Феномены гештальта

Объективированность – это локализация ощущений и образов, либо соматически (в теле или на поверхности), либо экстрасоматически (вне тела).

Необъективированность – субъективированность, отсутствие; переживания локализуются в загадочном месте типа души человека. Мне грустно – эмоции необъективированы. Признаки объективированность/субъективированность позволяют отделить эмоции от ощущений.

1. Феномен зонда. При пользовании какими-то предметами (ручка) при наличии опыта обращения с ними тактильные ощущения локализуются не в том месте, где держим инструмент (соматическая), а в месте касания этим предметом поверхности (экастрасоматическая).

2. Фантомы конечностей. Ощущение наличия реально отсутствующего органа, в котором локализуются ощущения (после ампутации). Это сложная локализация. Изучал немецкий психолог Давид Катц после Первой мировой в госпитале.

3. Предметность. Рубинштейн Сергей Леонидович понимал под ней включение в зрительное и слуховое восприятия «осязательных качеств», таких как сопротивляемость, плотность, непроницаемость, то, что можно попробовать, трогая предмет. Картина – иллюзия предметности, мы воспринимаем не мазки, а предметы на картине. Ещё одно свойство – манящие, дразнящие, приглашающие свойства предметов: стул как бы предлагает себя, предлагает сесть – аффорданс

4. Целостность (организованность, структурированность). К нему относится много феноменов: взаимодействие между элементами в поле восприятия влияют на восприятие других. Иллюзия Эббингауза:

- размер объекта зависит от размера окружающих объектов. Тренер рядом с командой/на улице. Так же зависимость от формы:

- образование фигуры и фона, разделение сенсорного поля на фигуру и фон. Почему мы видим предметы, а не промежутки между ними? Это продукт деятельности зрительной системы – что в данной ситуации принять за фон, а что за саму фигуру?

Чем меньше по размеру участки одного цвета по размеру – тем вероятнее они признаются за фигуру. Эдгар Рубин (ваза Рубина – либо ваза, либо лицо).


1. Части фигуры имеют характер вещи (имеют осязаемые качества), а фон воспринимается как аморфный материал.

2. Части фигуры кажутся ближе расположенными к наблюдателю, тогда как фон кажется уходящим вдаль.

3. Фон кажется простирающимся за фигурой, фигура как бы закрывает часть фона.

4. Контуры принадлежат фигуре, а не фону.

Эти феномены имеют практическое применение: военный камуфляж меняет соотношение фигуры и фона с помощью окраски и формы.

Тест замаскированных фигур служит для диагностики восприятия и диагностики личностных свойств (поле зависимость/независимость – нужно выделить фигуру из общего фона).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: