Платон не может смириться с субъективностью знания. Он типичный консерватор. Сам он происходил из рода последнего афинского царя Кодра, мать его – из рода знаменитого законодателя Солона, одного из семи мудрецов. Это наложило отпечаток на его симпатии и политические утопии.
Платон, используя логику элеатов (оружие софистов) он развивает ее почти до совершенства в диалектику, совершенно сознательно формируя важнейшие логические понятия и окончательно сформировывая сам гипотетико- дедуктивный метод.
Математика играет исключительную роль в системе Платона, уступая лишь диалектике. “Не геометр не войдет” – написано над воротами Академии, Те, кто не были сведущи в музыке, геометрии и астрономии вообще не принимались в платоновскую Академию. Ксенократ, второй после Платона глава Академии (сколарх), сказал человеку, не знакомому ни с одной из этих наук: «Иди, у тебя нечем ухватиться за философию». Неудивительно, поэтому, что среди учеников Платона были крупные математики, такие как Архит, Теэтет, Евдокс.
|
|
«Молекулярное» учение Платона.
Свое представление о природе Платон выразил в диалоге «Тимей».
Платон считал, что чувственный мир (природа) не может быть предметом научного знания не только высшего (диалектика), но и промежуточного, математического уровня. Физика, по Платону, не может и не должна претендовать на статус науки – таковой является лишь математика.
В области же природы, где наши знания основываются, главным образом, на наблюдениях, мы можем иметь суждение лишь “о наиболее правдоподобном”. Причем и при рассмотрении природы “наиболее важными ему кажутся прежде всего математические законы природы, находящиеся за явлениями, а не сам многогранный мир явлений. Никакая другая задача науки о природе не кажется ему столь существенной, как задача открытия неизменных законов в постоянно меняющихся явлениях”.
По мнению некоторых современных исследователей модель физического мира Платона – является наиболее детально разработанным атомно-молекулярным учением античности. Впрочем, многие историки физики с этим не согласны.
Плодотворность школы Платона объясняется ее не догматичностью в физике. В целом, главной заслугой Платона для физики является то, что своей “молекулярной теорией” он впервые в истории строит вариант математической физики, не реализованный никем потом вплоть до нового времени. В физике он остается верным своей математической программе, считая, что в мире природы достоверное знание мы можем получить ровно в той мере, в какой раскроем математические структуры этого природного мира.
|
|
Аристотель и его научная программа.
Аристотель (384-322 г. до н.э.) - величайший ученый античности. В 17 лет он уехал в Афины и поступил в платоновскую академию, в которой пробыл 20 лет. После смерти Платона он покинул Афины, долго странствовал, был воспитателем сына Филиппа II А. Македонского. Аристотель сопровождал Македонского в его походах. Он был его покровителем, подарил солидную сумму денег, чтобы он занимался наукой, 1000 человек доставляли ему животных. Аристотель умер через 2 месяца после смерти А. Македонского.
Он основал в 335 г. до н.э. философскую школу – Ликей в Афинах. Его влияние на развитие науки античности, средневековья, да и нового времени трудно переоценить. Особенно сильное влияние оказали труды Аристотеля на формирование естественных наук: физики, астрономии, медицины, ботаники и пр. В этой связи достаточно символичным выглядит сопоставление легендарных предков Пифагора, Платона и Аристотеля. Первый некоторыми авторами считался сыном Аполлона и сам был полубогом, второй, что не легенда, происходил из рода афинских царей. Предком же Аристотеля по преданию являлся Асклепий, бог-врачеватель.
Аристотель - ученик Платона, около 20 лет он находился в Академии при жизни последнего. Тем не менее, в своих философских воззрениях, а еще большей степени в научной программе, сильно разошелся с учителем. Он стал основателем новой, перипатетической философской школы, основателем Ликея. В известном смысле можно говорить о противоположности научных программ Аристотеля и Платона. Аристотелевская геоцентрическая система мира просуществовала до 16 в. и оказала огромное влияние на мировоззрение средневековья. Философские воззрение его противоречивы. Он полагал, что сущность вещей заключается в них самих. Полагал, что истину можно познать простым рассуждением. По Аристотелю существует 4 первичных свойства материи: горячее, сухое, холодное и влажное. Комбинируясь они образуют 4 естественных «тела» - огонь (горячее и сухое), воздух (горячее и влажное(, воду (холодное и влажное) и землю 9холодное и сухое).
В доказательства шарообразности Земли он указывал круглую форму земной тени при лунных затмениях. Допускал, что наша планета возникла из скопления отдельных материальных частиц. Земля неподвижно покоится в центре Вселенной (геоцентрическая система мирозданья).
По Аристотелю, суша и море могут меняться местами, причем этот процесс имеет циклический характер. Море в одних местах наступает, в других отступает. По Аристотелю, моря в отличие от рек не имеют истоков и постоянного течения. Течения образуются лишь местами, в узких проливах.
По Аристотелю, растения обладают низшей ступенью развития души, животные – более высокой. Он отмечал для растений и животных некоторые общие свойства. Он писал, что в отношении некоторых обитателей моря трудно решить, растение это или животное. Соответствие в организации растении и животных он видел в том, что те и другие состоят из сходных элементов.
Грибы по Аристотелю возникают путем самозарождения из гнили. Аристотель описал 500 видов животных и предложил классификацию: бескровные и кровеносные (теперь беспозвоночные и позвоночные)
1. В отличие и от Платона и от Демокрита он считал, что "наблюдаемые вещи требуют наблюдаемых начал". Т.е. наблюдаемое требует научного исследования, в результате чего появляется достоверное знание. Ибо по Аристотелю “знание, в том числе научное знание, возникает при всех исследованиях, которые простираются на начала, причины и элементы путем их уяснения”. Т.о. в отличие от Платона Аристотель считает, что о наблюдаемом мире можно получить достоверное, научное знание, а не “лишь мнение”.
- во-вторых начала, объясняющие наблюдаемый мир, должны быть сами наблюдаемыми, а не умозрительными как атомы Демокрита или "треугольники" Платона. Здесь же содержится утверждение о возможности эмпирического, посредством наблюдения, опыта, методе получения научного знания, а не только путем умозаключений.
|
|
2. Аристотель, таким образом, считает, что физика, исследующая природу, может быть не менее наукой, чем математика. Более того, физика не может быть построена на базе математики, ибо, будучи наукой о природе, в которой все изменчиво и подвижно, она не может применять методы античной математики - науки о статичных, неподвижных, и вечных объектах.