Организация адаптационного периода

Предварительное знакомство воспитателя с ребенком и родителями. Прежде всего воспитателю нужно хорошо осознать необходимость совместной работы с родителями, которая должна начинаться до прихода ребенка в ясли. Воспитателю следует познакомиться с родителями, нала­дить контакт с малышом в привычных для него домашних условиях. Если по какой-то причине посещение семьи за­труднено, можно организовать встречу с ним на территории детского учреждения. Мама может в течение нескольких недель приводить ребенка на детскую площадку в то время, когда на ней играют дети, познакомить его с воспитателем и детьми. То же самое можно сделать в групповой комнате, где ребенок познакомится с игрушками, обстановкой. Такое посещение должно быть достаточно регулярным, но не длительным. Главное — заинтересовать малыша новой для него ситуацией, вызвать у него желание еще раз придти в ясли, предупредить появление страха перед посторонни­ми людьми и новой средой.


Перед поступлением ребенка в ясли воспитателю следует обсудить с родителями ряд проблем: узнать его распорядок дня, поинтересоваться, как он пользуется туалетом, как за­сыпает и просыпается, в какое время лучше спит, умеет ли есть сам, какую пищу предпочитает, есть ли в семье ритуалы по поводу режимных моментов (например, укачивают его на руках, поют перед сном колыбельную песню, дают соску). Воспитатель должен познакомить родителей с распорядком дня в яслях, обсудить проблему согласования его с распоряд­ком дня, принятым в семье, полученную информацию учи­тывать в процессе последующей индивидуальной работы с ребенком.

Воспитатель необходимо узнать, какой тип общения предпочитает малыш. Если превалирует эмоционально-лич­ностное общение с близкими, нужно посоветовать родителям побольше играть с ребенком в игры с предметами и сюжетны­ми игрушками.

Воспитатель должен знать, в какой степени ребенок владе­ет навыками самообслуживания. Если он привык, что все за него делают взрослые, нужно обратить внимание родителей на то, чтобы они поощряли в нем стремление сделать что-то самостоятельно, поддерживали желание самому есть, оде­ваться и пр.

Необходимо выяснить, как ребенок относится к посторон­ним взрослым. Если он пугается их, плачет, прячется за ма­му, отказывается от общения с ними, можно посоветовать ро­дителям расширить круг общения малыша: приглашать в гости знакомых, ненадолго водить ребенка к своим друзьям. Расширение круга общения в домашней обстановке будет воспитывать в нем доверчивость к людям, открытость, уме­ние ладить с ними. Избавление от чрезмерной привязанности к родным поможет быстрее привыкнуть к новому окруже­нию в яслях.

Следует узнать, умеет ли ребенок общаться с другими де­тьми. Если он испытывает трудности в этой сфере, нужно по­советовать родителям почаще водить его на детские площад­ки, приглашать в гости сверстников, налаживать совмест­ную игру с ними.

Педагогические приемы, способствующие адаптации ре­бенка к яслям. Первая встреча ребенка с воспитателем чрез­вычайно важна для развития последующих взаимоотноше-


148 HI- Содержание и методы педагогической

____________ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА _________________________________

ний между ними. Поэтому главное для педагога на началь­ном этапе адаптации — наладить контакт с ребенком. Легче всего установить его в группе, в присутствии матери, которое на первых порах необходимо для ребенка. Воспитатель дол­жен приветливо встретить малыша, помочь маме раздеть его, вместе с нею провести его в группу, познакомить с детьми, поиграть. Если мама по каким-либо причинам не может на­долго остаться с малышом, она предупреждает его, что ухо­дит, но скоро обязательно вернется.

Для маленького ребенка очень важно постоянство среды. Он чувствует себя спокойнее, когда его окружают знакомые ему вещи. Задача взрослых — сделать первые дни пребыва­ния его в яслях максимально комфортными, благоприятны­ми для его эмоционального благополучия. Облегчить переживание одиночества, уменьшить страх разлуки с роди­телями помогут любимая игрушка, бутылочка с соской, из которой ребенок пьет дома, какая-нибудь вещь, принадлежа­щая маме или папе, небольпюй семейный альбом. Эти вещи ребенок может хранить в своем шкафчике или в кроватке, играть с ними, когда захочет, засыпать с ними. Можно посо­ветовать родителям принести из дома одеяльце ребенка, за­стелить им его кроватку. Можно также прикрепить к спинке кроватки фотографию мамы.

Часто в первые дни посещения яслей ребенок стремится к постоянному физическому контакту с воспитателем, не отпу­скает его от себя, что серьезно затрудняет работу взрослого, который должен уделять внимание всем детям, организовы­вать режимные моменты и пр. Проблема становится еще бо­лее сложной, если в группу поступают сразу несколько новичков. Тогда прием их должен проходить постепенно, не более 2—3 малышей в неделю.

Самое главное для воспитателя — завоевать доверие ре­бенка, его привязанность. Нужно дать ему почувствовать, что его понимают и принимают. Если же он не отпускает вос­питателя от себя, постоянно зовет маму, педагог не должен игнорировать желание ребенка, а тем более поддразнивать его и ругать. Когда малыш обращается к взрослому со слова­ми: «Мама придет», это означает, что на самом деле он не уве­рен в этом, боится, что мама не вернется, ищет у взрослого подтверждения своего самого большого желания. Поэтому на каждый вопрос: «Где мама?» нужно обязательно отвечать


2. Педагогическая работа с детьми в период -(49
______ адаптации к детскому учреждению __________

утвердительно, помогая малышу поверить в то, что он обяза­тельно увидит свою маму.

Ободрив малыша, воспитатель старается переключить его внимание на игрушки, предлагает рассмотреть, что находит­ся в помещении; некоторое время играет вместе с малышом, затем предлагает ему некоторое время поиграть самостоя­тельно одному, пообещав быстро вернуться. Свое обещание необходимо выполнить, тогда ребенок поймет, что взрослый всегда рядом. Если же он постоянно следует за взрослым, его можно подключить к своему делу, что позволит воспитателю выполнять свои обязанности, находиться рядом с малышом и в то же время постепенно увеличивать дистанцию между ним.

Если ребенок равнодушен к окружающему, ему следует уделить побольше внимания, подобрать такое занятие, кото­рое отвлекло бы его от переживаний. Если малыш не отклика­ется на предложения взрослого поиграть, воспитатель исполь­зует косвенные способы вовлечения его в ту или иную деятель­ность; например, садится рядом с ним и начинает рисовать картинку, лепить фигурку, разговаривать с куклой и т.п. Для таких случаев желательно иметь в группе привлекатель­ные «загадочные» игрушки, которые вызывают особый инте­рес у детей. Интерес ребенка может вызвать игра взрослого с другими детьми неподалеку от него. Для некоторых детей эф­фективным способом снятия эмоциональной напряженности будут такие игры, как «Ладушки», «По кочкам», прятки и др. Включение ребенка в распорядок дня группы следует про­водить с особым вниманием к его индивидуальным предпо­чтениям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: