны такие слова нашего Спасителя: "Ибо, говорю вам, если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное" (5:20). Так ли уж неправедны были фарисеи? Они были верны в исполнении множества заповедей Ветхого Завета, требования которого налагали на человека очень много огра­ничений. Пожалуй, очень немногие христиане сегодня прилагают столько усилий воли, как это делали фарисеи в попытке заработать правильное положение перед Богом. Тогда почему Господь порицал фарисейскую праведность? Потому, что она была чисто внешней. Фарисеям важна была форма, внешний вид, мнение людей. Вся сила их воли была использована на правильный внешний вид, но в глубине своей они оставались прежними — алчны­ ми, гордыми, завистливыми... Для исполнения закона необходима сила воли, но и то и другое оперирует лишь внешним, поверхностным миром, тогда как истинная проблема — глубоко внутри, в сердце человека...

Нет, сила воли — это не выход! Тогда где же он? Кто способен изменить наши сердца? Ответ можно найти уже в Ветхом Завете. Там мы находим такие славные обетования,- "И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас. И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять" (Иез. 36:25-27) и еще "дам им одно сердце и один путь, чтобы боялись Меня во все дни жизни, ко благу своему и благу детей своих после них. И заключу с ними вечный завет, по которому Я не отвращусь от них, чтобы благотворить им, и страх Мой вложу в сердца их, чтобы они не отступали от Меня" (Иер. 32:39-40). Господь обещает, что Он заключит другой, Новый Завет со Своим народом и в этом Завете Он будет обрезать, изменять и очищать наши сердца, так чтобы мы знали и боялись Бога! Вечная слава Ему за то, что через жертву Иисуса Христа Новый Завет уже заключен!

В послании к Римлянам читаем: "все согре­шили и лишены славы Божией, получая оправдание даром, по благодати Его, искупле­нием во Христе Иисусе" (3:23-24). Все согрешили, нет праведного ни одного. Спасение от греха нельзя ни купить, ни заслужить, но спасение можно принять как дар благодати Божьей! В пятой главе апостол ярко развивает эту же мысль: "Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлю­щие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа" (5:17). Праведность — это свободный дар благодати Божьей. Принимающие этот великий дар, будут царствовать и в этой жизни и в жизни грядущей. Это краеугольный камень христианского учения. Спасение и оправдание мы принимает только верой в подвиг, совершенный за нас на Голгофе.

Здесь, однако, нас подстерегает еще одна опасность. Если праведность — это дар, то после его принятия от меня больше ничего не требуется, и я могу жить по-старому, просто прикрываясь благодатью Божьей.

Нет, говорит апостол Иаков, вера без дел мертва! В Евангелии от Матфея читаем такие слова нашего Господа: "От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его" (11:12). Это истина, что только благодать Божья способна изменять наши сердца, но истинно и то, что мы должны предоставить естественную платформу для действия благодати. Изменения нашего сердца происходят через пребывание в присутствии Бога. Чем большее время мы проводим в живом и реальном общении с Богом, тем больших перемен мы можем ожидать.

Еще одна опасность таится в искушении превратить молитву в закон, в букву, которая убивает. Избежать ее можно, если перед нами всегда стоит верная цель. Молитва нужна не ради молитвы, как и изучение Слова — не ради чтения, а духовные раз­мышления — не ради упражнения ума. Наша цель — проводить время с Богом, пребывать в животво­рящем Присутствии, впитывать изменяющую нас благодать, или, как говорил Серафим Саровский — стяжать Дух Святой.

Один совет, однако, я считаю здесь уместным: дисциплинированно и систематично выделять определенное время для личного общения с Господом — это абсолютно правильно. Генерала Армии Спасения Самуэля Бренгла (Samuel Brengle) как-то спросили, какое искушение было в его жизни наибольшим. Он без колебаний ответил: "для меня главное искушение одно — искушение делать что-то для Бога прежде, чем я провел время с Ним"... Думаю, любой зрелый верующий согласится с этими мудрыми словами. Тем не менее, даже такая добрая вещь как молитва может со временем стать сухой и рели­гиозной, или, еще хуже, привести нас к самоправедности, если оторвать ее от благодати Божьей. Как же нам практиковать духовные дисциплины, не становясь современными фарисеями и законниками? Это возможно, если все время, выделяемое нами для общения с Богом, мы предаем в Его руки. При этом просто необходимо иметь определенный план действий, но быть чувствительным к Духу. Чаще всего вы будете молиться по плану (молитва "Отче наш" — возможно самый лучший план для личного общения с Богом).

Однако, могут быть дни, когда время молитвы пройдет полностью в покаянии, или в ходатайстве,

иногда Дух может повести вас в прославление и поклонение, а иногда вы можете достигнуть "Святого Святых", где слова вообще неуместны. Позвольте Богу вести вас на злачные пажити духовного мира и назидать ваше сердце как Ему угодно. Молитва на иных языках имеет в этом свою особую часть, о чем мы и поговорим в дальнейшем.

Итак, чтобы молитва никогда не превратилась в мертвящий закон, помните: важна не форма, а содержание, которое в животворящем присутствии Духа Святого.

"Утомляются и юноши и ослабевают, и молодые люди падают, а надеющи­еся на Господа обновятся в силе: поднимут крылья, как орлы, потекут-и не устанут, пойдут — и не утомятся" — утверждает пророк Исайя (Ис. 40:30- 31). Древнееврейское слово "кавах", переведенное здесь как "надеющиеся", точнее перевести как "ожидающие": "ожидающие Господа обновятся в силе". Мы ищем и пребываем в Его присутствии и там обновляется наша сила, там меняются наши сердца!

Сеяние и жатва — еще один яркий библейский прообраз духовной жизни. Апостол Павел пишет в послании к Галатам: "сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную" (6:8).

Как работа крестьянина заключается в сеянии семян, прополке и поливе, тогда как земля сама собой производит урожай, так и наши отношения с Господом: мы сеем в дух, когда молимся, читаем и размышляем о Слове, ищем Господа. Это наша часть труда. Дух же Святой со Своей стороны производит перемены в наших сердцах, воистину славные перемены. Если мы раньше с легкостью раздража­лись и выходили из себя, то приходит время, когда мы уже не раздражаемся, даже если бы захотели. Если мы в прошлом жили в постоянном беспокойстве, то Господь производит Свой славный труд и сердца наши уже не выходят из блаженного состояния мира и покоя. Конечно, эти перемены не происходят мгновенно. Подобно семенам в земле, которым нужно пройти длительный процесс развития и созревания, духовные плоды также зреют постепен­но. Процесс этот зависит прежде всего от милости и благодати Божьей, но он невозможен и без нашего участия, без практики регулярных духовных дисциплин, которые формируют естественную платформу для сверхъестественного действия Бога.

Итак, в чем же предназначение молитвы? Регулярная молитвенная практика способна ответить на самую большую нужду человека — изменение его сердца. Бла­женны, счастливы те, у кого чистое сердце, поэтому молитва — это еще и путь к счастью. Да даст нам Господь мудрости дисциплинировать себя в духовной жизни, чтобы войти в полноту блаженства нашего наследия во Христе!

Давайте соединимся в молитве с мудрым и бого­боязненным царем Давидом: "Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня... Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня!" (Пс. 50:12-14).

Давид молится об обновлении духа. Одним из средств благодати Божьей для этого обновления является дар Святого Духа, посредством которого наш дух обретает чудесную способность молиться на иных языках. Через эту молитву назидается, созидается и обновляется дух верующего человека. Как написано: "Кто говорит на незнакомом языке, тот назидает себя" (1 Кор. 14 4).

Молитва имеет и еще одно, наивысшее предна­значение. Речь идет об исполнении наибольшей заповеди: "возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением твоим" (Мат. 22:37). Именно в молитве мы способны выразить наше поклонение и любовь к Господу. Через молитву мы благодарим Бога и славим Его за то, Кто Он, за все Его совершенства. Давид говорит: "я в правде буду взирать на лице Твое; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим" (Пс. 16:15). Насыщаться образом Бога значит молитвенно восхищаться бескрайней красотой Его Личности. Наш язык чрезвычайно ограничен для такой сверхзадачи. Слова просто неадекватны когда мы касаемся образа Самого Бога. Что же делать? На помощь приходит дар Святого Духа, посредством которого мы способны славить Господа на качествен­но другом, духовном уровне.

Удивительные слова сказал однажды наш Господь: "Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине" (Ин. 4:24). Оказывается, угодное Богу поклонение должно совершаться в духе человека, в самом сокровенном, в его святом святых. В Свя­щенном Писании молитва на иных языках называется еще молитвой духа (см. 1 Кор. 14:14-15) и поэтому имеет определенное отно­шение к поклонению Богу в духе, хотя конечно, истинное поклонение — это не просто молитвы, но стиль жизни, приносящий радость и удовольствие Господу. Пусть же все, что мы делаем, будет выражением нашего поклонения Богу!


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: