Содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:
- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;
- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического
строя речи, произносительной стороны речи; связной речи в диалогической и монологической формах) в различных видах детской деятельности;
- практическое овладение воспитанниками нормами речи*.
Содержание образовательной области «Чтение художественной литературы» направлено на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач:
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия
и эстетического вкуса.
Промежуточные результаты освоения данной программы формулируются в соответствии с Федеральными государственными требованиями (ФГТ) через раскрытие динамики формирования интегративных качеств воспитанников в каждый возрастной период по всем направлениям развития детей.
|
|
К четырехлетнему возрасту при успешном освоении программы достигается следующий уровень развития интегративных качеств ребенка:
• интегративное качество «Любознательный, активный»: проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения, устойчивый интерес к различным видам детской деятельности, любознательность, интерес к исследовательской деятельности;
• интегративное качество «Эмоционально отзывчивый»: эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок и историй; понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый);
• интегративное качество «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»:
- проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры,
распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; умеет подбирать
предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, считаться с интересами товарищей;
- речь при взаимодействии со сверстниками носит преимущественно ситуативный характер; содержание общения со взрослым выходит за пределы конкретной ситуации, речь при общении со взрослым становится внеситуативной;
|
|
- в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей;
- делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет);
- может проявить инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым; во взаимоотношениях со сверстниками проявляет избирательность, которая выражается в предпочтении одних детей другим, появляются постоянные партнеры по играм;
• интегративное качество «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»: проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, в выборе роли, сюжета, средств перевоплощения в театрализованных играх, способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему; умеет самостоятельно находить интересное для себя занятие;
• интегративное качество «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»: выполняет индивидуальные и коллективные поручения, проявляет предпосылки ответственного отношения к порученному заданию, стремится выполнить его хорошо, способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, учиться правильно называть строительные детали и их цвета; может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки; способен сосредоточенно действовать в течение 15-20 минут;
• интегративное качество «Овладевший необходимыми умениями и навыками»: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
РАЗВЕРНУТОЕ КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ)
Месяц | Тема, цели 1-й, 2-й недель | Тема, цели 3-й, 4-й недель | Виды интеграции образовательных областей | Планируемые результаты развития интегративных качеств | |
Сентябрь | Тема | Чтение стихотворений С. Черного «Приставалка», «Про Катюшу». Чтение русской народной сказки «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбовой | Звук [у]. Звук [а] | Коммуникация: учить запоминать прослушанный текст произведения, развивать умение использовать все части речи, отвечать на разнообразные вопросы, рассматривать сюжетные картинки. Музыка: познакомить с ритмическим рисунком музыкального и стихотворного произведения | Эмоционально откликается на переживания близких взрослых, детей, персонажей сказок, делает попытки решать спорные вопросы с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять; проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения |
Цели | Воспитывать умение слушать стихи и сказки, следить за развитием действий в них. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков | Совершенствовать умение внятно произносить в словах гласные. Развивать моторику речевого двигательного аппарата, слуховое восприятие, речевой слух и речевое дыхание, уточнять и закреплять артикуляцию звука [у]. Формировать умение отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями | |||
Октябрь | Тема | Чтение русской народной сказки «Колобок», обр. К. Ушинского. Чтение стихотворений А. Блока «Зайчик», А. Плещеева «Осень наступила» | Звуковая культура речи: звук [о]. Рассматривание иллюстрации к сказке «Колобок». Рассматривание сюжетных картинок | Коммуникация: понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый). Музыка: познакомить с интонацией в музыкальном и литературном произведении. Художественное творчество: учить в рисунке передавать сюжет произведения | Умеет интонационно выделять речь персонажей, эмоционально откликаться на переживания героев сказки; может описать предмет по картинке; выучить небольшое стихотворение; в театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей |
Цели | Познакомить со сказкой «Колобок». При восприятии стихотворения «Зайчик» вызвать сочувствие к зайчишке, которому холодно, голодно, страшно в ненастную осеннюю пору. Помочь запомнить стихотворение | Приучать внимательно рассматривать рисунки в книгах, объясняя содержание иллюстраций. Отрабатывать четкое произношение звука [о]. Помочь понять сюжет картины, охарактеризовать взаимоотношения между персонажами |
Ноябрь | Тема | Чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень». Чтение стихотворений из цикла С. Маршака «Детки в клетке» | Рассматривание картины «Коза с козлятами». Звук [и] | Коммуникация: учить понимать и правильно употреблять слова-синонимы. Художественное творчество: учить в рисунке передавать сюжет произведения | Может составить рассказ по картинке, проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с небольшой группой детей, умеет подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр |
Цели | Приобщать к поэзии, развивать поэтический слух. Упражнять в образовании слов по аналогии | Учить рассматривать картину, отвечать на вопросы воспитателя; упражнять в умении вести диалог, употреблять существительные, обозначающие детенышей животных, правильно и четко проговаривать слова | |||
Декабрь | Тема | Чтение русской народной сказки «Снегурочка и лиса», обр. М. Булатова. Чтение рассказа А. Босева «Трое», пер. с болгарского В. Викторова. Заучивание стихотворения Е. Ильина «Наша елка», К. Чуковского «Елка» | Игра-инсценировка «У матрешки - новоселье» | Социализация: объяснять моральные нормы поведения на примерах поступков героев прочитанных произведений | Способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие, проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом; может выучить небольшое стихотворение |
Цели | Познакомить с русской народной сказкой, с образом лисы (отличным от образа лисиц из других сказок), упражнять в выразительном чтении отрывка - причитания. Познакомить с рассказом, оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение | Упражнять в произношении слов со звуком [э] (игра «Эхо»), в определении качеств предметов на ощупь; учить правильно называть строительные детали и их цвета, формировать диалогическую речь | |||
Январь | Тема | Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди», обр. М. Булатова. Рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси-лебеди» и сюжетных картинок | Звуки [м], [м'], [п], [п'] | Коммуникация: формировать навык образной и связной речи, используя пословицы, поговорки, сравнительные обороты. | В театрализованных играх умеет интонационно выделять речь тех или иных персонажей; подбирать предметы и атрибуты для сюжетно-ролевых игр |
Цели | Познакомить со сказкой, вызвать желание послушать еще раз, поиграть в сказку | Упражнять в четком произношении звуков в словах, фразовой речи, способствовать воспитанию интонационной выразительности речи; учить образовывать слова по аналогии. Упражнять в отчетливом и правильном произношении звуков [п], [п']; побуждать вступать в диалог, употреблять слова со звуками [п], [п'] | Музыка: объяснять значение средств выразительности в музыке и литературе | ||
Февраль | Тема | Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц», обр. В. Даля. Заучивание стихотворения В. Берестова «Петушки» | Звуковая культура речи: звуки [б], [б']. Беседа на тему «Что такое хорошо и что такое плохо» | Познание: учить анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки. Коммуникация: развивать желание выражать впечатления о прочитанном речевыми и неречевыми средствами | Проявляет инициативу и самостоятельность в организации знакомых игр с детьми, способен выучить небольшое стихотворение |
Цели | Познакомить с русской народной сказкой, помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). Помочь запомнить стихотворение, учить выразительному чтению | Упражнять в правильном произношении звуков (в звукосочетаниях, словах, фразах), совершенствовать диалогическую речь (умение вступать в разговор, высказывать суждения так, чтобы оно было понятно окружающим); грамматически правильно отражать в речи свои впечатления | |||
Март | Тема | Чтение стихотворения И. Косякова «Все она». Чтение русской народной сказки «У страха глаза велики», обр. Серовой | Звуковая культура речи: звуки [т], [п], [к]. Рассматривание сюжетных картин | Коммуникация: учить воспроизводить ритм стихотворения,звуковой образ слова (слышать специально выделяемый в речи взрослого звук и воспроизводить его). Труд: на примере героев произведений воспитывать трудолюбие; учить бережно относиться к книгам, тетрадям, после занятий убирать рабочее место. | Умеет использовать в речи слова, обозначающие эмоциональное состояние (хмурый, печальный, радостный), способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему |
Цели | Познакомить с новым стихотворением, совершенствовать диалогическую речь; напомнить известные русские народные сказки и познакомить с новой. Помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки | Закреплять произношение звука [т] в словах и фразовой речи, учить отчетливо произносить звукоподражание со звуками [т], [п], [к], рассматривать сюжетную картинку и определять ее тему, конкретизировать действия и взаимоотношения персонажей. Упражнять в произношении звукоподражаний с разной скоростью и громкостью, отрабатывать правильное и отчетливой произношение |
Музыка: способствовать развитию навыков выразительной и эмоциональной передачи игровых и сказочных образов: идет медведь, крадется кошка, бегают мышата, скачет зайка, ходит петушок, клюют зернышки цыплята, летают птички и т. д. | |||||
Апрель | Тема | Чтение стихотворений А. Плещеева «Весна», А. Майкова «Ласточки прилетели». Чтение и драматизация русской народной сказки «Теремок», обр. Е. Чарушина. Рассматривание сюжетных картин | Звуковая культура речи: звуки [ф], [с] | Музыка: учить исполнять произведения малой фольклорной формы. Художественное творчество: учить в рисунке воплощать придуманные фрагменты сказки | Умеет четко произносить и пропевать слова; владеет чувством ритма при чтении стихов. Проявляет умение объединяться с детьми для совместных игр, согласовывать тему игры, распределять роли, поступать в соответствии с правилами и общим замыслом |
Цели | Познакомить со стихотворением, с русской народной сказкой, учить называть признаки года, рассматривать сюжетную картинку и рассказывать о том, что на ней изображено | Учить отчетливо и правильно произносить изолированный звук [ф] и звукоподражательные слова с этим звуком, отрабатывать четкое произношение звука [с]. Упражнять в умении вести диалог | |||
Май | Тема | Чтение русской народной сказки «Бычок - черный бочок, белые копытца», обр. М. Булатова. Заучивание стихотворения А. Плещеева «Сельская песня» | Звуковая культура речи: звук [з], [ц] | Коммуникация: формировать навык составления рассказов по предложенному сюжету. Музыка: учить слушать и запоминать музыкальные сказки | Способен самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему, может пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок из сказки, делает попытки решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи (убеждает, доказывает, объясняет) |
Цели | Познакомить с русской народной сказкой, помочь вспомнить название и содержание сказок, которые читали на занятиях ранее, стихи, которые учили в течение года; помочь запомнить новое стихотворение | Упражнять в чистом произношении звука [з], учить изменять темп речи. Отрабатывать четкое произношение звука [ц], параллельно упражняя в интонационно правильном воспроизведении звукоподражаний |
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
|
|
|
|
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»