Истории о Мулле Насреддине

Баранья голова

Зачем пришли на этот свет?

Вверх дном

Стоит ли зазнаваться?

Куда повесить свои веши?

Страх

Яблоневый сад

Практика

В лавке

«...От жизни моей жены»

За всё надо платить

Райское яблоко

Не тот ключ

Ключ

Мухи-женщины

Верёвка для белья

Достиг цели

Лужа

«Тяните!»

На море—как на суше

«Слишком длинен второй конец»

С какого места пахнет рыба?

Причина печали

Чистая совесть

Третье яблоко

Долгая жизнь мужа

Зачем ты меня обманула?

Ответ по существу

Упрёк правителю

Мудрость Муллы

Чудо и инструмент

Метод потения

Единственно возможный компромисс

Это не в моей привычке

Сто золотых за свою службу

Какое суждение правильное?

Выздоровление

Стряпня на свече

Как сосчитать звёзды

Приключения в пустыне

Небольшой дворец

Еда для одежды

Сила в старости

А это чей был выстрел?

Страшное событие

Лжецы

Кремень

Суровая зима

Угадывание мыслей

«Видишь, как он свесил голову!»

Голос издалека

Срок до завтра

Хладнокровный человек

Скипидар

Сила разума

Потеря осла

Черты подлинно человеческие

Друзья познаются в беде

Тонкости

Мыло

«Свари всё»

Настоящий человек

Вкус один

Ночь на крыше

Жена Муллы

Индюшка Муллы

Разве продают то, что надо выбрасывать?

Величину мира постиг покойник

Наивность Муллы

Находка

Йог

«Красота»

Халва

«Ослу веришь, а мне не веришь»

Привычка

Ум жены

«Ну а сам-то я кто?»

Надежда

На проповеди

Равновесие мира

Рецепт и печёнка

Зёрнышки риса

«Надоело!»

Щедрость Муллы

Божественная воля

Кошка и собака

Крабы — прирождённые политики

Вор в доме Муллы

«Всё зависит от погоды»

Кошка

Луна в колодце

Падение

Сократите потребление упряжи

День недели

Благодарность за побои

Пьяный Насреддин

Не очень мудрый пёс

Мулла стреляет в собственный кафтан

Осёл-советник

Ваша правда

Лицо на окне

Забота о волке

Несправедливость

Вера в неизбежность

Контрабандист

«Не сомкнул глаз»

Сын в отца

Его превосходительство

Это не моё

Строптивый телёнок

Как же отличают?

Мудрый совет

«На кого ты меня покидаешь?»

Высокий ворот

В пылу азарта

Желание закурить

Всё равно придет сюда

Вред

Самое справедливое наказание

Удивительный зверь

Красота лица

«Зачем разбудил?»

Старость

Счастливый брак

Одни и те же средства

Целесообразность устройства

У учителя музыки

Деньги во сне

Суп из утки

Луна

Свод законов

Отплата

Сон и бодрствование

Горячий суп

«Прочь с дороги!»

Короткий путь

Короткие истории-притчи о Мулле Насреддине принадлежат к особой школе суфизма. Хотя и считается, что школ в суфизме столько, сколько суфиев, но остроумные притчи, близкие по жанру к анекдоту, тем не менее представляют собой уникальное явление.

Кто же такой Мулла Насреддин? Это персонаж, хорошо известный и любимый в Турции, Средиземноморье, на Балканах и в Закавказье, в Крыму и в Индии, в Греции и, с некоторых пор, в Америке. Разные народы знают его под различными именами: узбеки и турки — как Ходжу (Ходже) Насреддина, афганцы — как Насреддина Афанди, азербайджанцы и чеченцы — как Муллу (Моллу) Насреддина. Однако все эти «Ходжа», «Афанди», «Мулла» вовсе не означают духовного сана — просто на востоке в старину всех наиболее уважаемых образованных людей принято было так называть. И именуя Насреддина Муллой или Ходжой, народ тем самым подчёркивал прежде всего его образованность, почтенность, а также то, что он был мудрым наставником, учителем.

Существует ряд гипотез по поводу того, является ли Насреддин лицом историческим.

Одни утверждают, что настоящий Насреддин родился в Турции в городе Акшехире в 605 г. х, (1206 г), получил образование в Конье, жил в Кастамону и умер в Акшехире в 683 г. х. (1284—1285), причём дата смерти была установлена весьма оригинальным способом. В Акшехире действительно находится гробница, считающаяся гробницей Насреддина, однако на могильном камне высечена дата: 386.

Исследователи, сочтя такую датировку очередной шуткой Насреддина, решили прочесть её в обратном порядке и считать датой смерти Насреддина 683 год.

Сторонники другой гипотезы считают, что Мулла Насреддин жил при дворе арабского халифа Гарун-аль-Ра-шида и был выдающимся учёным своего времени. Но поскольку проповедуемое им учение подвергалось нападкам, он, спасая свою жизнь, притворился шутом и получил возможность свободно говорить то, что думал.

Третьи полагают, что сейчас уже невозможно с полной уверенностью установить, является ли Насреддин лицом историческим, в какое время и в какой стране он жил и к какому народу принадлежал, а в качестве подтверждения ссылаются опять-таки на дату 386, соответствующую в буквенном выражении арабскому корню «шуф», от которого происходит слово «шауаф» с многозначительным смыслом: «показывать что-либо; заставлять кого-либо смотреть». Так или иначе, но одно остается несомненным: истории, связанные с именем Насреддина, являются классическими примерами для изображения определённых состояний ума.

Суфизм отрицает возможность постижения истины традиционными методами, применяемыми в повседневной жизни, то есть формальной логикой и шаблонным мышлением. Для утончения восприятия (с этого начинается собственно Путь) необходимо выйти за рамки стандарта, изменить точку отсчета и саму систему координат — стать необычным. Такой метод «остранения» весьма характерен для историй о Мулле Насреддине, и, в результате, самые заурядные, казалось бы, бытовые ситуации, увиденные в необычном ракурсе, приобретают новый, глубоко философский смысл. Насреддин, который является истинным суфием, часто использует особую дервишскую технику, заключающуюся в том, что он играет роль обывателя, непосвящённого человека (суфии называют это «путём упрёка»), чтобы человек смог отразиться в ситуации, как в зеркале, и получить нужный урок.

Мулла Насреддин отвергает любое автоматическое восприятие, начиная от убеждения в незыблемости причинно-следственных связей и заканчивая восприятием собственного «я», и тем самым побуждает всякий раз изучать ситуацию с нуля, отрицая весь прежний опыт. Научить человека озарению невозможно, так же как невозможно сделать человека совершенным, но, будучи истинным духовным наставником, Насреддин способен взрыхлить слежавшийся ум воспринимающего и подготовить почву к посеву свежих идей и ощущений, к проникновению в сознание бараки — суфийской силы, позволяющей постичь сущность вещей. Подготовка ума суфия может считаться законченной лишь тогда, когда человек поймёт, что есть вещи, которые он должен научиться делать самостоятельно, не дожидаясь, что другие будут делать это вместо него. Через все истории-притчи о Насреддине проходит мысль о том, что за всё необходимо платить, иначе ничего нельзя будет приобрести. Платить — значит чем-то жертвовать: покоем, деньгами или, наконец, привычными способами делать те или иные вещи.

Примеры хитрости Муллы Насреддина, применяемой для того, чтобы проскользнуть сквозь ячейки сети неповоротливого ума, можно найти в любой его истории. А его кажущиеся ненормальность и эксцентричность являются лишь маской, служащей для привлечения и фиксации внимания. Характерно, что как истинный суфий, демонстрируя неистощимую находчивость и непобедимость духа, Мулла Насреддин умеет выходить победителем из всех, даже самых сложных, жизненных ситуаций.

У народов востока существует интересная традиция: тот, кто произносит имя Муллы, должен рассказать семь историй, а в ответ на это каждый слушатель также рассказывает семь историй. Считается, что семь насреддиновских историй, изложенных в определённой последовательности, способны привести человека к озарению и мгновенному постижению истины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: