Факторы, определяющие характер адаптации

Первая группа факторов, определяющих характер адапта­ции, связана с физическим состоянием ребенка. Здоровый, физически развитый малыш обладает лучшими возможнос­тями системы адаптационных механизмов, он легче справля­ется с трудностями. Нервно и соматически ослабленные, быстро утомляющиеся, имеющие плохой аппетит и сон дети испытывают, как правило, значительно болыпие трудности в яслях. На состояние здоровья ребенка влияет течение бере­менности и родов матери, заболевания в период новорожден­ное™ и в первые месяцы жизни, частота заболеваний в пери­од перед поступлением в детское учреждение. Токсикозы, болезни матери в период беременности могут вызвать небла­гополучное созревание сложных систем организма, ведаю­щих приспособлением к изменяющимся условиям внешней среды. Последующие заболевания неблагоприятно сказыва­ются на иммунитете, могут затормозить психическое разви­тие. Отсутствие правильного режима, достаточного сна при­водит к хроническому переутомлению, истощению нервной системы. Такой ребенок хуже справляется с трудностями адаптационного периода, у него возникает стрессовое состоя­ние и как следствие — заболевание.

Следующим фактором, влияющим на характер адаптации к новым условиям, является возраст, в котором малыш по­ступает в детское учреждение. Этот фактор имеет глубинную связь с привязанностью ребенка к близким и возникающими на этой основе невротическими формами поведения.

Привязанность к матери — необходимое условие нормаль­ного психического развития ребенка. Она способствует фор­мированию таких важных качеств личности, как доверие к миру, положительное самоощущение, инициативность, лю­бознательность, развитию социальных чувств. Для возник­новения привязанности необходим продолжительный и ус­тойчивый эмоциональный контакт матери или заменяющего ее взрослого с ребенком с самого рождения. Привязанность его начинает формироваться уже в первом полугодии жизни и к концу года оформляется в виде устойчивых аффектив­но-личностных связей с близкими, особенно с матерью. В первой половине первого года жизни привязанность выра­жается в основном положительными эмоциями, особенной


144 I". Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

радостью ребенка при появлении мамы. В 7 месяцев ребенок начинает реагировать на ее уход отчетливым волнением, бес­покойством, тревогой. В период от 7 месяцев до 1,5 лет при­вязанность к матери выражается наиболее интенсивно. Иногда чувство тревоги при разлуке с ней становится столь травмирующим, что остается на всю жизнь как страх одино­чества. Ярко выраженный страх в 7-месячном возрасте сви­детельствует о врожденной чувствительности ребенка и дол­жен учитываться как в его воспитании, так и при решении вопроса о том, стоит ли отдавать его так рано в ясли.

В 8 месяцев малыши начинают бояться незнакомых взрос­лых, прижимаются к матери, как бы подчеркивая привязан­ность к ней. Происходит дальнейшая дифференциация соци­ального мира, в нем появляются «другие».

Страх перед другими длится недолго, примерно до 1 года 3 месяцев. В последующем дети спокойнее воспринимают по­сторонних людей, но могут смущаться при них.

Страх, беспокойство, испытываемые детьми от 7 месяцев до 1 года 3 месяцев может стать предпосылкой последующе­го развития тревоги и страхов. При неблагоприятных усло­виях тревога перерастает в тревожность, страхи — в боязли­вость, становясь устойчивой чертой характера.

Часто существует невротическая привязанность ребенка к матери, к родным, которая во многом обусловливается тре­вожностью близких.

Многие дети в возрасте от 6 месяцев до 2,5 лет трудно адаптируются к яслям, но особенно это заметно от 8 месяцев до 1 года 3 месяцев, т.е. в период, когда совпадает беспокой­ство при разлуке с матерью и страх посторонних.

Не менее важным фактором, влияющим на характер адап­тации, является степень сфортированности у ребенка обще­ния с окружающими и предметной деятельности. Обычно процесс адаптации протекает более благополучно у малыша, владеющего навыками ситуативно-делового общения.

Установлено, что дети, которые испытывают трудности в привыкании к детскому учреждению, чаще всего имеют в семье преимущественно эмоциональные контакты со взрослы­ми. Дома с ними мало играют, а если и играют, то не слишком активизируют инициативу, самостоятельность малышей. У таких детей чрезмерно развита потребность во внимании, ласке, физических контактах. Удовлетворить ее в общении с


2. Педагогическая работа с детьми в период 145

__________ АДАПТАЦИИ К ДЕТСКОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ _______

посторонними людьми трудно. В яслях, где воспитатели не мо­гут уделять ребенку столько же внимания, как в семье, он чув­ствует себя одиноко, неуютно; предпочитает играть один, не обращаясь к взрослому за помощью, не привлекая его к совме­стной игре. Таким образом, общение и предметная деятель­ность оказываются разобщенными. Общение протекает на эмоциональном уровне, а игра разворачивается в основном ин­дивидуально. Необходимое для этого возраста сотрудничество не складывается, отсутствие навыков вступать в практическое взаимодействие со взрослым, сниженная игровая инициатива при повышенной потребности в общении приводят к сложнос­тям во взаимоотношениях ребенка с окружающими.

Таким образом, причиной трудного привыкания к яслям может стать рассогласование между слишком затянувшейся эмоциональной формой общения ребенка со взрослыми и ста­новлением новой ведущей деятельности с предметами, пред­полагающей другую форму общения — сотрудничество.

Легче всего адаптация протекает у малышей, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действо­вать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откли­каются на предложение воспитательницы поиграть, с инте­ресом исследуют новые игрушки. В случае затруднения такие дети упорно ищут выход из ситуации, не стесняясь, об­ращаются за помощью к взрослому, любят вместе с ним ре­шать предметные задачи: собрать пирамидку, матрешку, элементы конструктора. Для ребенка, умеющего хорошо иг­рать, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он владеет необходимыми для этого средствами.

Характерной особенностью детей, которые с большим тру­дом привыкают к яслям, является низкий уровень предмет­ной деятельности, в том числе игровой. Их действия с предме­тами чаще имеют характер манипуляций, игры с сюжетными игрушками не увлекают их. Возникающие трудности либо ос­тавляют их равнодушным, либо вызывают слезы и капризы. Большое влияние на течение адаптации оказывает отно­шение ребенка к ровесникам. Дети, которые с трудом привы­кают к яслям, часто сторонятся сверстников, плачут при их приближении, иногда ведут себя агрессивно по отношению к ним. Неумение общаться с другими детьми в сочетании с трудностями в установлении контактов со взрослыми еще больше отягощает сложность адаптационного периода.


146 IN. Содержание и методы педагогической

_______________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА


2. Педагогическая работа с детьми в период 147
адаптации к детскому учреждению ______



Таким образом, состояние здоровья, характер взаимоотно­шений с близкими, умение общаться со взрослыми и сверст­никами, сформированность предметной и игровой деятель­ности ребенка — основные критерии, по которым можно су­дить о степени его готовности к поступлению в ясли.

Следует принимать во внимание еще один немаловажный фактор, который может осложнить период адаптации ребен­ка к яслям. Он связан с психологическими особенностями ро­дителей, особенно матери, и характером взаимоотношений в семье. Если мать тревожно-мнительна и слишком опекает ре­бенка, аффективно реагирует на все его состояния, к тому же обладает конфликтным характером, если сами родители ис­пытывают трудности в общении с окружающими, если в се­мье часто происходят ссоры,— все это может стать причиной невротизации ребенка и его трудной адаптации к дошкольно­му учреждению.

Важнейшее значение для благополучного протекания адаптационного периода имеет отношение педагогов к ребен­ку, эмоциональная атмосфера в группе и детском учрежде­нии в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: