вопрос. Профсоюзы: понятие, модели

Профсоюз – добровольное общественное объединение граждан, связанных общими производственными, профессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях представительства и защиты их социально – трудовых прав и интересов. Ст. 2. &1. Закона «О профессиональных союзах, их правахи гарантиях деятельности». Ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях». Понятие общественных объединений – под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединяющихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее – уставные цели). Ст. 5 Закона о профсоюзах &1.Независимы от исполнительной власти всех уровней, работодателей (их союзов, ассоциаций), политических партий и др. общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны 2. Запрещается вмешательство органов государственной власти в деятельность профсоюзов.

Ст. 9 Общественное движение.

Общественным движением является состояние из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.

Мировая практика знает 2 основные модели профсоюзов:

1.замкнутый (цеховой) тред-юнионизм.

2.открытый тред-юнионизм.

Суть первого: профсоюз одной профессии, специальности, направления, профессии водопроводчиков. Цель – увеличение цены на труд. Метод: снижение предложения на рынке труда. Пути: 1.раничение приема на работу не членов данного профсоюза, что определяется законодательно и подтверждается коллективными договорами и соглашениями. Например, в США почти невозможно устроится по многим профессиям без проходного билета. В свою очередь, получение профсоюзного билета обусловлено целым рядом искусственно созданных профсоюзом условий. Например, в сфере здравоохранения США – профсоюзы добились жестких условий лицензирования деятельности и влияния со стороны профсоюзов на выдачу лицензий. В результате: устроится работать медиком сложно, но если вы получили рабочее место, стали членом профсоюза, то цена Вашего труда достаточно высока, т.к. профсоюз не позволит нарушить Ваши права.

2: Еще один путь: ограничения приема на работу иностранной рабочей силы. Последствия:

1) узость «эффективности» - благополучие одних достается за счет ущемления прав и благополучия других.

2) Выбрасываемая масса работников на рынок труда сбивает цену на труд в других отраслях.

3. Дает рост безработицы.

4. разъединяет работников и не дает возможности солидаризироваться, тем самым не дает возможности развиться рабочему движению.

5. Не способствует росту доли трудящихся при распределении национального дохода.

Такая модель процветает в США. Во многом является причиной отсутствия мощного рабочего движения, способного поднять общую цену на труд, как, например, в Европе.

Вторая модель: Суть: носит межпрофессиональный характер. Объединение работников разных специальностей, профессий. Если цеховой тред-юнионизм стремится к ограничению числа членов профсоюза, то открытый (отраслевой) тред-юнионизм стремится максимальное количество трудящихся охватить проф. членством. Поскольку в наше время большинство рынков носят монопольный (олигополистический) характер, то данный вид профсоюза, особенно в условиях России, должен стать монопольным что соответствовало бы «двухсторонней монополии». Монополия профсоюзов – это ответный шаг на существование монополии работодателя.

Пути: 1. Ни один член профсоюза не должен соглашаться на работу по цене ниже, чем устанавливает профсоюз. Нарушивший этот принцип считается штрейкбрехером (сорвать забастовку).

2. размер минимальной оплаты не может быть согласован с работодателем без угрозы забастовки. Т.е. необходимо показать, что предложение труда резко сократится и работодатель может потерять больше, если не согласится с профсоюзом на более высокий минимум заработной платы.

Следствия:1. Рост предложения труда;

2.Рост минимальной оплаты;

3.При расширении проф. членства происходит рост общего уровня заработной платы;

4. Снижение конкуренции между самими работниками;

5. Снижение безработицы;

6. Укрепление солидарности и рабочего движения4

7. Увеличение доли трудящихся при распределении национального дохода.

2 вопросСтруктура, задачи ифункции профсоюзов

 
 



Структура федерации профсоюзов Красноярского края

       
 
 
   


 
 


1. профс

2. крайком проф. работников АПК

3. горком проф. работников АПК

4. Терком проф. работников геологии, геодезии и картографии

5. крайком профс. работников госучрежден. и общественного обслуживания

6. крайком горнометаллургического профсоюза России

7. дорожный комитет профсоюзов Красноярской железной дороги

8. Енисейский бассейновый комитет профсоюза работников водного транспорта

9. Краевой комитет профсоюза работников здравоохранения

10. крайком профсоюза работников инновационных и малых предприятий

11. крайком профсоюзов работников лесных отраслей

12. крайком профсоюзов машиностроителей

13. крайком профсоюзов работников культуры

14. крайком профсоюзов рабочих местной промышленности и комбытпредприятий

15. Краевая организация профсоюза работников народного образования и науки

16. крайком профсоюзов работников строительства и промышленных строительных материалов

17. крайком профсоюзов работников связи

18. крайком профсоюзов работников торговли, общественного питания, потребкооперации и предпринимательства «торговое единство»

19. крайком профсоюзов работников текстильной и легкой промышлености

20. Терком профсоюзов работников угольной промышленности

21. крайком «Электропрофсоюз»

22. Профком АО «Искра»

23. Профком АО «Красноярский металлургический завод»

24. Профком АО «Судостроительный завод»

25. Профком НПП «Радиосвязь»

26. Профком ПО «Химкомбинат «Енисей»

27. Объединений комитет профсоюза №377 г. Зеленогорска

28. Профком колледжа радиоэлектронного приборостроения

29. Профком управления «Енисейрыбвод»

30. Профком Восточносибирского производственного – технического управления связи

31. Профком НИИ экологии, рыбохозяйственных водоемов и наземных биосистем

32. Независимый профсоюз летного состава ОАО «Красноярскавиа»

В связи с переходом в рыночные условия многие функции, связанные с социальным обеспечением, должны перейти к инструменту социального обеспечения, а две основные функции, связанные с задачами профсоюзов, должны найти свое понимание у руководства и членов профсоюзов. Пока большинство членов профсоюза еще недостаточно осознают задачи профсоюзов в рыночной системе:

1. Объединить большинство ……………..

2. Повышение цены рабочей силы. Достичь данную задачу можно за счет снижения конкуренции между работниками на рынке труда

3. Борьба со штрейкбрехерами, дословный перевод – «штрейкбрехер – это человек, «ломающий» забастовку, приглашенный со стороны, согласный работать даже за меньшую плату». Штрейкбрехерство может быть стихийным или организованным. Они сбивают цену на труд, срывают солидарные действия.

4. Постепенное сокращение рабочего времени, которое было бы альтернативой сокращению рабочих мест

3 вопросПрава профсоюзов и гарантии

Основные права и гарантии профсоюзов изложены в Законе о профсоюзах в гл. II и IIII.

Первый блок: ст.11-15 включительно, ст. 19-20 касаемо социально – трудовых отношений, а именно:

1.1. Защищают и представляют интересы членов профсоюзов по вопросам индивидуальных трудовых и связанных с ними отношений, а в области коллективных прав и интересов – независимо от членства в профсоюзах в случаях наделения их полномочиями.

1.2. Проекты законодательных актов, нормативных, разрабатываемые органами исполнительной власти – с учетом мнений соответствующего профсоюза. Вправе выступать с предложениями.

1.3. Защищать права своих членов – свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирая профессию, а также право на вознаграждение за труд не ниже минимального размера оплаты труда.

1.4. Представительский профсоюз вправе посещать организации рабочего места, где работают члены соответствующих профсоюзов для реализации уставных задач и прав.

1.5. Вправе принимать участие в разработке государственных программ занятости, предлагать меры по социальной защите членов профсоюза, высвобождаемых в результате реорганизации или ликвидации организации, осуществлять контроль за занятостью в соблюдении законодательства в области занятости. О ликвидации, сокращении рабочих мест, или частичной приостановке необходимо предварительно уведомить (не менее чем за 3 месяца) соответствующие профсоюзы. Проведение переговоров с ними о соблюдении прав и интересов профсоюза.

1.6. Профсоюзы имеют право вносить на рассмотрение органов местного самоуправления предложения о перенесении сроков или временном прекращении реализации мероприятий, связанных с массовым высвобождением работников (ст. 12 п. 3).

1.7. Пункт 4 ст. 12 названного закона о расторжении трудового договора (контракта) трудовой кодекс ухудшил. В ст. 373 Трудового кодекса прописана процедура расторжения трудового договора по инициативе работодателя. В законе о профсоюзах – увольнение только с предварительного согласия профсоюзов, а ст. 373.:

Проект приказа

 
 


Работодатель предоставляет копии документов, являющихся основанием для рассмотрения. Профсоюз рассматривает их в течении 7 дней и предоставляет свое мотивированное мнение в письменной форме. Если профсоюзы не уложатся в течении 7 дней, то работодатель не учитывает.

 
 


Если не достигли общего согласия во время консультаций, то работодатель по истечении 10 дней (рабочих) со дня направления документов в профсоюз имеет право принять окончательное решение. Но это решение можно обжаловать в соответствующей госинспекции труда. последняя в течении 10 дней со дня получения жалобы (заявления) рассматривает вопрос об увольнении и в случае признания его незаконным выдает работодателю обязательное для исполнения предписание о восстановлении работника на работе с оплатой вынужденного прогула.

Можно обратится непосредственно в суд. Работодатель может обжаловать в суде предписание госинспекции труда.

1.8. Для осуществления контроля профсоюзы имеют право (общероссийские профсоюзы и их объединения) создавать правовые и технические инспекции труда профсоюзов, которые наделяются полномочиями. Профсоюзные инспектора труда имеют право (см. ст. 370 трудового кодекса) осуществлять контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

1.9. Право профсоюзов на информацию (по социально - трудовым вопросам) – бесплатно, беспрепятственно, обсуждать с приглашенным работодателем и представителями органов власти (ст. 17 закона о профсоюзах). Имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемое договором с учредителями.

1.10. Право на участие в подготовке и повышении квалификации профсоюзных кадров.

1.11. В области охраны труда и окружающей природной среды.

1.12. Права профсоюзов на социальную защиту работников (ст. 22 Закона о профсоюзах):

а) участие в формировании специальных программ;

б) разработка мер по социальной защите работников;

в) определение основных критериев жизненного уровня;

г) размеров индексации зарплаты, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен. Вправе осуществлять контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере.

1.13. Вправе иметь своих представителей в комиссиях по приватизации государственного и муниципального имущества, включая объекты социального назначения, однако эта статья Закона о профсоюзах фактически утратила силу, т.к. приватизация закончилась. Но учитывается мнение при банкротстве предприятий. Вместе с тем, ст. 53 Трудового кодекса определяет основные формы участия работников в управлении организацией.

Гарантии профсоюзов

Снизились, но работнику, освобожденному от работы в связи с избранием в профсоюзный орган: по окончании срока предоставляется прежняя работа (должность), или равноценная с согласия в той же организации. В случае отказа работника трудовой договор с ним расторгается. В случае невозможности предоставления соответствующей работы (должности), реорганизации, ликвидации: общероссийский (межрегиональный) профсоюз сохраняет этому работнику его средний заработок на период трудоустройства, но не свыше 6-ти месяцев, а в случае учебы, или переквалификации – на срок до одного года. Время засчитывается в общий трудовой стаж (ст. 375 Трудового кодекса). Ст. 377 Тр. к. определено создание условий для работы профсоюзного органа.

Глава III закона о профсоюзах. Гарантии имущественных прав профсоюзов: признании, неприкосновенность и защита прав собственности профсоюзов независимо от форм собственности. Имущество отчуждается только по решению суда.


Социальное партнерство – ст. 23 Трудового кодекса. Автором понятие «социальное партнерство» является немецкий социал-демократ Э. Бернштейн, который в начале XX века говорил, что «…социальное партнерство – наиболее цивилизованная и эффективная форма классической борьбы».

Социальное партнерство – это не сотрудничество с работодателем, не «игра в одни ворота». Это борьба, постоянный спор с работодателем, постоянный поиск компромиссов и взаимные уступки. Социальное партнерство – это разновидность классовой борьбы, пришедшая на смену ее разрушительными революционными формами

Критерий массовости

Технологии участия: участие профсоюзов в заключение различного рода соглашений, а именно:

- генеральных,

- отраслевых тарифных, региональных соглашений, а также коллективных договоров на предприятиях. Все это и называется системой социального партнерства.

Формы давления на партнера: забастовка и локаут (отказ работодателя от услуг определенной группы работников, требующих более высокую оплату за свой труд). В России локаут запрещен, также в Швеции, Великобритании.

Модели социального партнерства

1) Американская модель основана не на четких законодательных актах (в США вообще социальное законодательство развито довольно слабо). А скорее на общем правосознании и доброй воле сторон. Причем сторона предпринимательская отнюдь не отказалась от антипрофсоюзной практики, от создания «свободной от профсоюзов среды». Профсоюзы же, объединяя в стране крайне малый процент трудящихся, постоянно присягают идеям социального партнерства, и на практике стремятся избегать острых столкновений с работодательскими структурами.

