Работа с текстом. В ходе исследовательской работы автора было выявлено, что для эффективного воспитания учащихся целесообразно разрабатывать и использовать такие методы и

В ходе исследовательской работы автора было выявлено, что для эффективного воспитания учащихся целесообразно разрабатывать и использовать такие методы и методики, которые позволяют создавать условия для:

– выявления, удовлетворения и развития социально и профессионально значимых потребностей и интересов учащихся;

– развития способностей учащихся, их креативности и мобильности;

– позитивного воздействия на эмоциональную, волевую, интеллектуальную сферы личности;

– реализации культурологического, деятельностного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов в воспитательном процессе;

– формирования гностических, проектно-конструктивных, организаторских, коммуникативных и рефлексивных умений у воспитанников;

– организации творческого общения, так как коммуникация порождает процесс экстериоризации, в котором мысль объективизируется и становится доступной для рефлексии и критики;

– формирования и развития субъектной позиции;

– воспитания ответственного отношения к собственной деятельности на основе рефлексии.

Современные методики воспитания характеризуются тем, что для их разработки используются как традиционные, так и инновационные методы воспитания (таблица 4).

Таблица 4 – Классификация методов воспитания

Группы методов воспитания Цели применения методов
Традиционные Подготовка человека к выполнению тех или иных социальных или профессиональных функций
Инновационные Развитие и самореализация личности. Превращение человека в субъекта деятельности и самовоспитания

Чтобы выявить особенности традиционных и инновационных методов обучения и воспитания, необходимо ответить на вопрос: «Метод – это дидактическая модель взаимосвязанной деятельности педагога и учащихся, то какова при этом основная функция педагога?».

Одной из функций педагога является деятельность, направленная на оптимизацию процессов воспитания, а суть оптимизации состоит в достижении цели при наименьших затратах. Воспитаннику достаточно трудно выйти на правильный путь самостоятельно. Необходимо сопровождение педагога. Эта деятельность педагога относится к разряду управляющих.

Итак, основной функцией педагога является управление деятельностью учащихся, их самовоспитанием. При этом необходимо помнить, что управленческая деятельность педагога имеет сложную структуру и включает следующие компоненты: прогнозирование, целеполагание, планирование, организацию, координирование, контроль, коррекцию, мотивацию.

Чтобы функция управления была реализована, необходимы объект и субъект управления. Известно, что управление – это процесс информационного воздействия субъекта на объект, направленный на достижение целей субъекта. Субъект управления должен знать состояние объекта, чтобы можно было корректировать управленческое воздействие. В идеальном случае цели субъекта и объекта могут совпадать.

Традиционные методы воспитания основаны на том, что субъектом управления является педагог, а объектом – учащийся (его деятельность).

На современном этапе все чаще применяются такие способы воспитания, в рамках которых педагог делегирует управленческую функцию каждому учащемуся, который при этом становится субъектом деятельности.

Таким образом, воспитанник осуществляет самоуправление, то есть выполняет следующие виды деятельности:

– прогнозирование результатов своей деятельности;

– целеполагание (сознательного самоизменения: Я узнаю, Я пойму, Я решу);

– планирование;

– самоорганизацию и саморегулирование собственной деятельности;

– анализ результатов своей деятельности на основе самоконтроля;

– оценивание результатов своей деятельности;

– рефлексию.

Обучающийся станет субъектом деятельности только при наличии внутренних социально и профессионально значимых мотивов.

Проблемой современной педагогики и педагогической психологии становится проблема общения и диалога. Это связано с тем, что современные социально-экономические условия в различных странах мира предъявляют новые требования к качествам личности современного специалиста. Так как изменились цели образования, в том числе и профессионального образования, то необходимы другие, инновационные методы обучения и воспитания, адекватные целям. Такие методы должны быть построены на принципиально новых характеристиках взаимодействия субъектов педагогического процесса.

В рамках инновационных методов воспитания акцент делается на организацию творческого общения между воспитанниками, на переход от управления индивидуальной деятельностью учащегося к самоуправлению, а затем к управлению диалогическому, включающему равноправный диалог всех субъектов воспитательного процесса.

В психологическом словаре указывается, что общение – это «сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека» [15, с. 213].

Таким образом, в общении можно выделить коммуникативную, перцептивную и интерактивную стороны (от лат. inter – между). Интерактивная сторона общения предполагает совместную деятельность по выработке согласованного мнения, решения.

В рамках делового общения учащиеся проявляют творческую активность. Активность личности – интегральная характеристика, “способность человека производить общественно значимые преобразования в мире на основе присвоения богатств материальной и духовной культуры...” [14, с. 11].

Проблема управления воспитательным процессом определяется тем, что ученический коллектив – это сложная иерархия групп и личностей с присущими им интересами и целями. Цели воспитанников часто противоречат друг другу и являются неустойчивыми. При разрешении проблем в группе возникает дифференциация, обусловленная индивидуальными особенностями каждого члена группы. Одни из них обладают “широкими” знаниями и способны находить аналогии из других проблемных сфер. Другим удаются роли “критиков”, “генераторов идей” и т.д. При этом, необходимо отыскать оптимальные решения проблемы, удовлетворяющиее всех членов группы, то есть цель достигается через конфликт.

Профессор М.Т.Громкова строит модель взаимодействия между субъектами педагогического процесса на основании того, что сознание человека можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, образующих единство и целостность потребностей, способностей, норм, которые в свою очередь также имеют сложную структуру [8, с. 35 – 46] (рисунок 1).

П 1 П 2

Н 1 Н 2

Сп 1 Сп 2

П – потребности; Н – нормы; Сп – способности

Рисунок 1 – Схема взаимодействия субъектов педагогического процесса (по М.Т.Громковой)

Итак, взаимодействие субъектов педагогического процесса будет эффективным, если в процессе воспитания осуществляется соразмерное воздействие на потребности, нормы и способности учащихся. Воспитанник является полноценным субъектом деятельности, то есть ценностью для него станет саморазвитие, самовоспитание на основе рефлексивного отношения к своей деятельности.

Увеличение коммуникативных отношений между учащимися – одна из целей управления в рамках инновационных методов воспитания. Чем больше воспитанников принимают участие в педагогическом процессе, тем чаще будут возникать флуктуации (колебания взглядов), что приведет к оптимизации процесса воспитания. Типовой контур управления в рамках инновационных методов воспитания представлен на рисунке 2.

Делаем вывод, что наряду с управленческой деятельностью педагога мы выделяем и другие уровни управления, например, коллективное (объединения учащихся) и индивидуальное самоуправление. Постоянная передача функций от управления, которое осуществляет педагог, к коллективному и индивидуальному самоуправлению обеспечивает создание творческого ученического коллектива.


Цели Педагога Определение проблемного Поля Интеллектуальный ресурс учащихся
       
  Выработка общей цели  
   
Организация деятельности учащихся и наблюдение Поисково-познавательная деятельность (формирование индивидуальных творческих продуктов) – самоопределение учащихся, их видение проблемы; – сбор информации; – поиск решений «мозговой штурм»; – принятие решения; – презентация отчетов
   
  Экспертиза и рефлексия  
   
  Принятие коллективного решения  
   
  Коллективный интеллектуальный продукт  
           

Рисунок 2 – Типовой контур управления в рамках инновационных

методов воспитания

А.М.Матюшкиным выделены основные типы межличностного взаимодействия:

– совместная деятельность, определяемая одной и той же целью, одним и тем же достигаемым результатом;

– деятельность для другого человека, в которой достигаемый результат служит другому человеку;

– деятельность, направленная против другого человека, выступающая как конфликтная;

– деятельность, осуществляемая с помощью другого человека, и составляющая один из видов управления

– “параллельное” достижение партнерами (или группами) одних и тех же целей, опосредованное другими целями или мотивами, составляет соревнование, которое проявляется как особая форма взаимно опосредованной деятельности.

Отмеченные типы взаимного опосредования в процессе выполнения деятельности не всегда выступают в «чистом» виде. В большинстве случаев они выражаются как одновременное проявление различных типов. В условиях обучения и воспитания необходимо учитывать конкретные типы личностного опосредования, которые могут выступать как совместная деятельность, конфликт, соревнование и т.п.

Эффективность управления будет зависеть от интуиции, опыта педагога, его способности быстро оценивать возникшую ситуацию, принимать решения, производить соответствующее воздействие на отдельного человека или учебную группу в целом.

Анализируя процессы управления, можно сделать вывод, что важной особенностью объекта управления является его возможность находиться в нескольких устойчивых состояниях и способность переходить из одного состояния в другое. Движение системы от одного состояния к другому может происходить случайным образом, когда траектория движения не обнаруживает какой-либо закономерности, то есть является хаотической (понятие цели применить не возможно), или направленным (целевым). При этом направленность может быть либо внешне, либо внутренне детерминированной. Процесс познания (самовоспитания) относится к процессам с внутренней детерминацией. К особенностям таких систем относится их способность к самосовершенствованию и самоорганизации. Поведение таких систем характеризуется стохастичностью.

Итак, особенностью инновационных методов воспитания является то, что усвоение субъектом новой информации, нового опыта, новых качеств личности происходит в режиме индивидуальной и коллективной мыследеятельности, основанном на самоорганизации и самоуправлении.

Инновационные методы воспитания обеспечивают творческую активность учащихся, формируют у них персональную и коллективную ответственность, создают условия для развития потребностей, способностей, критического мышления, что позволит воспитанникам стать конкурентоспособными специалистами.

Для примера, приводим основные характеристики некоторых инновационных методов воспитания.

Диалог

Диалог – (греч. dialogos – беседа) –метод воспитания, основанный на информативном и экзистенциальном взаимодействии коммуницирующими сторонами, посредством которого происходит понимание.

Дискуссия

Дискуссия – метод воспитания, суть которого заключается в том, что организуется коллективное обсуждение, диалог различных точек зрения по одному вопросу. В процессе дискуссии развиваются умения обучающихся отстаивать свою точку зрения, подбирать аргументы, обосновывать свою позицию. Дискуссия побуждает учащихся к осмыслению различных подходов, к аргументации своих высказываний. Обязательное условие дискуссии — наличие противоположных мнений по обсуждаемому вопросу.

Интерактивная игра

Интерактивная игра – метод воспитания, суть которого заключается в организации общения между учащимися с целью выработки коллективного решения проблемы на основе самоорганизации и рефлексии.

Автором были отработаны следующие основные этапы проведения интерактивной игры:

1. Введение в проблемную ситуацию, формулирование проблемы, постановка целей и задач учебно-познавательной деятельности учащихся, определение правил игры.

2. Формирование творческих команд (по 3-5 человек). Выбор модераторов (организаторов продуктивного общения).

3. Поисково-познавательная деятельность в командах.

3.1. Самоопределение участников игры, их видение проблемы. Что «не так»? Каковы не устраивающие факты в противоположность предпочтительной ситуации? Этот этап носит фактический и объективный характер. Участники команды собирают необходимую информацию для решения проблемы.

3.2. Поиск решений (мозговой штурм). От участников команды требуется максимум воображения. Секретарь команды записывает все предлагаемые решения. Модератор команды обязан постоянно играть роль катализатора, создавать атмосферу доверия, создавать условия и поощрять свободное выражение чувств и установок, особенно коллективных установок; не мешать говорить и уметь слушать.

3.3. Принятие решения. Предложенные решения участники команды анализируют, отбрасывают одни из них, объединяют другие и приходят к окончательному решению, удовлетворяющему всех участников.

3.4. Команда разрабатывает отчет по решению задания на основе принятого решения.

4. Презентация отчетов.

4.1. Доклады команд по содержанию работы.

4.2. Обсуждение докладов (программ, проектов) команд. Внесение поправок, если таковые имеются. Выработка согласованного мнения.

5. Экспертиза и рефлексия.

Разрешена ли проблемная ситуация, достигнута ли цель? Всеми ли понята ситуация? Рефлексия хода и результатов игры, отношение участников к необходимости ее продолжения.

6. Формулирование новой проблемы, обнаруженной в результате решения поставленной проблемы.

Важно отметить, что коллективная и индивидуальная рефлексия учебно-познавательной деятельности учащихся является системообразующим фактором эффективности интерактивной игры.

Метод «Мозговой штурм»

(брейнсторминг)

Метод «мозгового штурма» широко применяется педагогами, так как он позволяет создавать творческий микроклимат и ситуации успеха. Этот метод стал применяться в США в 30-е годы как метод коллективного генерирования новых идей. Сущность метода заключается в коллективном поиске нетрадиционных путей решения возникшей проблемы за ограниченное время. Этот метод эффективен, когда необходимо объединить творческие усилия группы учащихся в целях поиска выхода из нравственного или интеллектуального затруднения.

Воспитательное мероприятие с помощью «мозгового штурма» может включать несколько этапов:

1 Подготовка учащихся. Уточняется порядок и правила проведения «мозгового штурма». Группа учащихся делится на микрогруппы по 3-5 человек. Выбираются секретари.

2 Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

3 Непосредственно «мозговой штурм». В течение ограниченного времени (5-7 минут) каждая микрогруппа самостоятельно решает проблему, ищет объяснение тем или иным явлениям. Затем высказываются самые «фантастические» идеи, при этом не допускаются реплики типа «этого не может быть», «так не делается» и т.п. Все идеи быстро записываются секретарями. Можно организовать соревнование, какая группа предложит больше идей. На данном этапе все учащиеся выступают в роли генераторов идей.

4. Контратака. Беглый просмотр всех предложенных идей, исключение неправильных. Обсуждение лучших идей, определение оптимального решения данной проблемы.

Метод «мозгового штурма» способствует снятию психологической инерции, раскрепощает учащихся, развивает их фантазию, позволяет поверить в свои силы.

Проблемный семинар

Проблемный семинар проводится с целью углубленного рассмотрения того или иного вопроса, овладения определенной методологией применительно к особенностям изучаемой отрасли науки, приобретению навыков исследовательского подхода к решению проблем. В процессе подготовки семинара перед учащимися должны быть четко поставлены проблемы, обеспечено стремление связать теоретический материал с практическим его использованием. Основное на семинаре – это диалог и дискуссия. Во время дискуссии очень важно привлекать учащихся к аргументации, доказательствам и обоснованиям своей точки зрения. Стиль проведения семинара должен быть оживленным, с постановкой общих вопросов и привлечения к обсуждению всех участников. При проведении семинара можно заслушать проблемные сообщения, реферативные доклады.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: