1. Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограм-
Ма» и «аналитическая профессиограмма»?
2. Чем различаются информационная и диагностическая про-
Фессиограммы?
3. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е. А. Кли-
Мовьщ «формула профессий» является разновидностью профес-
Сиограмм?
4. Что такое «трудовой метод» в изучении профессиональной!
деятельности?
5. В чем состоят сложности корректно организованного проф
отбора? Приведите аргументы «за» и «против» использования стан
дартизированных опросников и тестов в профотборе.
6. Проанализируйте с помощью «Схемы анализа профессии»
(см. табл. 2) несколько профессий (по своему усмотрению). Прове
дите игру «Угадай профессию» с небольшой группой участников
или индивидуальную профконсультацию с использованием «Схе
мы анализа профессии» со знакомым человеком.
7. Составьте аналитическую профессиограмму для любой про
фессии (по своему усмотрению), используя более упрощенную
схему: профессиональная задача — психологическая характери
стика выполнения данной задачи — требуемые профессионально
важные качества (ПВК) (см. прил. 2). В качестве помощи при со
ставлении аналитической профессиограммы можно воспользовать
ся перечнем основных качеств человека (см. прил. 1). Попробуйте
также самостоятельно подобрать для исследования каждого каче
ства соответствующие психодиагностические методики.
8. Проведите сравнительное наблюдение за доступной для этих
целей деятельностью какого-либо работника (по своему усмотре
нию) по схеме, представленной в приложении (см. прил. 3).
9. Проведите анализ ошибок деятельности какого-либо профес
сионала (по своему усмотрению) по схеме, представленной в при
ложении (см. прил. 4).
10. Исследуйте с помощью трудового метода основные (про
стые) особенности какого-либо несложного (и доступного) про
фессионального труда (по своему усмотрению) и постарайтесь дать
предложения по оптимизации данного труда (см. прил. 5).
Рекомендуемая литература
1. Гаврилов В. Е. Использование модульного подхода для психологи
ческой классификации профессий в целях профориентации // Вопросы
психологии. — 1987. — № 1.
2. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.
3. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональ
ной деятельности. — М., 1987.
4. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой дея
тельности: Учебно-метод. пособие для студ. ф-тов психол. государствен
ных ун-тов. — М., 1992.
5. Иванова Е.М., Носкова О. Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по
психологическому изучению профессиональной деятельности: Учеб. по
собие. — М., 1980.
6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.
7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.
8. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.
9. Пряжников Н. С. 5 * $, или Личность в эпоху продажности. — М.;
Воронеж, 2000.
10. Пряжников Н. С. Психология элитарности. — М.; Воронеж, 2000.
11. Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы професси-
ографии. - М., 1990.
12. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. 1.Ю.ьа-
зарова, Б.Л.Еремина. — М., 1998.
13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти
и бессмертии. Древний мир — эпоха просвещения // Сост. П. С. Гуревич. —
М., 1991.
14. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея
тельности. — М., 1982.
15. Шпильрейн И. Н. Искусственная деавтоматизация как метод психо-
тюгического исследования // История советской психологии труда: Тек
сты (20-30-е годы XX века) / Под ред. В. П. Зинченко и др. - М., 1983.






