Раздел II. И.А. Садчиков,заведующий кафедрой экономики и менеджмента в нефтегазо-химическом комплексе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического

УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73 С37

Рецензенты:

И.А. Садчиков, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в нефтегазо-химическом комплексе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, д-р экон. наук, проф.,

М.В. Селин, заведующий кафедрой экономики Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина, д-р экон. наук, проф., Е.Н. Яковлева, заведующая кафедрой финансов Института менеджмента и ин­формационных технологий (филиал Санкт-Петербургского политехнического университета в г. Череповце), канд. экон. наук, доц.

Симунин Е.Н.

С37 Планирование на предприятии: учебное пособие / Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова, ТА. Симунина, B.C. Васильцов. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 336 с.

ISBN 978-5-390-00042-7

Рассматриваются методологические и организационные основы планирова­ния на предприятии. Особое внимание уделено планированию экономического развития. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федераль­ного стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки вы­пускников вузов, содержит контрольные вопросы и тесты, которые могут быть использованы для самоконтроля.

Для студентов и аспирантов экономических и технических специальностей. Может быть использовано специалистами предприятий.

УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73

Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.000035.01.08 от 09.01.2008 г.

Изд. № 545. Подписано в печать 15.05.2008. Формат 60x90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 21,0. Уч.-изд. л. 14,9. Тираж 3000 экз. Заказ № 3598

ЗАО «КноРус». 129110, Москва, ул. Большая Переяславская, 46.

Тел.: (495) 680-7254, 680-0671, 680-1278.

E-mail: offlce@knorus.ruhttp://www.book.ru-

Отпечатано в полном соответствии с качеством

предоставленного издательством электронного оригинал-макета

в ОАО «Московская типография № 2».

129085, Москва, пр. Мира, 105.

© Симунин Е.Н., Васильцова В.М.,

Симунина Т.А., Васильцов B.C., 2008
© ЗАО «МЦФЭР», 2008
ISBN 978-5-390-00042-7 © ЗАО «КноРус», 2008


ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение......................................................................................................... 7

Раздел I

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Глава 1. Сущность планирования в рыночных условиях

1.1. Планирование в рыночных условиях........................................... 10

1.2. Сущность планирования развития................................................ 13

1.3. Совокупный спрос — важнейший объект

«планирования развития»............................................................. 16

1.4. Об индикативном планировании в современных условиях........ 19

Выводы............................................................................................. 27

Контрольные вопросы................................................................... 29

Тесты............................................................................................... 30

Глава 2. Методологические основы планирования и прогнозирования

2.1. Методология планирования и прогнозирования......................... 36

2.2. Методы прогнозирования, их использование в планировании.. 39

2.3. Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов 42

2.4. Принципы планирования............................................................... 45

2.5. Методы планирования................................................................... 48

Выводы............................................................................................. 51

Контрольные вопросы................................................................... 52

Тесты............................................................................................... 53

Глава 3. Характеристика долгосрочного н стратегического планирования предприятия

3.1. Объективные предпосылки и условия эволюции систем
планирования и управления.......................................................... 61

3.2. Сущность стратегического планирования................................... 64

, 3.3. Цели и стратегии........................................................................... 67

3.4. Характеристика долгосрочного и стратегического

планирования.......................................................... •.....:.................. 72

Выводы............................................................................................. 75

Контрольные вопросы.................................................................. 76

Тесты............................................................................................... 76


Глава 4. Методы планирования инноваций

4.1. Характеристика особенностей НИОКР как объекта планирования 81

4.2. Программно-целевое планирование НИОКР.............................. 83

4.3. Задачи и методы тематического планирования НИОКР............ 84

4.4. Методы определения договорных цен

на научно-техническую продукцию............................................. 85

4.5. Объемно-календарное планирование НИОКР............................. 87

4.6. Сетевое планирование.................................................................... 89

Выводы............................................................................................. 97

Контрольные вопросы............................... '................................... 98

Тесты......................'........................................................................ 99

Раздел II

ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Глава 5. Организационные основы планирования на предприятии

5.1. Типы внутрифирменного планирования.................................... 106

5.2. Процесс планирования на предприятии..................................... 109

5.3. Система планов предприятия..................................................... 111

5.4. Организация внутрифирменного планирования....................... 113

5.5. Диагностика готовности систем к планированию..................... 116

Выводы.......................................................................................... 116

Контрольные вопросы................................................................ 119

Тесты............................................................................................ 120

Глава 6. Стратегическое планирование на предприятии

6.1. Конкурентный анализ.................................................................. 124

6.2. Портфельные модели анализа стратегии. Оценка привлекательности стратегической области бизнеса 126

6.3. Определение конкурентных технологических возможностей.... 134

6.4. Анализ путей диверсификации................................................... 136

6.5. Синергизм в аспекте планирования..:........................................ 139

Выводы.......................................................................................... 139

Контрольные вопросы................................................................ 141

Тесты............................................................................................. 141




double arrow
Сейчас читают про: