Ампир

Ампир ( фр. empire - империя) - термин, который применяют в искусствоведении к западно-европейского классицизма времен империи Наполеона, преимущественно в архитектуре, портретном живописи и декоративно-прикладном искусстве.

Москва, Триумфальная арка.

 

Для Ампир характерно обращение к традициям императорского Рима с его стремлением к строгой величия и помпезности, холодной элегантности.

В декоративном оформлении архитектурных сооружений, мебели и проч. применяются военные эмблемы, оружие времен Древнего Рима, лавровые венцы, крылатые грифоны, сфинксы, львы и др..

 

Образцы ампира в наполеоновской Франции и Российской империи

Императрица Жозефина. Худ.Франсуа Жерар, 1801

 

Характерные архитектурные памятники Ампир в Париже : церковь Мадлен (арх. П. Виньйон, 1807 ), триумфальные арки на площади Звезды (арх. Ж.-Ф. Шальгрена, 1806 - 37) и на площади Карусель (арх. Ш. Персье и П. Фонтен,1806 ), Вандомская колонна (арх. Ш. Лепер и Ж. Гондуен, 1810). В франц. живописи черты Ампир проявились в творчестве Франсуа Жерара (1770-1837), Анн Луи Жироду (1767-1824) и др.. Жироду в данном списке занимает особое место потому, что имел незаурядные колористические способности. Даже его этюды, серьезные и мастерские, поражают яркой палитрой и праздничным настроением («Головка женщины в тюрбане», музей Эрмитаж ).

Столь же неприятным бывал Жерар с холодной и эмалевой поверхностью картин и сухой подачей образов в официальных портретах. Именно Жерара избрал Наполеон для создания инаугурационного портрета в полный рост (замок Фонтенбло ), где задавил зрителя роскошью и официозом. Но в фанатиков Наполеона все связанное с лицом неудачника - императора, окончил жизнь в ссылке, вызывает пылкую уважение.

Термин «Ампир» иногда применяется и к искусству укр. и рус. классицизма 1-й трети 19 в.

Образцом ампира в Петербузи стала застройка Дворцовой площади (здание Генерального штаба, арх. Карло Росси ) и величественный Олександрийський столб (арх. Огюст Монферран ). Все признаки стиля ампир характерны и Олександрийському театра и улицы зодчего Росси. К памятникам стиля ампир следует причислить и Нарвские Триумфальная ворота в Петербурге и Триумфальная арка в Москве (арх. Иосиф Бове - 1834 г., ворота были разрушены в 1936 г., восстановление с 1966 года). В стилистике позднего классицизма и ампира было построено и несколько усадеб.

Вполне ампирными стали здания провиантские склады в Москве (архитектор Стасов В. П. 1769-1848), недавно отданные под Мизей истории столицы России.

К образцам архитектуры ампира в Киеве следует добавить здание Старого Арсенала (архитектор Иоганн Миллер, начало 19 века), где практичность преобладает над художественными качествами, ибо это склад для оружия.

  • Париж, церковь Мадлен.П

  • Петербург.Генеральний штаб, ампир.

  •  
  • Микулинцы (Украина), дворец графов Реив, боковой фасад

  •  
  • Олександринський театр, Санкт-Петербург



От монументов до фарфора

Худ. Антон Радл, театральная декорация в стиле ампир, опера Антонио Сальери «Пальмира», до 1852 г.

Худ.Жан-Баттиста Вика.Королева Джулия Бонапарт с детьми. Музей Каподимонте, Неаполь. Ампир.

ст. Пио Феди, аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г.

 

Образцом ампира стал монумент полководцу А. В. Суворову работы скульптора Михаила Козловского в образе древнеримского бога войны Марса ( Марсово поле, Петербург, 1801 г.)

Образцами ампира в Российской империи стали поздние произведения художника В. Л. Боровиковского, украинское по происхождению (портрет М. И. Довгоруковои, 1801 г., Гос. Третьяковская галерея ), во Франции - портреты Антуана Гро - "Наполеон на Аркольському мосту" ( Эрмитаж, Петербург), Жана Огюста Доминика Энгра - портрет Жозефа Мольтедо (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), мадам де Сенонн (Нант, музей искусств) и его учителя Ж. Л. Давида -портрет мадам Рекамье (Лувр, Париж ), все поздние произведения Жака-Луи Давида.

Единичные образцы стиля ампир пришли и в сценографию, т.е. отделка театральных представлений. Образцами ампира в сценографии стали декорации гениального Пьетро Гонзага для спектакля « Сандрильона » и проект театрального занавеса для театра в Петербурге художника А. Роллера 1840-х гг.

Ампир оставил много образцов в фарфоре Франции и России. Лучший пример - так называемый египетский сервиз Наполеона Бонапарта (мануфактура Севра 1807 года).

Ампир оказался востребованным и в создании театральных декораций во времена, когда стиль уступил свое место другим стилевым направлениям - романтизма, реализма, импрессионизма, сецессии. Свидетельством этому стали театральные декорации к опере Дж. Паизиелло «Дидона» ( 1830 г.), сценографа Антона Радла к опере Антонио Сальери «Пальмира», (до 1852 г.). Ампирные формы, холодно величественные, лапидарные в своей завершенности, использовали сторонники академизма даже в конце 19 века (аллегорическая скульптура «Свободная Поэзия», 1877 г., ск. Пио Феди, Италия, базилика Санта Кроче, Флоренция ).

  • Худ. Франсуа Жерар, портрет Мюрата, Версаль.

  •  
  • Дукат города Парма, 1815 ампир

  •  
  • Михаил Козловский. Монумент Александру Суворову.Петербург, ампир

  •  
  • Худ. Ф. Жерар, Мария Валевская, 1812 г. Версаль.Сукня в стиле ампир

  • Софа суток ампир

  •  
  • Стол, ампир, Елисейский дворец, Париж

  •  
  • Консоль, ампир, Елисейский дворец, Париж

  •  
  • Софа, ампир, Елисейский дворец, Париж

Читайте также:

Архитектурная графика | Чертежи архитектора

Статуя в архитектуре

Брандмауэр

Пирамида

Габионы

Вернуться в оглавление: Архитектура


double arrow
Сейчас читают про: