Вопрос о том, насколько оправдано авторитарное поведение одного партнера по отношению к другому, к своим родителям и родителям супруга, к детям и каковы его критерии, не менее важен, чем вопрос о том, как мы реагируем на это авторитарное поведение. Кроме беспрекословного повиновения и антиавторитарного бунта, есть большое количество иных реакций. Они различаются между собой по степени и виду авторитарного кризиса, и вопрос заключается в том, какая из полюсных реакций - подчинение или бунт — стоит на первом плане. Даже когда мы видим только результат, т.е. если один реагирует, проявляя послушание, или приспосабливается, а другой упрям и не признает никаких авторитетов, такое поведение, в том числе и в рамках партнерства, является ответом на серьезный или жизненно важный конфликт. В таких случаях нарушается равновесие между приспособлением и самоутверждением, вежливостью и честностью, любовью и справедливостью, привязанностью и отделением, первичными и вторичными способностями. Этот дисбаланс может привести к четырем формам реакций:
|
|
1. «Я делаю то, что хочу!» Здесь главную роль играют самоутверждение, откровенность, справедливость и тенденция к отделению, к самостоятельности.
2. «Я делаю то, чего хочет мой партнер!» При такой реакции речь прежде всего идет о приспособлении, вежливости, любви и привязанности.
3. «Я делаю не то, чего сам хочу, не то, чего хочет мой партнер, а что-то совсем другое!» Здесь на первом плане механизмы оттеснения конфликта.
4. «Для меня всякий кризис - это шанс!» В таких случаях человек старается научиться понять данную ситуацию, просит партнера ясно изложить свои желания, сам четко и недвусмысленно выражает свои ожидания и желания, а если необходимо, идет на уступки, ободряет партнера, с тем чтобы сообща найти новые возможности решения конфликта в духе «расширения системы целей».
Партнерство как освобождение
Эдна, я должен, к сожалению, с тобой расстаться. Куда же мне идти?
Изречение года
Склонность сожалеть о завоеванной свободе
История: «Ты не можешь убежать от самого себя»
«Один муэдзин, который несколько раз в день созывал верующих на молитву, бежал по улицам города Шираз и кричал что есть мочи. Удивленные прохожие спрашивали его, зачем он так спешит. Запыхавшийся муэдзин отвечал: «Мне говорили, что мой голос очень хорошо звучит издали, и теперь я бегу, чтобы опередить его и убедиться самому».