Роланд Бингем и Суданская внутренняя миссия

Неудачи, смерть и отчаяние омрачили начало деятельности Суданской внутренней миссии. Идеалистические мечты нескольких неопытных миссионеров проникнуть в то, что называлось Суданом, казались поначалу безнадежной затеей. Это была обширная запретная зона к югу от Сахары, разделенная на несколько национальных округов. И все же благодаря настойчивости одного человека, Роланда Бингема, СВМ стала одной из самых динамичных миссионерских организаций в Африке за всю историю христианской церкви. Сегодня это одно из самых крупных миссионерских обществ в мире с армией миссионеров, временами доходящей чуть ли не до полутора тысяч человек.

История СВМ началась не с Роланда Бингема. Первым, чьи мечты привели к созданию СВМ, был молодой канадец шотландского происхождения, Уолтер Гоуанс (Walter Gowans). Изучив потребности различных стран в миссионерской помощи, он пришел к убеждению, что Судан со своим почти шестидесятимиллионным населением без единого христианского миссионера является той страной, где Бог хотел бы его видеть. Но с самого начала Гоуанс столкнулся с нехваткой финансов и моральной поддержки. Ни одно из миссионерских обществ в Северной Америке не хотело рисковать людьми, отсылая их в кишащий болезнями Судан. Но Гоуанса не так легко было остановить. Он покинул родной Торонто и отплыл в Англию, надеясь найти там материальную поддержку.

Тем временем самая верная союзница Гоуанса, его мать, нашла ему товарищей, готовых к нему присоединиться. Тот факт, что свою дочь она уже отправила в Китай, не уменьшил ее стремления отослать на миссионерское служение и сына. Она была пылкой энтузиасткой миссионерского движения, как заметил Бингем, разговаривая с ней в ее гостиной. Она пригласила его к себе домой, после того как послушала Бингема на собрании. Убежденная в том, что он станет идеальным спутником ее сыну, она горячо представила молодому человеку нужду Судана в благовестии. Она была женщиной, умеющей убеждать, и "на следующее утро", пишет Бингем, "когда я позвонил миссис Гоуанс, я объявил ей, что буду готов отплыть через две недели с тем, чтобы работать рядом с ее сыном. Обрадовалась ли она? Она сама была "Советом" и приняла меня немедленно".

Бингем родился в 1872 г. в Сассексе, Англия, где провел беззаботное детство, пока на семью не обрушились материальные трудности после смерти его отца. В возрасте тринадцати лет

он начал работать полный рабочий день, а три года спустя эмигрировал в Канаду, чтобы вкусить возможности Нового Света. Он был обращен в Англии через проповедь представителей Армии спасения. Вскоре после прибытия в Канаду "Бог дал мне понять", пишет Бингем, "что Он хотел, чтобы я проповедовал Евангелие, и, следуя Его водительству, я вступил офицером в Армию спасения". В этой должности он впервые познакомился с миссис Гоуанс.

Посвятив себя новому миссионерскому делу, Бингем отправился в Нью-Йорк, где познакомился с Томасом Кентом, "собратом по колледжу" Уолтера Гоуанса и убедил его присоединиться к ним. Они отплыли вместе весной 1893 г., чтобы присоединиться к Гоуансу и начать свое путешествие с западного побережья вглубь Африки. Прибыв в Лагос, тройка молодых людей быстро поняла, почему другие миссии так категорически отказывались от засылки миссионеров в Судан. Им сказали, что шансы на выживание в тех условиях равны нулю. От главы Методистской миссии в Западной Африке они получили грозное предупреждение: "Молодые люди, вы никогда не увидите Судан; ваши дети никогда не увидят Судан; может быть, его увидят ваши внуки". Миссионеры из других обществ также предсказывали мрачный исход, но тот факт, что никто из миссионеров не проповедовал Евангелия в Судане, и являлся основной причиной их приезда, и они не собирались поворачивать обратно. Но их надежды работать в одной команде рассыпались, когда Бингем заболел малярией. Решено было оставить его на побережье, основав там базу снабжения.

Менее чем через год после того, как они отправились в свое путешествие вглубь страны за восемьсот миль, и Гоуанса, и Кента все пессимисты считали уже мертвыми. Когда Кент уехал за припасами, Гоуанс, ослабленный дизентерией, был схвачен работорговцем, царьком местного племени, и умер через несколько недель после своего освобождения, когда африканцы несли его к побережью. Возвращаясь, заразился малярией Кент. Бингем выходил его, но Томас умер во время другого приступа малярии на обратном пути, когда вышел встречать Гоуанса.

Когда известие об их смерти с разницей в три недели достигло Бингема, он был в отчаянии. Он вернулся в Англию, сомневаясь в своем будущем и в своей вере: "Моя вера была потрясена до самого основания... Почему случилось так, что эти люди, так страстно желавшие исполнить Господне поручение и донести Его слово миллионам людей, томящимся во тьме, были лишены с самого начала возможности исполнить то, что задумали? Передо мной встало множество вопросов... Была ли Библия просто эволюцией человеческой мысли, даже, может быть, необъективной мысли, или же Божественным откровением? Несколько месяцев я мучился над этой великой проблемой, пока, наконец, не пришел к твердому убеждению".

Бингем вернулся в Канаду с обновленной верой, полный решимости продолжать свою миссию в Судане. Осознавая недостатки, мешающие выполнению этой работы, он прошел основной медицинский курс в Кливлендской больнице, а затем, осенью 1895 г., записался в Библейскую школу А. Б. Симпсона в Нью-Йорке, в которой учились ранее Кент и Гоуанс. Во время обучения в школе он был призван на пасторское служение в маленькую церковь, но мысль о Судане не покидали его. Он знал, что никогда не обретет мира, пока не вернется в Африку, чтобы исполнить мечту Гоуанса. Но для ее осуществления, и он был убежден в этом, требовалась организация, и поэтому в мае 1898 г. возникла новая официальная Суданская внутренняя миссия. В том же месяце Бингем женился на Хелен Блэр (Blair), дочери человека, которому был обязан многим: "Всего за пять лет до этого, когда ее отец снял все деньги со своего счета в банке, чтобы отправить меня в Африку, он мало думал о том, что я когда-то вернусь и попрошу его дочь разделить со мной тяготы моей работы. Учитывая то, что наша первая попытка ни к чему, кроме двух могил, не привела, он нашел свой первый подарок менее ценным, чем второй".

К 1900 г., через семь лет после первой неудачи, Бингем и два молодых добровольца были готовы к новой попытке покорения Судана. На этот раз Бингем нашел, что "миссионеры в Лагосе еще менее симпатизировали" его планам и "они не колеблясь высказали все свои соображения двум молодым людям", которых он привез с собой. Далее последовали еще более обескураживающие события, когда Бингем серьезно заболел малярией и ему приказали отправиться домой. Хотя его молодые коллеги обещали начать работу без него, они совсем утратили смелость, услышав страшные предсказания, и решили уехать следующим же пароходом".

И опять Бингем тонул в пучине отчаяния: "Мне было бы легче, может быть, если бы я умер в Африке, потому что на обратном пути я испытал другую смерть. Все, казалось, обречено на провал, и пока я восстанавливал силы в Британии, меня настигло сообщение, переданное по телеграфу, что оба моих товарища также вскоре приезжают, и вот тогда настал тяжелейший период во всей моей жизни". И все же Бингем решил не сдаваться. Он вернулся в Канаду, встретился с Советом, нашел еще четырех добровольцев, чтобы организовать третью попытку работать в Судане.

Третья попытка 1901 г. стала удачной, в результате чего возникла первая база СВМ в Африке, расположенная в Патиги, в пятистах милях от реки Нигер. Но каждый шаг вперед стоил невероятного напряжения всех человеческих сил, и через два года из четырех миссионеров остался лишь один. Один умер, а двоих пришлось отправить домой фактически инвалидами, и они больше уже не возвратились. И хотя СВМ "сначала висела на волоске", имея всего лишь несколько обращенных, пришедших к Христу за первые десять лет в Патиги, миссия постепенно набирала силу, образовав новые базы и твердо укрепившись на пустынной территории.

Одним из факторов, повлиявших на укрепление позиций СВМ в Африке с началом века, стало эффективное использование хинина как средства против малярии. Умело используя это лекарство, миссионеры уже могли не бояться этой ужасной болезни. Другим фактором, повлиявшим на закрепление миссии в Судане, была молитва. Миссис Гоуанс, по словам Бингема, оказалась "одной из величайших помощниц, действовавших посредством молитвы, благословляя и укрепляя" СВМ. "Своими молитвами и верой она вела нас от первых семи бесплодных лет к годам обильного урожая".

Оставив позади страх перед малярией, миссионеры столкнулись с другими препятствиями, бывшими в какой-то степени не менее устрашающими.

"Здесь постоянно происходит невидимая война, - писал Бингем, - которую приходится вести против сил тьмы... На Западе модно относить веру в демонов и дьвола к области мифологии, и если об этом говорится, то лишь в шутку или насмешку. Но когда дело касается подобного вопроса в Западной Африке или других миссиях, то эта проблема перестает быть шуткой. Нужно пройти в джунгли Нигерии, Судана или Эфиопии и посетить несколько африканских деревень, чтобы убедиться в существовании дьяволов и демонов. Они повсюду вокруг вас, и скоро, очень скоро вы начинаете разделять верования язычников относительно реальности этих злых сил, конечно же, как христианин, не разделяя их страхов и не совершая напрасных жертвоприношений, чтобы умилостивить их. Фетиши, люди, одержимые дьяволом, жу-жу, оборотни, колдуны, чародеи, использование яда - все это процветало бесконтрольно в первые годы существования миссии..."

Миссионеры часто рассказывали "странные и мрачные истории" о своих "встречах с этими дурными силами зла..." Один миссионер поведал о том, как он вошел в деревню, где происходил сатанинский ритуал: "Знахарь-колдун... с маской на лице... жестикулировал, изгибался и кружился, а толпа визжала и ревела, создавая неописуемый шум". "Когда я протолкнулся в центр круга, - вспоминал далее миссионер, - к своему величайшему изумлению я увидел в воздухе неподвижное тело женщины. Ее ноги оторвались от земли на два фута и... с тела молодой женщины лился пот, как из источника, когда она приблизилась ко мне по воздуху без всякой видимой опоры под ногами".

Когда миссионеры начали вести борьбу с невидимыми силами тьмы и проповедовать Евангелие, они поняли, что не могут обходить стороной физические потребности окружающих людей. Проказа, в частности, была ужасной африканской болезнью, и вскоре СВМ стала активно участвовать в искоренении этого ужасного бедствия. В 1920-х гг. началась работа среди прокаженных, и к 1960-м миссия занималась лечением более тридцати тысяч прокаженных пациентов только в Нигерии. Многие африканцы, желавшие лечиться от болезни, были мусульманами, но "они сделали свой выбор в пользу Христа, несмотря на прежнее исповедание мусульманской веры и угрозы со стороны родителей".

По мере роста и распространения СВМ в Африке стали проявляться нужды в благовестии в Эфиопии. Церковь, основанная там миссионерами СВМ, явилась высшим достижением жертвенной жизни Бингема, посвященной служению Африке. В 1928 г. доктор Томас Ламби (Thomas Lambie) открыл южные провинции Эфиопии. Он вскоре осел в провинции Валламо, где практиковал медицину и проводил проповедническую работу. К нему присоединились и другие миссионеры СВМ, и несколько лет они трудились, имея небольшие результаты. В 1935 г., когда против Эфиопии двинулась итальянская армия, ситуация стала угрожающей. Американское и Британское посольства посоветовали всем своим гражданам немедленно покинуть страну, но миссионеры СВМ остались - с благословения своего генерального директора, Роланда Бингема. "Вы находитесь под более высоким покровительством, нежели король Англии или президент Соединенных Штатов. Получите от Него инструкции и помните, что мы - с вами".

В это время в Валламо было всего лишь семнадцать крещеных верующих, и миссионеры понимали, что дни их работы сочтены. "Поскольку мы знали, что времени у нас осталось мало, - писал один из миссионеров, - мы делали все, что могли, обучая христиан и неся им Благую весть... Было небезопасно покидать территорию миссионерского поселка, но важность задачи и нехватка времени, оставшегося для обучения молодых христиан, давали право пренебрегать опасностью".

Несмотря на военные действия и ежедневную опасность для жизни, оставшиеся девятнадцать миссионеров и семь их детей были насильно отправлены назад только весной 1937 г., что дало им почти два года "дополнительного" времени, чтобы построить маленькую церковь в Валламо. Но даже к 1937 г. количество верующих оставалось маленьким - только сорок восемь человек, - и миссионеры уезжали с чувством глубокой печали и сомнений: "Когда мы последний раз повернули за гору и увидели на расстоянии волны их рук, поднятых в знак прощания, мы подумали о том, что произойдет с маленьким мерцающим пламенем евангельского света, зажженным среди глубокой тьмы. Смогут ли эти молодые христиане, не имеющие Слова Божьего на своем языке, кроме Евангелия от Марка и нескольких маленьких брошюр избранных отрывков из Писаний для водительства и изучения, устоять перед преследованиями, которые неминуемо их коснутся".

И преследования нагрянули - жестокие преследования, которые очистили церковь и расширили свидетельство христиан так, как было в первых христианских церквах. "В одном случае, - рассказывает Раймонд Дейвис, - было арестовано и посажено в тюрьму 50 руководителей, когда итальянцы осознали, что их усилия стереть с лица земли церковь лишь укрепляли ее силу и умножали количество членов. Каждый из руководителей получил по сто ударов плетью, а один - четыреста. Они не могли лежать на спине в течение нескольких месяцев, а трое из них умерли". Но, несмотря на свирепые преследования, церковь быстро росла. Почему? "Братская любовь, которую проявляли друг к другу христиане во времена жестоких преследований, оказывала величайшее воздействие на неверующих... Такого рода естественное, живое, молчаливое свидетельство приводило многих к Господу. Слово любви, о котором прежде не знали и не слышали, распространялось быстро и далеко".

К 1941 г. война в Эфиопии закончилась, и на следующий год первым миссионерам разрешили вернуться - только при условии подчинения Британскому правительству. То, что миссионеры обнаружили по прибытии, было воистину чудом! Вместо сорока восьми христиан, которых они оставили пять лет назад, их встретили десять тысяч, а вместо одной едва оперившейся церкви появилось почти сто приходов, рассыпанных по всей провинции. Это была величайшая волна христианского благовестия в африканской истории, которая совершенно потрясла шестидесятидевятилетнего Роланда Бингема, вспомнившего болезненные потери первых лет в Африке. Он только что закончил книгу, в которой описывал все пятьдесят лет СВМ в Африке, "Семь седмиц" ("Seven Sevens"). Среди всего этого волнения Бингем решил поехать в Эфиопию, но, не успев покинуть Канаду, он внезапно умер от сердечного приступа в декабре 1942 г.

За годы после смерти Бингема СВМ засвидетельствовала огромные достижения в Африке, но и столкнулась с периодами неудач. Когда в 1955 г. была провозглашена независимость Судана, миссионеры оказались в центре политических беспорядков, а когда вспыхнула гражданская война между южными племенами и северными арабами-мусульманами, их обвинили в оказании помощи южным повстанцам. Новое правительство национализировало миссионерские школы, а в 1964 г. правительство, контролируемое мусульманами, выслало всех миссионеров из южной части страны. Когда миссионеры покинули ее, жизнь суданских христиан стала еще хуже. Северное правительство вооружило одни южные племена, чтобы они воевали с другими южными племенами, стремясь использовать племенные разногласия и ослабить сопротивление южан. Некоторые племена на юге были безжалостно разгромлены, более полумиллиона человек погибли в этой войне. Христиан подвергали мучениям, и по меньшей мере одна христианская деревня была уничтожена полностью.

К началу 1970-х, однако, политическая обстановка в Судане постепенно нормализовалась. Советских советников изгнали из страны, а миссионерам разрешили вернуться. Была основана маленькая Библейская школа, а между 1977 и 1982 гг. шло осуществление серьезной программы по здравоохранению. С налаживанием медицинской работы миссионерская армия уменьшалась в численности, но церкви продолжали расти с удивительной скоростью.

Тем временем в Эфиопии опять возникли политические беспорядки. На этот раз в дело вмешался Советский Союз, и в стране установилось коммунистическое правление. По мере роста давления на церковь и на миссиионеров многие покинули страну. К 1978 г. численность миссионеров СВМ сократилась примерно до двенадцати процентов по сравнению с наивысшим уровнем, но количество церквей, связанных с СВМ, оставалось большим - 2500.

Конец 70-х - начало 80-х гг. было временем серьезных испытаний для христиан Эфиопии. Некоторые из них попали с тюрьмы, по приказу правительства закрывались сотни церковных зданий. Однако количество действующих церквей оставалось почти неизменным, и в 1982 г. церковь контролировала более шестидесяти библейских школ с числом студентов более трех тысяч. Эфиопская церковь продолжает готовить и поддерживать своих собственных миссионеров, и каждый месяц в стране приходят к Христу тысячи человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: