Всерьез о душе

Излагаемое далее в этой главе представляет собой очень краткие (буквально тезисные) выдержки из довольно большого трактата автора «Основы физики духа», который публиковался ранее издательством «Вече» под названием «Эзотерика и наука: враги или союзники?». Положения и выводы трактата, на первый взгляд, не имеют никакого отношения к теме данной книги. Однако без них будет сложно увязать в нечто логически стройное дальнейший материал, который касается как определенной части наследия нашего исторического прошлого, так и самого этого прошлого.

Между тем, для анализа этого материала нам будут вовсе не важны обоснования и доказательства выводов, полученных в трактате. Тем более, что они занимают весьма немало места, а объем книги ограничен. Так что тех, кого содержимое этой главы заинтересует все-таки в более подробном изложении, я могу лишь адресовать либо к упомянутой книге издательства «Вече», либо на сайт «Лаборатория Альтернативной Истории» (http://lah.ru), где размещена наиболее полная версия трактата.

* * *

Основная цель трактата «Основы физики духа» – представить с точки зрения естественных наук описание той части нашего бытия, само существование которой до сих пор эти науки игнорировали и оставляли вне сферы своего исследования. Речь идет о признании реальности духовно-нематериальной составляющей нашего мироздания.

В качестве базового тезиса используется предположение о том, что в так называемом «основном вопросе философии» следует отказаться от первичности как материи, так и духа. Ровно точно так же, как вещество и поле являются двумя формами материи, материя и дух представляют из себя как бы «две стороны одной медали», две «равноправные» формы, в основе которых находится некая «дуальная первосубстанция», обладающая одновременно свойствами как духа, так и материи.

Это предположение в свое время было выдвинуто еще Джордано Бруно, но не получило дальнейшего развития в силу целого ряда объективных и субъективных исторических обстоятельств. Однако на современном этапе есть возможность к нему вернуться уже на базе новейших достижений самых разных дисциплин – как гуманитарных, так и технических – и включить духовно-нематериальный мир, ранее отданный на откуп теологам, в сферу сугубо научного исследования.

Наличие глубинного единства двух сфер бытия – материального и духовного – обуславливает то, что они не существуют абсолютно изолированно друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии.

Из этого же единства – и в силу господства в мироздании принципов симметрии (это одно из основных положений в современной физике) – в качестве следствия вытекает наличие определенного сходства материального и духовного миров как по своей структуре и организации, так и по господствующим в них законам. Причем это сходство нужно понимать вовсе не как тождество, а именно как сходство, или, в более точной терминологии, как симметрию – в том смысле, в каком ее воспринимают ныне физики.

В качестве сильно упрощенного примера: сходство формулы гравитационного притяжения двух материальных тел и закона Кулона для двух зарядов указывает на глубинное единство гравитационного и электромагнитного взаимодействия. Собственно, именно следствием такого единства и является сходство формул. Но тут именно сходство, а вовсе не тождество – поскольку в каждом случае мы имеем дело с разными физическими сущностями (массами и зарядами), постольку получаем и разный вид взаимодействия с отличающимися свойствами!..

Анализ разных феноменов, связанных с тем, что мы привыкли относить к нематериально-духовным сущностям, позволяет выявить такую симметрию между двумя мирами, как наличие духовно-нематериальных аналогов физических полей и материальных объектов.

Так, скажем, аналогом гравитационного взаимодействия оказывается некое «структурное» взаимодействие, обладающее свойством однонаправленности – то есть порождающим только притяжение двух нематериальных объектов. Чем сложнее структура взаимодействующих нематериальных объектов – тем сильнее их взаимное притяжение (которое надо рассматривать, конечно, в некоем духовно-нематериальном пространстве). Одним из следствий этого взаимодействия оказывается однонаправленность эволюции как материального, так и духовного миров – от простого к сложному.

Аналогом электромагнитного взаимодействия оказывается «резонансно-диссонансное» взаимодействие, которое обуславливает как притяжение нематериальных объектов, так и их отталкивание в зависимости от их свойств. Для описания этих свойств оказывается удобным использовать понятие «набора собственных частот» нематериального объекта, который при этом рассматриваются в качестве сложной системы неких духовно-нематериальных элементов. Если имеет место сходство спектров собственных частот двух объектов (резонанс), то они будут притягиваться друг к другу; если же спектры собственных частот двух объектов сильно отличаются друг от друга (диссонанс) – объекты будут отталкиваться друг от друга. Поскольку же спектр собственных частот непосредственно связан со структурой системы, постольку мы получаем довольно широко известный принцип «подобное притягивается к подобному». Разумеется, притяжение и отталкивание происходит относительно нематериального пространства-времени…

Имеет место определенная симметрия между двумя мирами и в отношении объектов – таких сущностей, которые (в отличие от полей) обладают свойством локальности, то есть, говоря простыми словами, имеют ограниченные размеры. В духовном мире среди этих объектов есть аналоги живого и неживого материального мира – активные и пассивные объекты. Пассивные объекты – это образы (в широком смысле этого слова, включая и такие понятия как «форма», «идея» и т.п.) и мыслеобразы (те же образы, но не существующие в отрыве от активных объектов). Активные – души и духи. Активные объекты способны производить на свет пассивные – например, порождать мыслеобразы.

Как выясняется, в духовно-нематериальном мире поведение объектов описывается вполне определенными законами. Причем тут работают и все основные законы механики – законы Ньютона, принцип редукции напряжения, стремление системы к минимуму потенциальной энергии и т.д. и т.п. Они находят свое отражение и в тех закономерностях, которые уже известны психологам, социологам и политологам…

* * *

В рамках подхода, принятого в трактате «Основы физики духа», человек является дуальным существом, обладающим как материальной (физическое тело), так и нематериальной составляющими, которые непрерывно взаимодействуют друг с другом.

Духовно-нематериальная составляющая взрослого сформировавшегося человека состоит из нескольких частей. Во-первых, образ физического тела – пассивный нематериальный объект (в эзотерической литературе иногда имеющий название «фантом»). Во-вторых, собственно душа – активный нематериальный объект, способный порождать мыслеобразы. Совокупность этих мыслеобразов, порожденных как сознанием человека, так и его подсознанием, образует третью составляющую – пассивный нематериальный объект (который в той же эзотерической литературе называют «ментальным телом человека», а иногда используют и другие названия).

Душа человека представляет из себя сложноорганизованную систему нематериальных элементов, подчиняющуюся общим физическим законам, под которыми подразумеваются в том числе и физические законы духовно-нематериального мира. И в этом человек схож со всеми остальными объектами живой и неживой природы, также имеющими свои духовно-нематериальные составляющие – объекты нематериального мира.

Духовно-нематериальные составляющие не являются вечными и неизменными, а эволюционируют также как и привычные нам материальные объекты. Причем структурное взаимодействие вместе с взаимодействием двух миров между собой приводят к тому, что усложнение материальных систем происходит параллельно с усложнением структуры и их нематериальных составляющих. Оба процесса влияют друг на друга, усиливая эффект самоускорения эволюционного процесса (заложенный уже в самих свойствах структурного взаимодействия).

В рамках излагаемого подхода, для такого феномена как «переселение душ» места, увы, не находится. Духовно-нематериальная составляющая человека формируется на стадии зачатия из нематериальных составляющих, связанных с материальными носителями генов родителей. Часть этой нематериальной составляющей в дальнейшем развивается в то, что мы и привыкли подразумевать под термином «душа». Хотя не исключены варианты и того, что эта часть не сможет достигнуть того уровня развития, на котором появляются комплекс-качества собственно души как таковой.

При зачатии формируется лишь некий «базис души», связанный с тем, что относят к «низшим», глубинным слоям психики человека. В рамках эволюционной теории, этот базис является результатом коллективной эволюции человечества и всех его предшествующих животных предков. В рамках же версии «создания» человека в качестве «гибрида», в этот базис включены и структуры, заложенные туда в ходе процесса «создания» и представляющие из себя некую часть, связанную со внеземной эволюцией живого мира.

По ходу жизни человека идет доформирование его души. Причем этот процесс происходит под влиянием как внешних факторов (социальное, психологическое и прочее окружение), так и при непосредственном участии самого человека (его решения, поступки и тому подобное). Таким образом, то, что будет в конечном итоге представлять душа человека, вовсе не определяется однозначно при его рождении или зачатии.

В целом, процессы развития духовно-нематериальных составляющих у других известным нам представителей живого мира схожи с теми процессами, которые имеют место у человека. Но у животных эволюция еще не достигла того уровня, на котором из этой нематериальной составляющей можно было бы выделить такую структуру, которая бы в полной мере соответствовала нашему понимаю термина «душа». Хотя если учесть проявление некоторыми высшими животными зачатков социальной, эмоциональной и даже интеллектуальной деятельности, следует признать, что по крайней мере высшие животные уже дошли в своем эволюционном развитии до формирования того, что можно было бы назвать по меньшей мере «пред-душой». Кардинальное же отличие человека от животных заключается в том, что его душа обладает способностью воспринимать и перерабатывать информацию не только об окружающем мире, но и о себе самой и о своей деятельности (способность к самосознанию, способность к рефлексии).

Прием и обработка информации являются функциями, которые не только обеспечивают душу (и «пред-душу» даже на весьма ранних стадиях эволюционного развития) данными для оценки текущей ситуации, прогнозирования событий и обеспечения условий свободы действий, но и служат механизмом обеспечения души (и «пред-души») дополнительной энергией, необходимой для ее функционирования. Это связано с тем, что процесс упорядочения информации сопровождается выделением энергии, которая и потребляется душой как для поддержания своего текущего функционирования, так и для собственного доформирования, то есть для создания дополнительных более сложных собственных структур и подструктур.

Наличие же у человека развитой системы получения и переработки информации и извлечения таким образом дополнительной энергии создает предпосылки для возможности продолжения существования души после смерти физического тела человека. И чем лучше способна функционировать такая система, тем больше шансов на посмертное существование души.

* * *

Однако наличие предпосылок к посмертному существованию еще вовсе не означает обязательности этого существования. Более того, продолжение существования и функционирования души после смерти физического тела также вовсе не означает бессмертия. То, что когда-то возникло, когда-то должно и закончить свое существование. Вопрос лишь в том – когда именно?..

Как уже упоминалось, в некоторых случаях духовно-нематериальная составляющая человека так и не достигает той степени развития, чтобы в ней сформировалась душа в полном смысле этого слова. Это относится, например, к случаям таких заболеваний или нарушений, при которых высшие психические функции не развиваются вообще – ребенок (а потом и взрослый человек) так и не уходит фактически от «животного состояния».

Нельзя исключить и вариант того, что душа человека начнет разрушаться еще при жизни физического тела. По крайней мере именно с таким процессом можно соотнести некоторые нарушения психики в старости, чаще всего связанные с нарушением работы базового механизма по приему и переработке информации.

Кроме того, смерть физического тела является, во-первых, с точки зрения «сугубо механической», разрушением единой до этого дуальной системы, а во-вторых, с точки зрения психологической, сильнейшим стрессом. Далеко не всякая душа способна пережить столь кардинальные изменения без катастрофических для нее последствий. То есть момент смерти физического тела может для некоторых людей сопровождаться и смертью (точнее – разрушением) их души…

В частности, первая часть «Тибетской книги мертвых» посвящена как раз процессу отделения души от тела с описанием ощущений, возникающих при этом у человека, и нацелена на оказание помощи умирающему в этом процессе.

Но даже «благополучное» отделение от физического тела еще не означает исчезновения всех проблем, которые могут оказаться «жизненно важными» для души.

После смерти тела становится ненужной та часть духовно-нематериальной составляющей, которая служила «передаточным звеном» между душой и телом. И более того, еще одна нематериальная составляющая, которая является «образом тела», его «фантомом», связана прежде всего именно с физическим телом. Обе эти составляющие неизбежно теряются из состава духовно-нематериальной системы элементов, в которую входит в том числе и душа (этот процесс эзотерики часто называют «сбрасыванием различных тел» человека). Естественно, что изменение состава системы не может не отразиться на свойствах самой системы. И далеко не всякая душа способна выдержать подобную перестройку без серьезных последствий. Говоря метафорически, не из всякой личинки получается бабочка…

У тех душ, которые пережили все вышеописанное, остается еще одна составляющая – совокупность ее мыслеобразов. И тут возникает проблема, связанная с тем, что поведение объектов в духовно-нематериальном мире хоть и описывается законами, схожими с обычными законами физики, но все-таки сильно отличается от привычного поведения материальных объектов. Здесь, во-первых, в полном соответствии с законами резонансно-диссонансного взаимодействия «подобное притягивается к подобному». Во-вторых, происходит снижение порога, блокирующего в обычной жизни осознание и восприятие мыслеобразов, порождаемых подсознанием. И в-третьих, изменение в целом духовно-нематериальной системы приводит к временной дезориентации души. В результате она оказывается не просто «в теле» собственных мыслеобразов, а в окружении мыслеобразов, принявших зримое воплощение и воспринимаемых как нечто «внешнее». Значительная же часть этих мыслеобразов оказывается порожденной подсознанием человека – такими мыслеобразами, которые ему являются непривычными (с точки зрения сознательного восприятия), а потому кажутся чуждыми и враждебными.

В «Тибетской книге мертвых» это стадия – «Ченид Бардо» – описывается как то состояние, где человек попадает в окружение «чудовищ». А для того, чтобы вырваться из «Ченид Бардо», нужно осознать, что «чудовища» порождены самим умершим и не представляют для него никакой внешней опасности, равно (и это – главное) как и нужно научиться их контролировать – то есть научиться контролировать процесс порождения мыслеобразов собственным сознанием и подсознанием. В более привычных западному читателю представлениях эта стадия связывается с так называемым «чистилищем». А в эзотерической литературе преодоление стадии «Ченид Бардо» нередко называется сбросом «ментального тела»...

Если же душа не сможет осознать «собственную ответственность за происходящее», то есть не сможет понять, что она сама и порождает свое окружение, она так и может застрять в этом состоянии собственных ужасающих иллюзий, постепенно разрушаясь под их негативным воздействием. Это состояние уже можно соотнести с «нахождением в преисподней» или даже «в аду».

Кстати, именно такая природа «ада» показана в известном фильме «Куда приводят мечты», в котором жена главного героя оказывается в «аду», выстроенном ей же самой из своих негативных мыслеобразов…

Та душа, которая смогла все это преодолеть – опять-таки в прямом соответствии с законами резонансно-диссонансного взаимодействия – притягивается к «подобным» ей душам, то есть оказывается «в окружении себе подобных». Только под «себе подобными» тут следует понимать не те представления, которые есть у человека о себе самом в его сознании, а то, что представляет прежде всего его подсознание (говоря другими словами «его суть»). Так что для кого-то такое окружение оказывается «раем», а для кого-то «адом» – в зависимости от того, что он реально из себя представляет в своей сути…

Дальнейшая судьба души покрыта мраком. Но если следовать обычной логике, то рано или поздно и ей придет конец. Надо только понимать, что «рано или поздно» относится уже к нематериально-духовному, а не к физическому времени. Продолжительность же существования души явно будет зависеть от того, насколько успешно она сможет преодолеть предыдущие стрессовые ситуации, насколько сможет сохранить при этом свою способность получать и перерабатывать информацию (то есть получать энергию), в какое именно окружение в итоге попадет, и как там будет себя вести…

* * *

Вот теперь мы можем вернуться в русло книги и продолжить анализ «Книг мертвых», рассматривая уже их не как сборник голых фантазий или выдумок, а как потенциально возможное описание реальных событий, происходящих с душой человека после физической смерти. Но прежде необходимо учесть еще один немаловажный момент.

Дело в том, что, как указывалось выше, прием и переработка информации сопровождается получением энергии, которая идет как на поддержание функционирования души, так и на ее развитие. На это же, впрочем, могут идти и другие виды энергии – благодаря тесной связи души с физическим телом. Развитие же души теснейшим образом связано со сложностью ее структуры. Таким образом, усложнение структуры души (равно как и вообще духовно-нематериальной составляющей человека) неразрывно связано с потреблением энергии. Что, впрочем, находится в полном соответствии с теорией систем и теорией информации, применимых к любой (не только духовно-нематериальной) системе – усложнение структуры сложной системы связано с получением ею дополнительной энергии.

Но верно и обратное: разрушение сложной системы будет сопровождаться выделением энергии

* * *


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: