УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73 С37
Рецензенты:
И.А. Садчиков, заведующий кафедрой экономики и менеджмента в нефтегазо-химическом комплексе Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета, д-р экон. наук, проф.,
М.В. Селин, заведующий кафедрой экономики Вологодской государственной молочнохозяйственной академии им. Н.В. Верещагина, д-р экон. наук, проф., Е.Н. Яковлева, заведующая кафедрой финансов Института менеджмента и информационных технологий (филиал Санкт-Петербургского политехнического университета в г. Череповце), канд. экон. наук, доц.
Симунин Е.Н.
С37 Планирование на предприятии: учебное пособие / Е.Н. Симунин, В.М. Васильцова, ТА. Симунина, B.C. Васильцов. — 3-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2008. - 336 с.
ISBN 978-5-390-00042-7
Рассматриваются методологические и организационные основы планирования на предприятии. Особое внимание уделено планированию экономического развития. Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями Федерального стандарта к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускников вузов, содержит контрольные вопросы и тесты, которые могут быть использованы для самоконтроля.
Для студентов и аспирантов экономических и технических специальностей. Может быть использовано специалистами предприятий.
УДК 65.0(075.8) ББК 65.290-2я73
Санитарно-эпидемиологическое заключение № 77.99.60.953.Д.000035.01.08 от 09.01.2008 г.
Изд. № 545. Подписано в печать 15.05.2008. Формат 60x90/16. Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная. Бумага газетная. Усл. печ. л. 21,0. Уч.-изд. л. 14,9. Тираж 3000 экз. Заказ № 3598
ЗАО «КноРус». 129110, Москва, ул. Большая Переяславская, 46.
Тел.: (495) 680-7254, 680-0671, 680-1278.
E-mail: offlce@knorus.ruhttp://www.book.ru-
Отпечатано в полном соответствии с качеством
предоставленного издательством электронного оригинал-макета
в ОАО «Московская типография № 2».
129085, Москва, пр. Мира, 105.
© Симунин Е.Н., Васильцова В.М.,
Симунина Т.А., Васильцов B.C., 2008
© ЗАО «МЦФЭР», 2008
ISBN 978-5-390-00042-7 © ЗАО «КноРус», 2008
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение......................................................................................................... 7
Раздел I
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
Глава 1. Сущность планирования в рыночных условиях
1.1. Планирование в рыночных условиях........................................... 10
1.2. Сущность планирования развития................................................ 13
1.3. Совокупный спрос — важнейший объект
«планирования развития»............................................................. 16
1.4. Об индикативном планировании в современных условиях........ 19
Выводы............................................................................................. 27
Контрольные вопросы................................................................... 29
Тесты............................................................................................... 30
Глава 2. Методологические основы планирования и прогнозирования
2.1. Методология планирования и прогнозирования......................... 36
2.2. Методы прогнозирования, их использование в планировании.. 39
2.3. Система социально-экономического прогнозирования. Основные группы прогнозов 42
2.4. Принципы планирования............................................................... 45
2.5. Методы планирования................................................................... 48
Выводы............................................................................................. 51
Контрольные вопросы................................................................... 52
Тесты............................................................................................... 53
Глава 3. Характеристика долгосрочного н стратегического планирования предприятия
3.1. Объективные предпосылки и условия эволюции систем
планирования и управления.......................................................... 61
3.2. Сущность стратегического планирования................................... 64
, 3.3. Цели и стратегии........................................................................... 67
3.4. Характеристика долгосрочного и стратегического
планирования.......................................................... •.....:.................. 72
Выводы............................................................................................. 75
Контрольные вопросы.................................................................. 76
Тесты............................................................................................... 76
Глава 4. Методы планирования инноваций
4.1. Характеристика особенностей НИОКР как объекта планирования 81
4.2. Программно-целевое планирование НИОКР.............................. 83
4.3. Задачи и методы тематического планирования НИОКР............ 84
4.4. Методы определения договорных цен
на научно-техническую продукцию............................................. 85
4.5. Объемно-календарное планирование НИОКР............................. 87
4.6. Сетевое планирование.................................................................... 89
Выводы............................................................................................. 97
Контрольные вопросы............................... '................................... 98
Тесты......................'........................................................................ 99
Раздел II
ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Глава 5. Организационные основы планирования на предприятии
5.1. Типы внутрифирменного планирования.................................... 106
5.2. Процесс планирования на предприятии..................................... 109
5.3. Система планов предприятия..................................................... 111
5.4. Организация внутрифирменного планирования....................... 113
5.5. Диагностика готовности систем к планированию..................... 116
Выводы.......................................................................................... 116
Контрольные вопросы................................................................ 119
Тесты............................................................................................ 120
Глава 6. Стратегическое планирование на предприятии
6.1. Конкурентный анализ.................................................................. 124
6.2. Портфельные модели анализа стратегии. Оценка привлекательности стратегической области бизнеса 126
6.3. Определение конкурентных технологических возможностей.... 134
6.4. Анализ путей диверсификации................................................... 136
6.5. Синергизм в аспекте планирования..:........................................ 139
Выводы.......................................................................................... 139
Контрольные вопросы................................................................ 141
Тесты............................................................................................. 141






