Рюрик (862-879): с 862 года согласно «Повести временных лет» утвердился в Новгороде. По традиции с этого времени ведут начало русской государственности.
Олег предводитель одного из варяжских отрядов (879 – 912): захватывает власть в Новгороде, в 882г захватывает Киев, который становится центром объединенного государства.
Игорь (912-945): в 945 первое народное возмущение –восстание древлян. Игорь хотел собрать больше дани, но его дружину перебили, а его казнили.
Ольга (жена Игоря 945-957): жестоко отомстив древлянам, Ольга была вынуждена пойти на упорядочение сбора дани, так появились уроки и погосты.
Святослав (957-972): талантливый полководец, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский каганат, успешно воевал на Северном Кавказе и Азовском побережье, отразил натиск печенегов. Попал в засаду в 972 году и был убит печенегами на пути возвращения в Киев.
Владимир1 (980-1015): объединение восточных славян в составе Киевской Руси, укрепление гос. аппарата, обеспечение защиты русских земель от набега печенегов, в 988 г у качестве гос. религии было принять христианство.
Традиция связывает составление «Русской правды» с именем Ярослава мудрого. «Русская правда» - это свод законов. Первые 17 пунктов написал Ярослав Мудрый. До наших дней дошел расширенный вариант «Русской правды», которую дописывали сыновья и внуки Ярослава Мудрого.
«Русская правда» отражала:
- государственное устройство Руси;
- социальную структуру общества.
Особенности социального строя Древней Руси заключались в том, что все крестьяне по степени зависимости от феодала делились на три категории:
1. смерды – свободные люди, мало зависимые;
2. закупы – средне зависимые;
3. холопы – сильно зависимые, мало, чем отличались от рабов.
Таким образом, в Киевской Руси согласно «Русской правде» было заложено Крепостное право.
Земля была в те времена главным богатством, основным средством производства.
Распространенной формой организации производства стала феодальная вотчина, или отчина, т.е. отцовское владение, передававшееся по наследству. Владельцем вотчины был князь или боярин. В Киевской Руси наряду с княжескими и боярскими вотчинами было значительное число крестьян-общинников, еще не подвластных частным феодалам. Такие независимые от бояр крестьянские общины платили дань в пользу государства великому князю. Рабовладельческий уклад, как и пережитки первобытного строя, имели довольно широкое распространение в Киевской Руси. Однако господствующей системой производственных отношений был феодализм.