Тема: Театр французского Классицизма

 

План лекции.

1. Понятие «классицизм».

2. Эстетика классицизма.

3. Творчество Ж.Б. Мольера, П. Корнеля, Ж. Расина.

4. «Поэтическое искусство» Н. Буало.

 

1. Классицизм (от лат. classicus – образцовый) – художественный стиль и эстетическое направление в европейской литературе и искусстве XVII – начала XIX вв. Одной из важных черт являлось обращение к образам и формам античной литературы и искусства как идеальному эстетическому эталону.

2. Классицизм стремился все разложить по полочкам, для всего определить место и роль. Эстетика классицизма устанавливает строгую иерархию жанров, которые делятся на «высокие» (трагедия, эпопея, ода, мифология, и т.д.) и «низкие» (комедия, сатира, басня и т.д.) В наибольшей степени принципы классицизма выражены в трагедиях П. Корнеля, Ж. Расина и Ф. Вольтера, комедиях Ж.Б. Мольера, сатире Н. Буало, баснях Ж. Лафонтена, прозе Ф. Ларошфуко (Франция), в творчестве И.В. Гете и Ф. Шиллера (Германия), одах М.В. Ломоносова и Г.Р. Державина, трагедиях А.П. Сумарокова и Я.Б. Княжнина (Россия).

Для театрального искусства классицизма характерны торжественный, статичный строй спектаклей, размеренное чтение стихов. Часто XVIII столетие вообще называют «золотым веком» театра.

3. Основоположником европейской классической комедии является французский комедиограф, актер и театральный деятель, реформатор сценического искусства Мольер(настоящее имя Жан –Батист Поклен 1622 – 1673). Долгое время Мольер путешествовал с театральной труппой по провинции, где знакомился со сценической техникой и вкусами публики. В 1658 году он получил разрешение короля играть со своей труппой в придворном театре в Париже. Опираясь на традиции народного театра и достижения классицизма, он создал жанр социально-бытовой комедии, в которой буффонада и плебейский юмор сочетались с изяществом и артистизмом. Преодолевая схематизм итальянских комедий дель арте, Мольер создал жизненно достоверные образы. Он высмеивал сословные предрассудки аристократов, ограниченность буржуа, ханжество дворян («Мещанин во дворянстве», 1670). С особой непримиримостью Мольер разоблачал лицемерие, прикрывающееся набожностью и показной добродетелью («Тартюф, или Обманщик», 1664; «»Дон-Жуан, 1665; «Мизантроп», 1666). Художественное наследие Мольера оказало глубокое влияние на развитие мировой драматургии и театра.

Если Мольера называют основоположником классической комедии, то родоначальниками классической трагедии считают двух других французов Пьера Корнеля (1606 – 1684) и Жана Расина (1639 – 1699). В их пьесах строго выдержано золотое правило классической драмы – единство места, времени и действия. Единство места, времени и действия – канон драматургии классицизма. Этот канон предъявлял к композиции пьесы следующие требования: события должны развиваться в течение 24 часов (единство времени), происходить в одном месте (единство места), воспроизводить законченное действие, составляющее одно целое (единство действия).

В основе большинства пьес лежит трагический конфликт страсти и долга. В трагедии «Гораций» (1640) Корнеля развивается тема государства как высшего начала жизни (воплощение разума и общенациональных интересов). В трагедиях «Митридат» (1673), «Федра» (1677) Расина дано поэтическое изображение трагической любви и противоборства страстей в человеческой душе, утверждается необходимость следовать требованиям нравственного долга. Верность семье, государству и монархии должен сохранять каждый гражданин.

Однако именно в Германии классицистской эстетике вообще и принципам трех единств в частности был нанесен решающий удар теоретиком искусства Г.Э. Лессингом. Развитие новых театральных направлений – мещанской драмы, романтизма, сентиментализма, натурализма, реализма, – позднее привело к окончательному отказу от принципа трех единств.

4. Строгие правила классицизма сформулировал французский поэт Никола Буало (1636 – 1711) в своем «Поэтическом искусстве», где он обобщил художественный опыт французской литературы XVII века. Поэтика Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу XVII – XVIII вв. многих европейских стран, в том числе России.

Таким образом, французский театр эпохи классицизма перенес на сцену идеалы абсолютизма, создал тип героя, который преодолевает самого себя, подчиняет свои чувства интересам государства, борется за честь и славу.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: