Гос упр-е – деят-ть гос власти, направленная на осущ гос целей.Гос регулир-е эк-ки-система мер законодательного, исполнительного и контролирующего хар-ра, осущ-х гос учреждениями и общ-ми орг-ми в целях стабилизации и приспособления существующей соц-эк системы к изменяющимся условиям.Бюджетная корректирующая политика гос-ва – использование гос расходов и налогов в целях регулир-я макроэк-х пропорций.Внешнеторговая протекционистская корректирующая политика – воздействие гос-ва на объем и стр-ру внешней торговли с целью повышения ВВП страны и предотвращения дефицита платежного баланса.Цель гос регулир-я эк-ки – стабильность соц-эк системы и приспособление ее к изменяющимся условиям.Функции гос регулир-я эк-ки – система мер законодательного, исполнительного и контролирующего хар-ра, осущ-х правомочными гос учреждениями.Методы гос регулир-я эк-ки – эк приемы, формы и способы целесообразного действия для реализации целей гос регулир-я на практике. По критерию «степень непосредственного воздействия гос-ва на процесс принятия субъектами управленческих решений» методы гос регул-я эк-ки могут быть прямыми и косвеннымиПравовая система – система действующих законов и их юр обслуживания.Система гос управления РБ включает 25 министерств, 5 гос комитетов, 8 комитетов при Совете Министров РБ и 8 гос орг-й, подчиненных Правительству РБ.Министерство явля республик-м органом гос упр-я, проводящим гос политику, осущ-м регулирование и управление в опред отрасли и координирующим деят-ть в этой отрасли (сфере) др республик органов государственного управления РБ (Министерство архитектуры и строительства, Министерство здравоохранения, Министерство природных ресурсов и охраны окруж среды, Министерство торговли РБ и др.).Комитет при Совете Министров РБ-республик-й орган гос упр-я в конкретной сфере деят-ти (Комитет по земельным ресурсам, геодезии и картографии; Комитет по проблемам последствий катастрофы на ЧАЭС и др.).На территориальном уровне госу упр-е эк-й осущ-т также областные исполнительные комитеты.
|
|
47.Эк интеграция Беларуси и России.
Среди стран СНГ наиб последовательную интеграцию осущет РБ и РФ, подписавшие в 1996 г. Договор об образовании Сообщества Беларуси и России, год спустя — Договор об образовании Союза Беларуси и России, который подтверждал и развивал положения предыдущего документа с целью достижения действенной интеграции в экономической и других сферах общественной жизни.Основные Союзные программы: создание компьютерных технологий программного оборудования для обработки оптических деталей из традиц.и нетрадиц. оптических материалов; развитие дизельного автомобилестроения; создание высокоэф-х и биолог безопасных лекарственных препаратов нового поколения на основе белков человека, получаемых из молока трансгенных животных; программа «Нанотехнологии»; осмос Союзного гос-ва; здоровье трудящихся - здоровье будущих поколений. Взаимодействие РБ с рос регионами в наст время осуще-ся преимущественно по 3 осн-м направлениям:участие представителей местных органов власти в формир-и общегос-х программ межрегионального сотрудничества; налаживание прямых связей субъектов хозяйствования РБ с предприятиями и орг-ми РФ; установление сотрудничества между региональными властями двух стран.Осущ-е комплекса мер по углублению интеграционных процессов в рамках Договора о создании Союзного гос-ва и Программы действий РБ иРФ по его реал-и, направл-х на принятие единых нормативных док-в, кот устранят барьеры во взаимной торговле, в т ч платежно-расчетных, налоговых, таможенных, создание скоординированной регион-й внешней политики, а также политики защиты внутр рынка позволит расширить и повысить эф-ть внешнеторгового сотрудничества регионов Беларуси и России.Для повышения эф-ти интеграционных процессов и создания Союзного государства РБ и РФ необходимо:- проводить согласованную макроэк-ую политику, в том числе ден-кредитную и валютную, бюджетно-налоговую, ценовую, инвестиционную и инновационную, промышленную, внешнеэк, соц-ю;- синхронизировать институциональные преобразования, процессы модернизации, стр-ную перестройку, реструктуризацию и интеграцию эк-к обеих стран в мировую эк-ку;- гармонизировать и унифицировать законодательную нормативно-правовую базы, в т ч хоз-ное и гражданское законодательства, законодательство в соц-трудовой сфере, налоговое, инвестиционное и др.;- сформир-ть единое эк пространство, в т ч таможенное, научно-технолог и информац-е; фондовый рынок и рынок труда;- объединить транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, системы связи; -разработать и реализ-ть совместные межгос-ные программы и их финн-е обеспечение; - развивать торгово-эк отношения и межрегиональное сотрудничество.
|
|
49. Эк безопасность в системе нац безопасности.
Устойчивое развитие НЭ явл основополагающим условием сохранения гос суверенитета каждой страны. Эк-ка как основа любого гос-ва и его общ-но-политич системы опред ур-нь жизни населения, нац безопасность и обороноспособность страны.Координирует деят-ть всех субъектов страны по обеспечению нац, в т ч эк, безопасности Совет безопасности РБ, председателем которого является Президент РБ. При Совете безопасности РБ Указом Президента создана Межведомственная комиссия по безопасности в эк сфере. Важнейшими ее задачами явл определение жизненно важных интересов РБ в эк сфере, выявление внутри внешнугроз этим интересам и разработка мер противодействия возникающим угрозам. Важными функциями в работе комиссии явл: оценка осущ-я бюджетно-налоговой и ден-кредитной политики госу-ва и прогноз развития ситуации в фин-кредитной системе с точки зрения обеспечения эк безопасности; оценка состояния и перспектив развития научно-технического и технологического ур-ней пр-ва базовых отраслей реального сектора эк-ки и эф-ти исп-я топливно-энергетических, природных и иных ресурсов. Комиссия должна орг-ть разработку научно обоснованных прогнозов по вопросам эк безопасности гос-ва и определения мер по противодействию внешн и внутрен угрозам в эк сфере. В задачи комиссии входят также подготовка предложений по совершенствованию нормативно-правовой базы для обеспечения эк безопасности гос-ва и разработка орг-но-правовых мероприятий по контролю за исполнением законодательства в этой сфере.Основными факторами, создающими угрозу нац безопасности РБ в эк сфере, явл:недостаточная конкурентоспособность НЭ, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким кач-вом продукции и выс издержками пр-ва; - изношенность пр-х мощностей; недостаточно эф-ная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности; - малый объем инвестиций в реальный сектор эк-ки; ухудшение финн-о состояния субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств; - выс ур-нь монополизации эк-ки, несовершенство эк механизмов гос регулир-я естественных и орг-х монополий.Для обеспечения нац. безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими гос-ми, сохранение и укрепление сущ-х систем междунар. и региональной безопасности.Важно учитывать особенности географического положения страны и развивать систему обслуживания междунар-х транспортных коммуникаций.
|
|
38.Система Пип НЭ РБ
Гос регулир-е соц-эк процессов на основе разработки и реал-и прогнозов и программ, или индикативное план-е, стало ведущим методом гос упр-я эк-кой в переходный к рын отношениям период. Индикативное план-е призвано выполнять 3 важные функции:1) информ-ную — планами и прогнозами гос-во информирует субъекты хозяйствования о предпочтительной эк политике, что позволит им формировать на этой основе свои бизнес-планы;2) стабилизационную — дает возможность ориентироваться в долгоср установках и целях правительства и действовать сообразно с ними;3) согласительную — позволяет правительству и негос субъектам хозяйствования достигать единства по ключевым вопросам эк политики в ходе взаимных консультаций и согласований.Госе прогноз-е соц-эк развития рассматр как деят-ть гос органов по разработке прогнозов и программ соц- развития на долгоср, среднеср и краткоср перспективы и как система научно обоснованных представлений о целях, критериях, принципах, направлениях и приоритетах соц-эк развития РБ на соотв период с обоснованием целевых ориентиров, основных прогноз-х показателей и мер по обеспечению их достижения. Система гос прогнозов соц-эк развития РБ включает:• на долгоср перспективу — Нац стратегию устойчивого соц-эк развития РБ на 15 лет и Основные направления соц-эк развития РБ на 10 лет;• среднеср перспективу — Программу соц-эк развития РБ на 5 лет;• краткоср перспективу — годовой прогноз соц-эк развития РБ.Прогнозы и программы соц-эк развития включ кол-ные показатели и кач-ные характеристики состояния и развития эк и соц сфер, научно-инновационной и инвестиционной дея-ти, внешнеэк связей, динамики пр-ва и потребления, ур-ня и кач-ва жизни, эколог обстановки. Они разрабатываются исходя из комплексного анализа сложившейся соц-эк, демограф и эколог ситуации, научно-технического и пр-го потенциалов РБ, внешних условий, состояния природных ресурсов и перспективы изменения указанных факторов. Прогнозы разрабатываются в целом по республике, по народнохоз-м комплексам и отраслям эк-ки, по административно-тер-м единицам в неск вариантах с учетом оценки вероятностного воздействия внутр и внешн полит-х, эк-х и др факторов.Разработка гос прогнозов и программ соц-эк развития РБ проводится Советом Министров РБ.
|
|