Трехсторонних органов в стране нет, существует лишь система третейского разбирательства возникающих трудовых споров – как государственная (органы Национального управления трудовыми отношениями - НУТО), призванная обеспечивать «добрую трудовую практику» во взаимоотношениях на рынке труда, так и чистый арбитраж. В США не заключаются генеральные соглашения и общенациональные тарифные договоры. предусмотрена возможность вмешательства властей в трудовые конфликты и некоторые вопросы внутрипрофсоюзной жизни.

2) Недалеко от этой модели находится и социальное партнерство в Британии и странах, традиционно ориентирующихся на нее. Отличие состоит лишь в том, что консервативные правительства Соединенного Королевства в период пребывания у власти приняли ряд законодательных актов, ограничивающих профсоюзные права и пустивших под «откос» прежнюю систему «социальных контактов» между британским посольством и профсоюзами. Возвращение к власти лейбористов в 1997 г. не привело непосредственно к возобновлению «социального контракта»; правительство даже не выполнило обещания ввести в стране минимальную гарантированную зарплату, за что подвергалось жестокой критике на профсоюзных съездах последних лет.

3) Германо-скандинавская модель в отличие от американской базируется на развитом социальном законодательстве, активной роли достаточно сильных профсоюзов (в Финляндии и Швеции они объединяют 80-90% трудящихся) в мирном урегулировании трудовых споров, наличии постоянных органов социального партнерства на всех уровнях государственной системы арбитража и трудовых судов. Она дополняется периодическими неофициальными (реже официальными) консультациями между партнерами на рынке труда и частными обращениями их к независимой экспертизе уже на стадии разработки социального законодательства или подготовки изменений в отношениях социальных партнеров. В то же время законодательно зафиксированы достаточно широкие права трудящихся и их представителей на предприятиях и в обществе в целом.

4) Модельюжноевропейская (название, естественно, условное). В ней учитывается профсоюзный плюрализм, существующий почти во всех странах этого региона. Для этой модели характерно наличие трехсторонних органов социального партнерства на всех уровнях, которые призваны, прежде всего, вести предупредительную работу, чтобы не доходило до серьезных конфликтов. Тем не менее, в этих странах трудящиеся чаще всего прибегают к масштабным акциям протеста, и социальный мир достигается путем, как взаимных уступок, так и противостояния сторон. Законодательство закрепляет такое положение, заставляя предпринимателя вести периодические консультации с комитетами предприятий и профсоюзами и разрешая забастовки на определенных уровнях.

5) Восточноевропейская модел ь распространена в большинстве бывших соцстран. Для нее типично создание трехсторонних органов разного уровня; рынок труда еще недостаточно сформировался. Трудовое законодательство, выросшее из прежних нормативов, которые формально предоставляли трудящимся и профсоюзам немалые права (другое дело, как они использовались на деле), остается прогрессивным и дает возможность решать многие вопросы в интересах работников. Имеется система генеральных коллективных соглашений, тарифных отраслевых договоров и колдоговоров на предприятиях, однако не всегда эта система работает. Тем более это относится к предприятиям новых для этих стран форм собственности – частной, кооперативной, совместной, иностранной и т.п.

6) Модель развивающихся стран. Она тоже существует. Хотя во многих странах правящие режимы вообще не допускают каких – либо нормализованных отношений на рынке труда. Особый интерес представляет налаживание социальных взаимоотношений в «новых индустриальных странах» восточной и Юго-Восточной Азии. Там, как правило, социальный мир устанавливался на весь период перехода к развитой рыночной экономике, однако делалось это отнюдь не везде добровольно и почти всегда за счет уступок трудящихся и ущемления профсоюзных прав. Крайним выражением такой ситуации могут служить «свободные экономические», экспортные и иные подобные зоны, появившиеся в этих странах в большом количестве.

Все выше сказанное, конечно, очень важно, но также необходимо знать, что же мы имеем в России. Исходная нормативно – правовая база социального партнерства в России сложилась. Ее образуют национальное (федеральное) законодательство субъектов федерации, отраслевое и локальное законодательства.

Следует отметить историческую и правовую преемственность законодательной базы социального партнерства СССР Россией. Основополагающие принципы и нормы социального партнерства как феномена демократического цивилизованного общества изложены в Конституции Р.Ф.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow