План лекции.
1. Понятие «классицизм».
2. Эстетика классицизма.
3. Творчество Ж.Б. Мольера, П. Корнеля, Ж. Расина.
4. «Поэтическое искусство» Н. Буало.
1. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XIX вв. Одной из важных черт являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.
2. Классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, мифология, и т.д.) и «низкие» (комедия, сатира, басня и т.д.) В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Ф. Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).
|
|
Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра.
3. Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер(настоящее имя Жан –Батист Поклен 1622 – 1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 году он получил разрешение короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте, Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве», 1670). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью («Тартюф, или Обманщик», 1664; «»Дон-Жуан, 1665; «Мизантроп», 1666). Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.
Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов Пьера Корнеля (1606 – 1684) и Жана Расина (1639 – 1699). В их пьесах строго выдержано золотое правило классической драмы – единство места, времени и действия. Единство места, времени и действия – канон драматургии классицизма. Этот канон предъявлял к композиции пьесы следующие требования: события должны развиваться в течение 24 часов (единство времени), происходить в одном месте (единство места), воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое (единство действия).
|
|
В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В трагедии «Гораций» (1640) Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат» (1673), «Федра» (1677) Расина дано поэтическое изображение трагической любви и противоборства страстей в человеческой душе, утверждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Верность семье, государству и монархии должен сохранять каждый гражданин.
Однако именно в Германии классицистской эстетике вообще и принципам трех единств в частности был нанесен решающий удар теоретиком искусства Г.Э. Лессингом. Развитие новых театральных направлений – мещанской драмы, романтизма, сентиментализма, натурализма, реализма, – позднее привело к окончательному отказу от принципа трех единств.
4. Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636 – 1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века. Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII – XVIII вв. многих европейских стран, в том числе России.
Таким образом, французский театр эпохи классицизма перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу.