Строение души по Платону

Онтология, космология и теория познания в учении Платона носят подчиненный вспомогательный характер. Они выступают в качестве методологической и мировоззренческой базы для обоснования главной части этого учения – нравственно-этической. Платон считает, что условием нравственных поступков является истинное знание. Этим истинным знанием, в принципе, обладает душа. По учению Платона, душа состоит из трех частей: 1) разумной, 2) пылкой (волевой), 3) вожделяющей (чувственной). Разумная часть души – основа добродетели мудрости, пылкая часть – основа добродетели мужества, преодоление чувственности – это добродетель умеренности, благополучия. Гармоническое сочетание всех этих трех частей души, под руководством разума, дает начало добродетели справедливости.[8]

Основные философские принципы платонизма:

1. Идея вещи есть смысл вещи.

2. Идея вещи есть такая цельность всех отдельных частей и проявлений вещи, которая уже не делится на отдельные части данной вещи и представляет собою в сравнении с ними уже новое качество.

3. Идея вещи есть та общность составляющих её особенностей и единичностей, которая является законом для возникновения и получения этих единичных проявлений вещи.

4. Идея вещи невещественна.

5. Идея вещи обладает своим собственным и вполне самостоятельным существованием, она тоже есть особого рода идеальная вещь, или субстанция, которая в своем полном и совершенном виде существует только на небе или выше неба.

Однако, сильной стороной философии Платона, его положительным вкладом в историю философии менее всего является его объективный идеализм как мировоззрение. Общее не остается у Платона лишь противостоящим единичному, оно осмысляет всякую единичность и трактует как принцип единичного, как закон проявления этого единичного, как модель его построения.

Заключение

Многогранно творчество древнегреческого мыслителя – поистине широк Платон. Оно не только распространяется на собственно философию, но и охватывает этику и эстетику, психологию и педагогику, экономику, математику, литературу и другие области знания. Едва ли кто-нибудь будет всерьез отрицать, что одной из центральных в его воззрениях остается государственно-правовая, политическая тематика.

Философия Платона столь богата идеями, виртуозно, художественно-диалектически изложенными, что изучение его произведений – это настоящая школа мысли вплоть до сегодняшнего дня.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: