Итак, книга которую вы прочли, посвящена рассмотрению психологических проблем труда, как в традиционном контексте, так и в контексте более современных представлений о труде как о важнейшем условии развития личного достоинства человека. К сожалению, в условиях нынешнего переходного периода в России труд далеко не всегда является условием развития человеческого достоинства личности. Как говорил писатель Станислав Ежи Лец, «каждый век имеет свое средневековье»... Применительно к проблеме труда (особенно в плане общественного признания труда) можно было бы сказать, что эта ситуация скорее напоминает «рабовладельческий строй» в худших его проявлениях, чем даже «средневековье» (по Ст. Е. Лецу).
Естественно, задачей учебного пособия является не изменение ситуации, а лишь скромное способствование лучшему ее пониманию будущими психологами-профессионалами. Заметим, что психологи вообще больше работают на уровне сознания, чем на уровне реальных действий (и реальных преобразований действительности). Но, по словам Ф. Шиллера, «слово всегда отважнее дела», а 3. Фрейд указывал на то, что «люди сильны до тех пор, пока они отстаивают сильную идею».
Помимо главной идеи книги — идеи справедливой оценки общественно ценного труда, которая и лежит в основе чувства собственного достоинства, этой «первичной ценности» человека, она включает в себя обширный материал по истории психологии труда, по основам психографии, инженерной психологии, профессионального образования, профессионального самоопределения, а также по проблемам кадрового менеджмента в условиях организации, по проблемам производственных конфликтов и др.
Таким образом, пособие может оказаться полезным для студентов, которые просто знакомятся с основами психологии труда, а также для всех тех, кто специализируется в данной сфере психологии и стремится не отмахиваться, а разобраться в существующих сегодня (и несомненно интересных) проблемах развития личности в труде. В качестве некоторого подспорья для студентов, интересующихся проблемами психологии труда, предлагаются примерные темы рефератов, курсовых и дипломных работ (см. приложение).
Будем надеяться, что обращение к данным проблемам будет способствовать также и развитию самих тех психологов (или студентов-психологов), которые осмелились заняться темой личностного достоинства человека в труде на фоне пока еще господствующего равнодушия (или трусливого невнимания) к этой столь важной проблеме.