double arrow

Ранний классицизм

Авторы-составители: П.Ю. Климов, Т.Л. Пашкова, В. К. Шуйский

Все права на данное издание принадлежат ЗАО "Паркет-Холл". Полная или частичная перепечатка запрещена.

Ранний классицизм. Классицизм, пришедший на смену барокко и рококо, - одно из основных стилистических направлений как в европейской, так и русской архитектуре. Корни этого стиля уходят в древнегреческое и древнерусское искусство, называемое классическим. Отсюда происхождение термина. Классицизм как архитектурный стиль в значительной степени обогащался и за счет достижений итальянского Возрождения, также опиравшегося на античность.
Классицизм зародился во Франции еще в XVII в. и, испытывая в начальный период своего становления влияние барокко, на протяжении длительного времени существовал с ним параллельно. В России в XVIII в. ситуация была несколько иная: барокко, предшествовавшее русскому классицизму, несло на себе некоторые черты европейского классицизма. В частности, ему были свойственны господство прямых линий при разработке планировочных решений и симметричное построение композиций. В равной степени и нарождавшийся русский классицизм на первом этапе своего развития находился под некоторым воздействием барокко, сохраняя его отдельные особенности. Для архитектуры классицизма характерны строгая симметрия и уравновешенность, рациональные композиционные построения, монументальные формы, использование классических ордеров как конструктивных элементов. В создании архитектурно-художественного образа ордер теперь играл ведущую роль, определяя масштаб, размеры и пропорциональные соотношения даже в случае отсутствия колонн - основных составляющих ордерных композиций. Колонны в классицизме, в отличие от барокко, более не были постоянно связаны со стеной и нередко выступали в качестве формообразующих.
Широкое распространение получили портики, колоннады, лоджии, павильоны-ротонды. При этом архитекторы классицизма, как правило, стремились к предельной ясности и выразительности своих произведений. Такой закономерности и порядку постепенно были подчинены все составные части внутреннего убранства, не исключая паркеты. В принятой отечественной наукой классификации русского классицизма различают три основных периода: 1760-70-е - ранний классицизм, в некоторой степени еще связанный с предшествующим периодом зрелого русского барокко; 1780-90-е -строгий классицизм, полностью освободившийся от элементов барокко; 1-я треть XIX в. - высокий классицизм (русский ампир), который иногда называют градостроительным классицизмом, стремясь подчеркнуть его наивысшие достижения, связанные с решением градостроительных проблем.
Русский классицизм в значительной степени превзошел западноевропейский (по западной терминологии - неоклассицизм), а его наиболее выдающиеся памятники оказались сосредоточены в столице Российской империи - С.-Петербурге. Возникновение и становление раннего классицизма связано, прежде всего, с творчеством трех петербургских архитекторов: Ж.-Б.Валлен-Деламота, А.Ринальди и Ю.М.Фельтена. К ним следует добавить ученика Валлен-Деламота архитектора И.Е.Старова, чьи произведения раннего периода сохраняли отдельные элементы барокко, и ведущих московских зодчих того периода - В.И.Баженова и М.Ф.Казакова. Основоположником русского классицизма явился Баллен-Деламот. Его проект здания Императорской Академии художеств, разработанный в нач. 1760-х, можно назвать своего рода раннеклассицистиче-ским манифестом. Судя по чертежам предварительных вариантов проекта, архитектор в этот период еще в значительной степени тяготел к архитектуре барокко, но в процессе дальнейшего проектирования стремился освободиться от этой зависимости. Прежде всего это удалось в отношении рациональной, симметричной, классически ясной планировки здания, а также соответствующего ей решения фасадов. Черты барочной архитектуры, характерные для раннего классицизма, сохранились лишь в центральной части главного фасада Академии художеств, выходящего на Неву.
Еще один шедевр Валлен-Деламота в стиле раннего классицизма - здание М.Эрмитажа, сооруженное в 1764-69. Оно состоит из двух павильонов - южного и северного, объединенных висячим садом и галереями (закончены в 1775). Южный павильон, спроектированный в линию с Зимним дворцом, архитектор увязал стилистически с архитектурой Растрелли, повторив в первом этаже характерный для последнего прием обработки фасадов приставными колоннами, поддерживающими разорванный антаблемент. Ранний классицизм проявил себя здесь в отделке второго и антресольного этажей, объединенных пилястрами, а также в сравнительной скромности оконных наличников и декоративных филенок. Если Южный павильон в конце 1766 был уже готов, то строительство Северного павильона закончилось только в 1769, что в значительной степени сказалось на его внешнем облике. При проектировании Северного павильона Валлен-Деламот окончательно порвал с традициями барокко и дал один из лучших образцов раннего классицизма.
Преодоление старых традиций особенно трудно давалось в интерьерах, где отдельные черты барокко и рококо нередко выступали на первый план. К сожалению, эта сторона творчества Валлен-Деламота, ввиду недостатка материала, гораздо менее изучена. Однако известно, что в 1760-70-х он принимал самое активное участие во внутренней отделке Зимнего дворца, Б. дворца в Петергофе, т.н. Летнего дворца Елизаветы Петровны в Третьем Летнем саду. Из всех этих работ до нашего времени дошло лишь декоративное оформление Западного и Восточного Китайских кабинетов Б.Петергофского дворца, выдержанных в стиле шинуазри. Раннеклассицистические интерьеры Валлен-Деламота не сохранились. Можно предположить, что характер их убранства, который отчасти можно представить по сохранившимся проектам, отличался классицистической строгостью, но, вместе с тем, включал некоторые элементы барокко. Почти ничего не известно о паркетах Валлен-Деламота, хотя архитектор уделял их проектированию достаточно внимания. Можно предположить, что они отличались нарядностью, геометризмом и соответствовали отделке стен и перекрытий.
Другим выдающимся представителем раннего классицизма, в творчестве которого новые принципы соседствовали с отзвуками предшествующих стилей, был А.Ринальди - автор Гатчинского и Мраморного дворцов.

Ж.-Б.Валлен-Деламот. Малый Эрмитаж в С.-Петербурге. Северный павильон

А.Ринальди, В.Бренна. Тронная Павла I в Гатчинском дворце. Фрагмент интерьера

А.Ринальди. Паркет перехода между Тронной Павла I и Белым залом в Гатчинском дворце

Гатчинский дворец. Зеленая угловая. Обмерный чертеж паркета, исполненного по рис. А.Ринальди. Сер. XIX в. (ГМЗ "Гатчина")

Гатчинский дворец. Туалетная (Уборная) Марии Федоровны. Обмерный чертеж паркета, исполненного по рис. А.Ринальди. Сер. XIX в. (ГМЗ "Гатчина")

А.Ринальди. Мраморный дворец в С.-Петербурге

Мраморный дворец. Парадные залы и личные комнаты великого князя. Обмерный чертеж паркетов, исполненных по рис. А.Ринальди. 1830 (НМИИС КГИОП)

Гатчинскому дворцу, сооруженному в 1766-81, свойственны четкие поэтажные членения и ведущая роль ордера в построении композиции. При разработке проекта этого здания, чей центральный трехэтажный корпус фланкирован двумя невысокими угловыми башнями, Ринальди широко использовал архитектурные приемы эпохи итальянского Возрождения. Со стороны парадного двора оно напоминает итальянские виллы с галереями и террасами, а со стороны парка - итальянские палаццо эпохи Возрождения. Лишь частично соответствовала внешнему облику дворца отделка интерьеров. Ринальди по-прежнему придерживался здесь стиля рококо, сочетая его в ряде случаев с классицистическими элементами. Так, напр., в самом большом центральном Белом зале, выходившем пятью высокими окнами-дверями на открытую террасу, архитектор искусно сочетал стилистически различные приемы. К классицизму тяготела обработка стен сдвоенными пилястрами, а рококо соответствовала отделка перекрытия лепным растительным орнаментом, стилизованны-
ми раковинами и трельяжной решеткой. Черты классицизма и рококо сочетались также в рисунке паркета.
Почти одновременно с Гатчинским дворцом в С.-Петербурге строился Мраморный дворец (1768-85), в отделке которого, помимо гранита, широко использовался мрамор разных сортов и оттенков. Расположенный вблизи Невы и Марсова поля, трехэтажный дворец своим главным фасадом, отступающим в средней части в глубину подъездного двора, выходил на Красный канал, соединявший Неву с Мойкой и вскоре засыпанный в связи со строительством служебного корпуса. Первоначально изолированный парадный двор, или курдонер, характерный для дворцов в стиле барокко, со стороны служебного корпуса ограничивала глухая каменная ограда с раположенными по главной оси въездными воротами. Первый этаж, облицованный розово-серым гранитом, Ринальди трактовал как монументальное основание для двух верхних, объединенных большим ордером. Со стороны Невы, Мраморного переулка и Марсова поля фасады решены одинаково, благодаря чему внешне дворец воспринимается единым архитектурным объемом, хотя имеет довольно сложную пространственную композицию с разновеликими боковыми крыльями и внутренними замкнутыми световыми дворами. Эти фасады обработаны пилястрами коринфского ордера, окна имеют простые, строгого рисунка наличники, и только между окон второго и третьего этажей можно обнаружить скромные украшения в виде филенок с цветочными гирляндами - характерные для раннего классицизма элементы. На то, что это памятник раннего классицизма, указывают также декоративные вазы, поставленные наверху на парапете. Явные черты ушедшего барокко сохраняются в центральной части главного фасада. Здесь вместо пилястр к фасаду приставлены четыре колонны, поддерживающие небольшие части разорванного антаблемента. Расположенные на втором этаже между колонн три больших окна с полуциркульными завершениями имеют наличники криволинейных барочных очертаний, но рисунок их значительно проще при сравнении, напр., с находящимся на той же набережной Зимним дворцом. Впрочем, отдельные барочные элементы не меняют общую классицистическую характеристику Мраморного дворца, а лишь указывают лишний раз на то, что это памятник архитектуры раннего классицизма, сохраняющий реминисценции барокко.
В отделке интерьеров Мраморного дворца, как и дворца в Гатчине, также присутствовали отдельные черты барокко и рококо, с трудом преодолеваемые Ринальди. В отличие от внешнего облика дворца, сохранившегося почти без изменений, убранство внутренних помещений вместе с паркетами было утрачено в результате последующих переделок (исключение составляют Парадная лестница и Мраморный зал). К счастью, в 1830 художниками П.А.Азимовым и М.А.Андреевым были выполнены планы и обмерные чертежи ринальдиевских залов, позволяющие сегодня судить об их былом великолепии. В частности, остались зафиксированными в цвете дворцовые паркеты, которые, хотя и включали некоторые раннеклассицистические элементы, по своей стилистике приближались к рококо.
К характерным представителям раннего классицизма относится архитектор Ю.М.Фельтен, много строивший в С.-Петербурге и его окрестностях. Его нередко ставят рядом со значительно более одаренными Баллен-Деламотом и Ринальди. Но если для последних переход от барокко к классицизму был довольно сложным и трудным, то Фельтен не испытывал подобных мук, и его самостоятельное творчество оставалось достаточно ровным, без каких-либо существенных отклонений в ту или иную сторону. Он не страдал пережитками ушедшего стиля, но и не старался опережать эпоху.
Среди наиболее крупных произведений Фельтена - типичных памятников архитектуры раннего классицизма - можно назвать Училище для мещанских девиц (1765-74), не очень удачно пристроенное к ансамблю бывшего Смольного монастыря, "здание в линию с Эрмитажем", получившее затем название Старый Эрмитаж (1775-85), Зубовский корпус, примкнувший к Екатерининскому дворцу в Царском Селе (1778-84), здание Ломбарда на углу Миллионной ул. и Марсова поля, возведенное в 1770-х и позднее подвергшееся перестройке. В творчестве Фельтена нашли отражение характерные для периода раннего классицизма романтические тенденции, связанные, в частности, с архитектурой средневековья. Наиболее значительные произведения такого рода - Чесменский путевой дворец (1774-77) и Чесменская церковь (1777-80) вблизи бывшей Царскосельской дороги. Фельтен много занимался отделкой интерьеров по заказам императорского двора в С.-Петербурге и его окрестностях. В частности, по его проектам были отделаны интерьеры Зимнего дворца на половине вел. кн. Павла Петровича (1762-63), Южного павильона Малого Эрмитажа (1765-66), дома фаворита Екатерины II кн. А.Д.Ланского (1780-84) и др. Немалое внимание Фельтен уделял паркетам. До наших дней частично сохранились прекрасные наборные полы петербургского дома кн. А.Д.Ланского. Ныне они находятся в Царском Селе (Агатовые комнаты Холодных бань) и Павловске (Павловский дворец). Паркетам Фельтена уже в гораздо большей степени, чем паркетам Ринальди, свойственны классицистические черты. Они более строги, геометричны, и если в них по-прежнему слышатся отзвуки барокко и рококо, то они выражаются, прежде всего, в многоцветной колористической гамме, обилии экзотических древесных пород, в достаточно сложном рисунке, в котором еще встречаются отдельные растительные мотивы. Зародившиеся в нач. 1760-х элементы классицизма упорно теснили барокко и рококо, постепенно завоевывая основные позиции. К нач. 1780-х классицизм одержал окончательную победу.

Литература:
Гримм; Соловьев I; Воронов М. Г, Ходасевич Г.Ц., Архитектурный ансамбль Камерона в Пушкине, Л., 1982;
Архитектор Юрий Фельтен. К 250-летию со дня рождения. Каталог выставки. ГЭ, авт. вступительной статьи и сост. каталога М.Ф.Коршунова, Л., 1982;
Кючарианц Д.А., Антонио Ринальди, Л., 1984;
Коршунова М.Ф., Юрий Фельтен, Л., 1988;
Фомин; Шуйский В. К., Зрелое русское барокко и ран ний классицизм, СПб., 1997;
его же, Жан Батист Мишель Валлен-Деламот, в кн.: Зодчие С.-Петербурга I;
Комелова Т.Н., Апартаменты Екатерины II в Зимнем дворце, в кн.: Зимний дворец I;
Комелова Г.Н., "Императорский музеум" в Зимнем дворце, там же.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: