Вопросы и задания для самопроверки

1. Как соотносятся понятия «профессиограмма», «психограм-
Ма» и «аналитическая профессиограмма»?

2. Чем различаются информационная и диагностическая про-
Фессиограммы?

3. Можно ли однозначно утверждать, что предложенная Е. А. Кли-
Мовьщ «формула профессий» является разновидностью профес-
Сиограмм?


4. Что такое «трудовой метод» в изучении профессиональной!
деятельности?

5. В чем состоят сложности корректно организованного проф­
отбора? Приведите аргументы «за» и «против» использования стан­
дартизированных опросников и тестов в профотборе.

6. Проанализируйте с помощью «Схемы анализа профессии»
(см. табл. 2) несколько профессий (по своему усмотрению). Прове­
дите игру «Угадай профессию» с небольшой группой участников
или индивидуальную профконсультацию с использованием «Схе­
мы анализа профессии» со знакомым человеком.

7. Составьте аналитическую профессиограмму для любой про­
фессии (по своему усмотрению), используя более упрощенную
схему: профессиональная задача — психологическая характери­
стика выполнения данной задачи — требуемые профессионально
важные качества (ПВК) (см. прил. 2). В качестве помощи при со­
ставлении аналитической профессиограммы можно воспользовать­
ся перечнем основных качеств человека (см. прил. 1). Попробуйте
также самостоятельно подобрать для исследования каждого каче­
ства соответствующие психодиагностические методики.

8. Проведите сравнительное наблюдение за доступной для этих
целей деятельностью какого-либо работника (по своему усмотре­
нию) по схеме, представленной в приложении (см. прил. 3).

9. Проведите анализ ошибок деятельности какого-либо профес­
сионала (по своему усмотрению) по схеме, представленной в при­
ложении (см. прил. 4).

10. Исследуйте с помощью трудового метода основные (про­
стые) особенности какого-либо несложного (и доступного) про­
фессионального труда (по своему усмотрению) и постарайтесь дать
предложения по оптимизации данного труда (см. прил. 5).

Рекомендуемая литература

1. Гаврилов В. Е. Использование модульного подхода для психологи­
ческой классификации профессий в целях профориентации // Вопросы
психологии. — 1987. — № 1.

2. Зинченко В. П. Аффект и интеллект в образовании. — М., 1995.

3. Иванова Е. М. Основы психологического изучения профессиональ­
ной деятельности. — М., 1987.

4. Иванова Е. М. Психотехнология изучения человека в трудовой дея­
тельности: Учебно-метод. пособие для студ. ф-тов психол. государствен­
ных ун-тов. — М., 1992.

5. Иванова Е.М., Носкова О. Г., Чернышева О.Н. Спецпрактикум по
психологическому изучению профессиональной деятельности: Учеб. по­
собие. — М., 1980.

6. Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М., 1988.

7. Климов Е.А. Как выбирать профессию. — М., 1990.

8. Маркова А. К. Психология профессионализма. — М., 1996.


9. Пряжников Н. С. 5 * $, или Личность в эпоху продажности. — М.;
Воронеж, 2000.

10. Пряжников Н. С. Психология элитарности. — М.; Воронеж, 2000.

11. Романова Е. С., Суворова Г. А. Психологические основы професси-

ографии. - М., 1990.

12. Управление персоналом: Учебник для вузов / Под ред. 1.Ю.ьа-
зарова, Б.Л.Еремина. — М., 1998.

13. Человек: Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти
и бессмертии. Древний мир — эпоха просвещения // Сост. П. С. Гуревич. —

М., 1991.

14. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной дея­
тельности. — М., 1982.

15. Шпильрейн И. Н. Искусственная деавтоматизация как метод психо-
тюгического исследования // История советской психологии труда: Тек­
сты (20-30-е годы XX века) / Под ред. В. П. Зинченко и др. - М., 1983.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: