Кисс-пресс

«Кисс-пресс» — это газета для кошек. Именно «для» кошек, а не «про» кошек. Многие полагают, что в этом нет прин­ципиальной разницы: «для» или «про». Это, конечно же, не так. Разница есть. Увидеть ее можно хотя бы в названиях рубрик. О чем пишут в газете «про» ко­шек? О том, чем кошку кормить, чтобы у нее повышалась шерстистость. О том, как обустроить кошачий туалет. О том, как уберечь мебель от кошачьих когтей. О том, каким шампунем мыть кошку перед выставкой. В общем, в газете «про» кошек сообщается разная полезная информация для хозяев мурок и барсиков. А вот в га­зете «для» кошек рубрики совсем другие:

«Кэтленд» (рассказы о международных событиях)

«Муртервью» (интервью со знамениты­ми личностями)

«Кошкономика» (заметки об экономических проблемах)

Кримяулистика» (криминальные новости)

«Муркиада» (сообщения о спортивн соревнованиях и рекордах)

«Кот-лето» (советы по организации летнего отдыха)

«От котюр» (новости высокой моды

«Васькмен» (страничка для мужчин

«Ля мур» (брачные объявления)

«Котятки» (рассказы и стихотворения для маленьких детей)

«Мурмелад» (страничка кулинарных советов)

«Мяутека» (тексты и ноты любим песен).

В общем, в газете «для» кошек есть все что есть и в человеческих газетах: политика и экономика, культура, спорт, реклама и светские сплетни. Она изготовляется точь-в-точь как для людей. Отличие же ее от человеческих газет заключается в том, что вся информация в «Кисс-прес подается как бы от имен самих кошек. Это значит, что все корреспонденты «Кисс пресс» придумывают себе псевдоним (обычно их выбирают из кошачьих кличек), вживаются в кошачьи образы и начинают смотреть на мир кошачьими глазами. А что такое мир «кошачьими глазами»? Это, прежде всего, мир самих кошек. Поэтому корреспонденты международного отдела пишут не о президенте Клинтоне, а о его любимом коте по кличке Со Поэтому журналисты из отдела культуры сообщают не о туре А. Пугачевой, а о шумном кошачьем концерте на соседней крыше. И специалисты из отделе криминальных новостей рассказывают не о солн! ной мафии, а о драке между котами, поделившими территорию. А кто еще кроме корреспондентов «Кисс-прес проинформирует о том, какие самые популярные в этом сезоне имена у новорожденных котят... о том, каково здоровые кошки, выпавшей на прошлой неделе из окна... о том, на сколько граммов поп; вился за месяц самый толстый кот ра] на? В общем, все, что происходит с кошками всего мира и ближайшего кварта — это и есть те новости, которые мо> узнать лишь из «Кисс-пресс». Самыйг лавный недостаток «Кисс-пресс» — то, что сами кошки не могут ее прочесть. Из котов, владеющих грамотой, на сегодняш­ний день известен лишь Матроскин. По­этому газету «для» кошек читают кошкам их хозяева. Они берут своих любимцев на руки и, поглаживая их по шерсти, пере­сказывают то, что написано в газете. Ут­верждают, что кошки в этот момент как-то по особенному навостряют уши.

  • Клуб фантызеров

Фантазеры — это не то же самое, что и фантазеры. Фантазеры — это люди, которые умеют и любят мечтать, вообра­жать, придумывать, в общем — фантази­ровать. А фантазеры — это люди, кото­рые умеют и любят играть в «фанты». В свою очередь, «фанта» — это старинная народно-аристократическая игра.

Обычно игра в фанты проходит в два этапа. На первом этапе у участников игры отбираются различные предметы, кото­рые и называются фантами. Предметами могут быть: расчески, носовые платки, часы, ремни, колечки, бантики и т.д., вплоть до носков и очков. Отбираются эти предметы двумя способами. Первый — когда всем собравшимся просто говорят: «Дайте, пожалуйста, какую-нибудь вашу личную вещь». Второй способ — когда вещи отдают не просто так, а проигрыва­ют. Проиграть вещь можно в любую игру. Например, в такую игру на внимание, как «Птица, рыба, зверь». В этой игре веду­щий указывает рукой на любого из участ­ников и произносит, например: «Зверь». Если участник в течение трех секунд на­зывает любое млекопитающее существо, он «остается при своем». Если же участ­ник замирает в растерянности, ведущий выносит ему приговор: «Раз, два, три, фант гони!». Так, поочередно указывая на игроков и требуя от них вспомнить назва­ния зверей, рыб и птиц, ведущий собира­ет дань в мешок, коробку или сумку.

Затем начинается второй этап фантазирования, в котором требуется также и фантазирование. Кто-то из игроков, об­ладающий наиболее развитым воображе­нием, встает спиной к собравшимся. Ве­дущий достает из коробки предметы и вопрошает: «Что сделать этому фанту?». Игрок придумывает для хозяина предме­та веселое задание. Затем все определяют, кто же хозяин фанта, и ждут, когда хозя­ин выкупит свою вещь. А выкупить ее можно одним лишь способом — выполнив предложенное задание.

Примеры могут быть и другими, посложнее: чем старше составители задач, тем более трудные задачи им по плечу. Всего задач нужно придумать столько же, сколько написано примеров: по одной за­даче на пример.

Задачи, как положено на «олимпиадах-остериадах», аккуратно переписываются на двойной листок и сдаются проверяю­щему. Проверяющий оценивает остроумность задач и через несколько часов (или на следующий день) сообщает результаты проверки. Самые веселые задачи при этом зачитываются вслух. А самому остроумно­му придумывателю задач вручается награда — книга Г. Остера. Так, на одной «ос-териаде» книгу получил умный второклассник, который сочинил такую задачу: «Во время соревнований по бегу впри­прыжку Аня Девочкина установила ре­корд: она пробежала 30 метров, сделав при этом 45 припрыжек. Сколько времени тратила Аня на одну припрыжку, если из­вестно, что на пробегание одного метра она расходовала 2 секунды?»

  • Кукольный театр

Дети очень любят кукольный театр. Любят смотреть кукольные спектакли и любят их ставить. Предложите каждой группе поставить маленький спектакль. Он может быть изложением известной сказки «Конек-горбунок», «Аленький цветочек», «По щучьему веленью». Он может быть создан по мотивам взрослого фильма «Спрут», «Рабыня Изаура», «Приключения Шерлока Холмса». А можно просто предложить ребятам темы и пусть они сами сочинят сценарий, изготовят необходимые куклы и по­кажут представление. А темы могут быть необычные: «Крокодил и воздушный шарик», «Ночь в магазине игрушек» или «Самый счастливый день старого чайника». Сложно будет с изготовлением кукол, поэтому вы подскажите ребятам, что куклами могут быть ложки, стаканы, носовые платки, домашние тапочки, карандаши, — в общем, все, что есть под рукой. Поставьте ширму для кукольников, установите стулья или скамейки (а можно просто коврики) «в зрительном зале». Пригласите друзей из младшего отряда или класса и начинайте свой фестиваль кукольных театров.

  • Листая словарь

«Листая словарь» — форма групповой работы с детьми, имеющая задачи пробудить интерес к слову, формировать при­вычку внимательно относиться к речи, формировать представление о вербальном языке как ценности. Это простое по фор­ме групповое дело развивает также мыш­ление и внимание, логику, пробуждает интерес к индивидуальным особенностям личности, формирует культуру общения, помогает выявить интеллектуального лидера и пр. Остановимся лишь на воспи­тании ценностного отношения к слову.

Извлекая из словаря (толкового, эти­ческого, философского, иностранных слов, энциклопедического...) одно слово в его лексическом значении, педагог пред­лагает участникам обсудить жизненное явление, отраженное в слове. Чтобы лек­сическое значение не искажалось, слово выписывают на доске либо через проек­тор экспонируют запись на экран. Обсуж­дение ведется свободно, без жесткого ал­горитма. Кто-то вспомнит случай из сво­ей жизни и обозначит его этим словом («Это и был конфликт»), кто-то даст оценку явления, отраженного в слове («Очень полезная вещь — рефлексия»), а кто-то признается: «Никогда не задумы­вался над «амортизацией» души. Иногда сообщают о том, что не понимали значе­ния слышанного ранее слова («Часто го­ворят «нувориш», а никто не объясняет, что это такое, я думал, что это бандит»).

Можно организовать словарную работе с двумя группами. Тогда она принимает форму «Мы хотим вам подарить хорошее (полезное, веселое, нужное и т.д.) слово», и свободная беседа переходит в компактное сообщение о значении, содержании, употреблении и стилистике предъявляемого слова. Иногда это делается в театрализованной форме.

  • Литературная игра

Утром библиотекарь сообщает, что в библиотеке произошло ЧП — из книг сбежали все любимые герои. Предлагается найти их в течение дня. Определенная группа ребят заранее по секрету готовит­ся изображать героев любимых книг (под­бираются наиболее распространенные в детском возрасте книги). Из бумаги и кар­тона готовятся костюмы. Подгримирован­ные и одетые «герои» заранее прячутся (Тимур с командой, например, прячется на чердаке, Черномор и 30 витязей прекрасных около речки или озера, Баба Яга в дупле и т. д.). Дети ищут пропавших ге­роев в окрестностях лагеря, школы. Вы­игрывают классы или ребята, которые сумели разыскать наибольшее количество пропавших «героев» и вернуть их в биб­лиотеку (библиотекарь сообщает, сколь­ко и каких героев пропало).

  • Митинг сказочных героев

В последнее время митинги стали привычными в нашей жизни. Чтобы провести митинг, надо немного. Во-первых, установить трибуну Во-вторых, собрать вокруг трибуны немного слушателей. В-третьих, предложить кому-нибудь выйти на трибуну и громко о чем-нибудь погово­рить 2—3 минуты.

При этом обычно принято употреблять такие слова, как «мы требуем...», «мы протестуем...». А еще можно написать на бумаге большими буквами всякие слова — это называется «плакаты» или «транспа­ранты». Теперь представьте, что митинг решили провести герои любимых детских сказок (например, «Приключения Буратино», «Малыш и Карлсон», «Трое из Простоквашино», «Незнайка и его друзья»). О чем могут говорить с трибуны герои сказок, к чему могут призывать, кого защищать, что они напишут на своих транспарантах? Придумайте все это вместе с вашими детьми. Пусть каждая группа выберет себе одну сказку, а ребята распределят между собой роли персонажей этой сказки, сделают элементы костюмов. Но это еще не главное, главное выбрать того, кто имени всех героев сказки сможет сказать речь. Речь должна быть веселой, со чинить ее выступающему должна помочь вся группа. И еще, пусть вся группа при думает и напишет лозунги. Если все готово — можно начинать митинг. Вам придется стать сказочником-ведущим митинга. Пусть этот митинг будет не злым и не скучным, как порой это бывает у взрослых.

  • Молодецкие потехи

Молодецкие Потехи — это почти то ж самое, что и Олимпийские Игры. Только игры проводили древние греки, а Потех организовывали предки славян. Это во первых. Во-вторых, спортсменов, участвующих в Играх, называли атлетами, участников Потех — просто молодцам! В-третьих, атлеты соревновались, как известно, голыми, а молодцы ввиду суровости климата — в одежде. Четвертые Олимпийские Игры запрещено было посещать женщинам. Молодецкие Потехи начаться не могли, если рядом не был девушек. В-пятых, награждали призере Игр лавровыми венками, а победителе Потех — поцелуями. А так, во всем остальном, никаких отличий. Правда, ешё и виды единоборств, в которых соревновались атлеты и молодцы, были совершенно разными.

Один византийский путешественник! посетивший в те далекие времена земли славян, описывает в своих путевых заметках 10 видов состязаний, которые он ли1 но видел, оказавшись волей случая в Молодецких Потехах. В адаптированном переводе на современный язык эти вид состязаний можно было бы назвать так

  1. Влезание на столб
  2. Бег в мешках
  3. Перепрыгивание через лужу.
  4. Сбивание друг друга с бревна мешком с соломой.
  5. Бег на бочках.
  6. Метание булыжника.
  7. Сбивание пастушьим хлыстом мухо­мора.
  8. Ходьба на ходулях.
  9. Отрывание друг друга от земли.
  10. Выпивание большого ковша с квасом.

Заканчивались Потехи перетягиванием каната. Олимпийские Игры возродил в 1896 г. француз Пьер де Кубертен. Сейчас, по прошествии ста лет, появилась надежда, что кто-нибудь другой сумеет возро­дить и Молодецкие Потехи.

    • Музей асфальтовой живописи

Музей асфальтовой живописи (МАЖ) имеет три отличия от любого другого ху­дожественного музея. Во-первых, если во всех галереях картины висят перпендику­лярно полу, то в МАЖе они «лежат». Во-вторых, если на других выставках карти­ны время от времени снимают и перено­сят, то в МАЖе они неподвижны с момен­та создания до окончания их века. (Еше никто не догадался взламывать асфальт с целью извлечения и транспортировки ас­фальтовых шедевров.) И, в-третьих, если в обычных музеях картины, как правило, имеют форму прямоугольника, то в МАЖе предпочтенье отдается треугольни­ку и кругу — а именно такой формы про­изведения чаще всего создают асфальтовые художники. В силу всех этих обстоятельств выставки в МАЖе организуются так. Художникам сообщается время открытия и место расположения выставки. К определенному часу в назначенном месте на асфальте прочерчиваются рамки будущих полотен. Пришедшим художникам выдаются мелки и краски (иногда эти материалы живописцы приносят с собой). А еще художникам сообщается тема экспозиции — все выставки в МАЖе исключительно тематические; это значит, что рисовать «что заблагорассудится» нельзя, можно рисовать лишь то, что соответст­вует теме. Наиболее излюбленные темы экспозиций

каждом рисунке — солнце»,

«Краски моего города»,

«Портреты страны Мульти — Пульти»,

«Мечта в картинках»,

«Олимпийская радуга»,

«Разноцветный зоопарк»,

«Космические зарисовки»,

«Пейзажи подводного мира»,

«Галерея сновидений»,

«Палитра народных сказок».

Каждый художник (или каждое товари­щество художников) создает свою карти­ну в отведенной для него рамке. При­чем — за строго определенное время. Лишь только это время истекает — вы­ставка открывается. Вход на нее всегда бесплатный.

Как правило, на асфальтовых выстав­ках бывают художественные советы груп­пы экспертов по картинам на асфальте. Эти советы коллегиально выбирают луч­шие произведения и награждают их авто­ров. А еще по решению экспертов самые выдающиеся картины запечатлеваются на цветную фотопленку — увы, пока еще нет другого способа сохранить бесценные шедевры для будущих поколений.

    • Музыкальная карусель

Карусель, как известно, движется по кругу. По кругу бегут лошадки, слоники, верблюды. По кругу друг за другом ска­чут и их седоки. Только ветер свистит в ушах, и меняется пейзаж вокруг.

А вот для «катающихся» на «музыкаль­ной карусели» пейзаж не меняется. В «му­зыкальной карусели» участники заезда остаются на месте, а по кругу движутся песни. Песни, которые участникам надо вспомнить. Начинается «катание» на «му­зыкальной карусели» с расстановки сту­льев. Стулья ставятся по кругу, и их мо­жет быть от 5 до 15 — все зависит от того, сколько найдется желающих «прокатить­ся». Порой таких желающих не находит­ся — ведь и на обычной карусели не все дети смелы, многие просто боятся взо­браться на осла или жирафа. Чтобы уча­стники меньше трусили, им можно зара­нее сообщить «тему заезда». Тогда еще до начала движения в спокойной обстанов­ке, советуясь с друзьями, «катающиеся» смогут подготовиться и подобрать те пес­ни, которые им предстоит пропеть (или проговорить). Смелым детям, т. е. знаю­щим много песен, тему предварительно сообщать необязательно.

Заезд начинается с определения того, кто будет первым отвечающим, т. е. по­ющим. От него и начинается движение песен по кругу: от одного участника к дру­гому по часовой стрелке. Главный кару­сельщик нажимает кнопку «Пуск», объяв­ляет тему, участник № 1 вспоминает одну из песен на эту тему, тем самым «переда­вая эстафету» участнику № 2. Время на переход песни к следующему участнику «заезда»— 15 секунд. Если кто-либо из «катающихся» не может вспомнить очеред­ную песню в течение 15 секунд, считается, что у него закружилась голова, ему стало плохо и, значит, его следует срочно ссадить с карусели. Ссадить с карусели во время заезда придется всех, кроме одного: самый крепкий, т. е. самый эрудированный, ос­тается. Этот знаток песен будет объявлен победителем заезда. А затем все начинает­ся сначала: места «лошадок» и «верблюдов» займут участники следующего заезда, в котором будет задана уже другая тема и. скорее всего, будет другой победитель. А в заездах на «музыкальной карусели» в ка­честве основной темы могут быть такие песни, в которых упоминаются:

— названия городов;

— вода в любом из ее агрегатных со­стояний;

— родственники (мама, папа, бабушка и т. д.);

— домашние животные;

— еда и напитки;

— различное время суток;

— различные элементы одежды;

— музыкачьные инструменты;

— слово «песня» и т.д.

    • Мыльная феерия

Французское слово «феерия» обознача­ет «зрелище, сопровождаемое яркими, красочными эффектами». А что может быть более ярким, красочным, чем мыльный пузырь? Только надо, чтобы мыльные пузыри были в большом количестве «Мыльная феерия» — это соревнование; выдувальщиков мыльных пузырей. Есть два основных способа их выдувания, через трубочку и через рамку. Во время соревнования выдувальщикам разрешалось пользоваться любым из этих способов. Главное — чтобы метод выдувания позволил выдувальщику пройти 5 этапов турнира. А этапы в «мыльной феерии» такие:

I. «Самый большой пузырь». Участникам соревнования необходимо выдуть максимально большой пузырь.

II. «Самый долгоживущий пузырь»-Участникам соревнований необходимо выдуть пузырь, который проживет максимально длительное время.

III. «Самый далеко летящий пузырь

Участникам соревнования необходимо выдуть пузырь, который сможет пролететь максимально большое расстояние от места выдувания до места, где лопнет.

IV. «Самый точный пузырь».

Участникам соревнования необходимо выдуть пузырь, который приземлиться максимально близко к обозначенной на земле посадочной точке.

    • Огонек

Вечерний «огонек» не просто традиция а важный компонент самоуправления ребят. Проводить его можно каждый день. Цель «огонька» — выяснить, как прошел день — маленькая жизнь, что удалось, а что нет. «Огонек»—лучшее изобретение орлятской методики. Самые важные вопросы «огонька»: что хорошего принес: день твоим друзьям, всем людям? И мешало? И как завтра будем жить, что делать? Не превращайте «огонек» в судилище и бестолковое разбирательство конфликтов. Он ведь еще и на ночь ребят должен настроить. Учите ребят законам открытости и доброты. Пусть говорят, обижая других, по делу, требовательно уважительно. Тихо и в то же время, что бы все слышали, и о самом важном. Не навязывайте ребятам свое мнение. Чтобы умели говорить, анализировать, делать оценки и предложения, пускайте эстафет­ную (волшебную) палочку по кругу. У кого она в руках, тот говорит. А вопросы «огонь­ка» очень просты: что мы сделали нужно­го, полезного? Дружно ли жили и работа­ли? Довели ли дело до конца? Кому надо сказать «спасибо»? От чего в следующий раз отказаться? Что будем делать завтра? Кому поручим дело? На «огоньке» может быть гость. Оставьте ему у костра гостевое место. Спутники «огонька» — новая идея, новая (старая) песня, интересные истории, игра. «Огонек» — это старый, добрый ла­герный костер, у которого говорят «за жизнь», поют негромкие песни или про­сто молчат. У костра в голову приходят са­мые главные и самые серьезные мысли. А вслух говорятся самые важные и нужные слова. О прожитом дне, о дружбе, о чести. Роберт Баден-Пауэлл, родоначальник орга­низации английских скаутов, советовал: «Говори о Боге, Короле и Отечестве только на ночь, только в самом красивом месте округи, только у костра». Хорошо сказано!

    • Оранжевая дискотека

Оранжевая дискотека называется «оранжевой» совсем не потому, что тан­цующие на ней должны быть одеты в ко­стюмы оранжевого цвета, а танцевальный зал выкрашен в оранжевые тона. Оранже­вая дискотека называется «оранжевой» и не потому, что на ней исполняются тан­цы народов Южной Африки, живущих по берегам Оранжевой реки. Оранжевая дис­котека называется «оранжевой» потому, что все приглашенные на нее должны иметь при себе апельсин. А «апельсин» на многих европейских языках звучит как «оранж». Апельсины нужны танцующим совсем не для того, чтобы утолять голод и жажду после танцев. Апельсины нужны во время танцев. Ведь оранжевая дискоте­ка — это дискотека с конкурсными зада­ниями. И во всех заданиях, так или ина­че, присутствует апельсин. Главное прави­ло, объединяющее танцевальные задания, звучит так: «Апельсин нельзя ронять на пол». Тот, кто не выполняет этого правила, прекращает танец и отходит в сторон­ку. Тот, кто справляется с заданием, по­лучает оранжевый жетон. Все заработан­ные во время дискотеки оранжевые же­тоны по ее окончании обмениваются опять же на апельсины. Всего танцеваль­ных оранжевых заданий на апельсиновой дискотеке — 10. Соответственно этим 10 заданиям танцующие исполняют 10 раз­ных танцев.

Твист. Танец исполняется в одиноч­ку, танцующие зажимают апельсин меж­ду колен.

Рок-н-ролл. Танец исполняется в оди­ночку, танцующие зажимают апельсин под подбородком.

Брейк. Танец исполняется в одиночку, танцующие удерживают апельсин на сжа­той в кулак ладони.

Макарена. Танец исполняется в оди­ночку, танцующие во время танца пере­кладывают апельсин из одной руки в дру­гую и обратно.

Хип-хоп. Танец исполняется парами, танцующие находятся на расстоянии в два метра друг от друга, во время танца они одновременно бросают друг другу свои апельсины.

Медленный фокстрот. Танец исполня­ется парами, танцующие зажимают один апельсин в руках, другой — между лбами.

Вальс. Танец исполняется парами, тан­цующие зажимают один апельсин в руках, другой — между животами.

Диско. Танец исполняется вчетвером, танцующие кладут свои апельсины на поднос и удерживают его за четыре угла.

Ламбада. Танец исполняется всеми вме­сте, танцующие одной рукой держатся за впереди стоящего партнера, другой — под­брасывают и ловят свой апельсин.

Сиртаки. Танец исполняется всеми вместе, в кругу, танцующие удерживают каждый свой апельсин под мышкой.

В оранжевой дискотеке выявляется и абсолютный победитель. Им станет тот, кто заработает больше всех жетонов. По­бедителю традиционно вручается приз — плюшевый Чебурашка. Как известно, этот зверь неизвестной породы больше всего на свете любил именно

    • Педагогиада

Задание: показать урок в одной из школ прошлого, настоящего и будущего. Школа как место, где детям сообщают полезные знания, существует несколько тысячелетий. Учеба в школе делится на промежутки времени, которые назвали уроками. Уроки в разное время проходи­ли по-разному. По-разному одевались учителя и ученики. Разными учебными пособиями пользовались в разные эпо­хи. Да и преподавали самые разные пред­меты, в зависимости от того, какие на­уки считали в тот момент самыми полез­ными и нужными. Предложите детям показать урок в одной из школ, а в ка­кой именно — пусть определит жеребьев­ка. Напишите на карточках:

• школа в первобытном обществе;

• греческая школа;

• школа в Средние века;

• школа во время Петра I;

• институт благородных девиц;

• школа во время Февральской и Ок­тябрьской революций 1917г.;

• современная школа на 1,5 тыс. уча­щихся;

• школа в будущем подводном городе.

За самый интересный урок, в котором предусмотрено будет все (и «школьная форма», и «учебники», и «письменные принадлежности», и «тема урока»), ко­манде-победительнице можно поставить пятерку. Как? Например, нарисовать ее красной гуашью на лбу отличника чтобы все видели и уважали.

    • Перестроенный процесс

«Перестроечный процесс» — игра ко­мандная. Играют в нее две и более ко­манды, состоящие из десяти человек каждая. Задача команд очень проста — построиться в одну линию согласно прозвучавшему распоряжению. Коман­да, построившаяся быстрее других, по­лучает 10 очков (за второе место при­суждается 9 очков и т.д.). Чтобы зарабо­тать еще очки, команды должны пере­строиться, т. е. построиться в одну ли­нию, но по-другому, согласно новому распоряжению. Всего построений-пере­строений нужно сделать 10. Распоряже­ния при этом звучат такие:

— построиться по росту в порядке уве­личения;

— построиться по весу в порядке уменьшения;

— построиться по размеру обуви в по­рядке увеличения;

— построиться по длине волос в поряд­ке уменьшения;

— построиться по цвету глаз в порядке увеличения светлости;

— построиться по первой букве имени в алфавитном порядке;

— построиться по величине растяжки большого и указательного пальцев в по­рядке увеличения;

— построиться по количеству пуговиц на одежде в порядке уменьшения;

— построиться по ширине плеч в по­рядке увеличения;

— построиться по величине кулака в порядке уменьшения.

На перестроечной площадке действу­ет «госприемка» — так называется ко­миссия, которая проверяет правильность построения, т. е. его соответствие распоряжению. У представителей этой комиссии есть необходимый провероч­ный инвентарь: весы, линейки и метры, список букв алфавита (для проверки распоряжения № 6). Если комиссия об­наруживает брак в построении, она вы­читает из суммы, заработанной коман­дой, по одному очку за каждое наруше­ние. Поэтому участники «перестройки» стремятся выполнять распоряжения не только быстро, но и качественно.

Команде, заработавшей наибольшее количество очков и ставшей победитель­ницей соревнований, вручается вымпел «Передовики перестройки».

    • Праздник русского хоровода

Хоровод — русская народная игра — движение по кругу с пением и пляской, вообще цепь вставших по кругу людей — участников обшей забавы. Известны хо­роводы обрядовые и необрядовые, игро­вые и плясовые, круговые и некруговые. Движение в хороводе может быть по кру­гу, полукругу, шеренгой, цепочкой, по спирали. Хоровод на Руси вечером води­ли самые достойные девушки. Значит, возможен и некий конкурс ведущих хо­ровод. В хоровод можно и нужно вклю­чать массовые народные игры, прежде всего, ритмические хороводные.

    • Приглашение к чаю

В приглашении к чаю много символи­ческого. Во-первых, чайная чашка, пере­даваемая из рук в руки: кого бы ты из всех сейчас хотел пригласить на чай? Во-вто­рых, алгоритм поведения: кого именно пригласишь — о чем с ним хотел бы по­говорить — что ему скажешь — что услы­шать хотел бы в ответ. В-третьих, момент преподнесения чайной чашки как знак симпатии, уважения, признания досто­инств желаемого партнера для общения и момент принятия ее избранным партне­ром как благодарность за интерес к твоей личности. В-четвертых, когда чайная чаш­ка пуста и уже не ведется разговор о продуктах, угощении, сластях, общение, ко­торое объявлено целью встречи, продол­жается. В-пятых, музыкальное сопровож­дение продумывается так, чтобы оно (на­пример, «Приглашение к танцу» Вебера или отражало психологическое состояние или создавало душевный настрой и при­глашающего, и приглашенного. Назван­ная тема «Приглашение к чаю» может пе­рерасти в «Приглашение к совместно! работе» или примет общую форму «Приглашаю к...»?

В «Приглашении к чаю» много психологических моментов: выбор происходи на глазах группы; следует найти мотивировку и облечь ее в соответствующую вер бальную форму; необходимо пластически исполнить необходимые действия и не оказаться в неудобном положении. Ест и этические моменты: нельзя никого оби деть, производя выбор; приглашение н должно показаться бестактным, грубым следует продумывать формулировки обращения. Педагог может оказывать помощь но она не должна быть явной. Тонкие корректировки педагога должны быть деликатными и почти незаметными для детей. «Приглашение к чаю» обладает больше силой гуманизации взаимных отношений психологически раскрепощает детей.

    • Проблема на ладошке

Предлагаемая форма работы «Проблема на ладошке» призвана помочь ребенку стать субъектом и стратегом собственно жизни, помочь ему в самореализации Методика проведения занятия прост; Дети садятся в круг или располагаются полукругом. Каждый ребенок по очереди держит на ладошке предмет, символизируюший Жизнь (или проблему), и высказывает свое личное отношение к ней.

В качестве иллюстрации приведен один из возможных вариантов такого занятия, небольшой фрагмент. Педагог держит на ладошке красивый теннисный мячик и обращается к классу: «Я смотр на этот мяч. Он круглый и небольшой, как наша Земля в мироздании. Земля—тот дом, в котором разворачивается моя жизнь. Что бы я сделал с моей жизнью, если бы полностью был властен над ней?»

Процесс коллективного размышления, личностного «взросления» каждого участ­ника возможен при условии соблюдения педагогом сл едующих двух условий. Во-пер­вых, наличие предмета, символизирующе­го проблему. Это может быть свеча, цве­ток, орех, шишка... практически любой предмет. Главное, чтобы он был ярким, отвечал требованиям эстетического вкуса. Так как дети, сосредоточиваясь на пробле­ме, будут манипулировать им, желательно, чтобы его приятно было держать в руках (предмет не должен вызывать отрицатель­ных эмоций: быть холодным, металличес­ким, пластмассовым и т. п.). В то же время профессионализм педагога заключается не в выборе предмета, а в умении предъявить его детям в его нравственно-ценностном, социокультурном значении. Только тогда может начаться процесс духовного творче­ства каждого воспитанника. Происходит маленькое «чудо»: не мячик (размеры и красота могут быть различны), а ребенок как субъект собственного жизненного пути и его Жизнь предстают перед нами. Све­ча—огонь, свет, человеческая мысль, ра­зум. Цветок — не растение, вырабатываю­щее кислород, а Красота мира, память о родном, близком, любимом человеке...

Во-вторых, целью занятия не является поиск «единственно правильной» истины или метаистины. Здесь вообще не может быть «правильных» и «неправильных» от­ветов. Есть движение мысли, есть эстафе­та личностных смыслов: что значит предъ­явленная ценность лично для меня?

Цель данной формы — создание ситу­ации, порождающей потребность в фило­софствовании. Результат — мысль каждо­го участника, которую не следует сдержи­вать. Не важно, будет ли она изложена ясно, логично или у кого-то будет похо­жа на нечленораздельный лепет. Важно, чтобы для каждого ребенка произошло прозрение относительно его связей с ми­ром, другими людьми. Должно прийти понимание, что наши проблемы не могут существовать только внутри нас, ведь наша жизнь протекает в мире людей.

    • Путешествие в страну Вообразилию

Школьникам предлагается задание: придумать страну, которой никогда не су­ществовало, и рассказать о ней. Вы знае­те, сколько стран на нашей планете? Поч­ти 200. Некоторые из них очень древние, их история насчитывает несколько тыся­челетий. Некоторые совсем молодые, они возникли недавно. Но у каждой страны, древняя, она или молодая, есть свое лицо. Лицо страны не похоже на лицо челове­ка. На нем нет носа, или глаз. Лицо стра­ны — это:

• ее герб, флаг, гимн;

• ее столица, знаменитые маленькие или большие города;

• ее жители, говорящие на незнакомом нам языке;

• знаменитые люди и памятные собы­тия;

• заводы, фабрики, выпускающие нео­бычную продукцию;

• поля с удивительными сельскохозяй­ственными культурами и фермы с непри­вычными нам животными;

• непохожие на наши денежные знаки;

• обычаи, кажущиеся нам странными привычки и манеры ее жителей;

• это песни, исполняемые в сопровож­дении народных инструментов;

• это традиционные национальные танцы.

Предложите ребятам отправиться в страну, которой нет ни на одной карте. В страну, которую вообразят сами ребята. Пусть они дадут ей название, нарисуют ее герб. Пусть придумают, чем занимаются ее жители, как они здороваются, едят, спят, что делают по вечерам.

Пусть они покажут лицо своей страны-фантазии. И после того, как ребята при­думают новую страну, можно провести заседание клуба путешественников-фан­тазеров. Его ведущий может предложить каждой группе путешественников расска­зать о своей стране. Он может предложить высказаться сразу всем в течение 10 ми­нут или давать слово несколько раз по очереди. Сначала узнаем названия стран, потом услышим о знаменитых людях, по­том посмотрим «народные» танцы и т. д. В конце встречи ведущий поблагодарит всех за интересный рассказ и показ и от имени Клуба наградит путешественников.

    • Пять минут с искусством

Практика создала гибкую, легкую фор­му приобщения детей к искусству, полу­чившую название «Пять минут с искусст­вом». В ней реализуется, прежде всего, ис­ходный принцип «малой дозировки»; коль скоро отлученные от искусства дети не приучены к художественному мышлению, первоначальное организуемое общение с искусством должно быть недолговремен­ным и малообъемным во имя предотвра­щения утомления и снижения внимания к демонстрируемому произведению.

Название говорит само за себя: дети в течение коротких, но эмоционально на­пряженных минут воспринимают одно или несколько (согласно замыслу) произ­ведений. Ни анализа, ни оценок не про­изводится. Смысл формы в свободном общении и свободном высказывании впе­чатления о произведении искусства — без попытки навязать какую-либо точку зре­ния, даже если речь идет о работе всемир­но известного художественного гения.

Методически такой миг общения осно­вательно продумывается. Здесь важно все: интерьер, расстановка стульев, демонст­рационное место, момент предъявления произведения, вступительное слово для психологического настроя, расположение педагога в момент восприятия художест­венного произведения, заключительный аккордно-финальный момент. Очень важ­на и поставленная перед детьми перспек­тива будущей «пятиминутки»: «В следую­щий раз мы с вами...»

Содержание организованной художе­ственной деятельности детей зависит це­ликом от арсенала технических и нагляд­ных средств школы: наличия репродук­ций, фонозаписей, слайдов, художест­венных альбомов, скульптурных копий, фотографий и, возможно, оригинальных художественных творений. Отбор худо­жественного произведения для демонст­рации настолько индивидуален, что вряд ли допустимы какие-либо методические советы. Принципы отбора могут быть самыми разными: в связи с юбилейной датой, в связи с протекающими событи­ями, в соответствии с настроением, хро­нологический, тематический, «жанро­вый» и т.д. Наилучшим методическим решением ситуации, сложившейся на данный момент в массовой школе, явля­ется использование двойного (аудиови­зуального) художественного ряда, когда одновременно демонстрируются произ­ведения разного вида и одно из них вы­ступает в роли фона, усилители впечат­ления. НапрИдМер, на экран проецирует­ся с помощью диапроектора картина Боттичелли «Весна» в сопровождении музыки Вивальди или портрет Струйской кисти художника Рокотова под звуки ноктюрна Шопена. При этом активизи­руются два психологических канала вос­приятия: визуальный и аудиальный, обо­юдно друг друга усиливающие. В итоге дети получают сильное впечатление. По­ложительные эмоции вызывают интерес к искусству и желание новых минут эс­тетического наслаждения.

    • Расскажи мне обо мне

У всех ребят есть потребность в инфор­мации о своей личности. Все дети хотят знать, что о них думают сверстники. Осо­бенно тяготеют к этому подростки. Вы­явить мнение ребят друг о друге помогут игровые тренинги, упражнения и обычные камерные детские игры. Можно использо­вать несколько игровых приемов. «Один вопрос — один ответ»— это, по сути, от­крытое интервью. Каждый ребенок гото­вит один нестандартный вопрос кому-либо из своих товарищей. Например, «Чего ты более всего боишься в жизни?», «Если бы тебе предложили роль в фильме «Вперед, гардемарины!», кого бы ты хотел сыграть?», «На какую из планет ты хотел бы слетать и почему?», «Снятся ли тебе цветные сны?». Лучший вопрос и лучший ответ оцениваются призом. «Интервью по кру­гу» — это быстрые вопросы и ответы, к примеру, у костра, где ребята сидят по кругу. Вопрос задается рядом сидящему, тот — следующему. «Метафоры» — это шу­точная игра, в которой мнением о товари­ще служат его образные оценки типа: «ак-*| кумулятор», «черный ящик», «колючая I проволока», «белка в колесе». Выбирается | объект, и каждый член коллектива говорит,1 о своем товарище метафорически.

    • Русская метла

Обыкновенную метлу можно бросать как копье на дальность или точность по­падания в круг. Верхом на метле можно бегать («"злить») наперегонки. Оседлав метлу, надо пробежать мимо городков (иных предметов), как в слаломе, не за­дев их и в самое короткое время. Сбитый городок — штрафное очко.

Верхом на метлах можно играть в фут­бол («Веселый футбол»). Можно провес­ти «Веселые старты», где метла будет глав­ным атрибутом всех конкурсов.

    • Смешинка

Когда человек начинает неожиданно и безудержно смеяться, говорят, что ему смешинка в рот попала. Смешинка — это веселый сюрприз, который готовится втайне одной группой ребят для других. Смешинку могут подарить ученики одно­го класса ученикам других, старшекласс­ники — малышам, ее могут подготовить для учителей или гостей.

К первому апреля может быть приго­товлен целый «мешок» со Смешинками, в котором будет много самых разнообраз­ных остроумных и веселых шуток и забав­ных розыгрышей.

Конкретное содержание Смешинки зависит от фантазии ребят, от их художе­ственных и организаторских возможнос­тей, а также от тех традиций, которые сло­жились в школе.

Это может быть забавная линейка, с ко­торой начинается Праздник смеха. На такой линейке все должно быть веселым и необычным: костюмы, распоряжения, ритуалы, может быть прочитано смешное расписание уроков на день, сообщены невероятные но­вости, введены «новые» правила поведе­ния... Можно подготовить радиопередачу или видеоновости, рисованный фильм. Те­матика фильмов может быть самой разно­образной: «От серьезного до смешного один шаг», «Смеяться, право, не грешно...», «За­бавные приключения» и т. д. Смешинка мо­жет быть поэтической или музыкальной. Так, на поэтической Смешинке школьные поэты могут прочитать свои стихи забавно­го содержания, может быть показан мини-театр абсурдного стиха, предложены инте­ресные игры со словом (сочинение буриме, акростихов, стихов на заданную смешную тематику, поэтической рекламы ненужных вещей, несуществующих достоинств, забав­ных поэтических портретов и т.д.). На му­зыкальной Смешинке может выступить ве­селый оркестр с необычными инструмента­ми, малыши могут исполнить смешные ин­сценированные песенки, старшеклассники провести несоревновательные музыкальные игры. Может быть предложено провести «час оперы», когда все школьники и учителя должны будут петь обо всем, о чем они хо­тели бы сказать, могут быть даже подготов­лены небольшие оперные или балетные спектакли на сюжеты сказок, можно также использовать «салаты» из разных сказок, «сказки наизнанку», биномы фантазии (по Д.Родари), а также сюжеты из школьной жизни и т. д. Прекрасная возможность про­демонстрировать свои таланты появится у школьников певцов-пародистов.

Можно подготовить фото-смешинку. Так, например, фотографы могут предло­жить каждому классу сняться на память в виде большой и дружной семьи, где есть мама, папа, дяди, тети, бабушки, дедуш­ки, а также дети всех возрастов. Рядом с фотоателье могут работать гримерная и ко­стюмерная, где «самым старшим» и «са­мым маленьким» членам «семьи» окажут помощь в том, чтобы они выглядели наи­более естественно. Очень весело проходит фотографирование, если фотографы гото­вят специальные сюжетные рисунки на большом картонном полотне с прорезными отверстиями, в которые должны вы­глядывать фотографирующиеся.

Дни, когда в школу приходит Смешин­ка, могут стать традиционными и прово­диться не только первого апреля. Это мо­гут быть и сентябрьские, и январские Смешинки, они могут иметь тематичес­кую направленность, например: осенняя Смешинка — в день Праздника урожая, математическая Смешинка — во время проведения недели математики и т. д.

    • Спасение Дюймовочки

Организатор сообщает младшим ребятам, что внезапно получено письмо от Дюймовоч ­ки (Буратино, Чиполлино, Золушки и т. д.). Дюймовочка пишет, что злая страшная жаба унесла ее, чтобы навсегда заключить в нору к кроту. Дюймовочка просит детей спасти ее от злой жабы. Она будет оставлять по дороге раз­личные знаки: цветы, листья, веточки, ука­зывающие направление, по которому ее уно­сит жаба. Весь отряд отправляется искать и спасать Дюймовочку. Действительно, по до­роге они находят знаки, которые помогают догнать жабу и Дюймовочку. После долгих поисков и поворотов в земле под камушком находят письмо. Дюймовочка сообщает, что, опасаясь преследования, жаба решила зако­пать ее в землю, но Дюймовочка оставит знак, по которому ее найдут. Дети ищут знак, рас­капывают землю и находят крохотную кукол­ку. Так спасена Дюймовочка. Сюжет не за­мысловат, но малышам нравится. Этот сюжет можно варьировать по содержанию наиболее любимых детских сказок. Целлулоидных ку­кол, персонажей сказок, всегда можно купить в детских магазинах и разыгрывать целые спектакли с похищениями, поисками, при­ключениями, таинственными письмами, за­гадочными знаками, вплоть до счастливого конца. Коней, конечно, должен быть счаст­ливым. А может быть, вкусным? Таким же об­разом можно провести игру «Путешествие в страну сказок».

    • Театр лесных пародий

В очень древние времена первобытные охотники перед тем, как отправиться на охоту, совершали ритуальный обряд. Они облачались в шкуру животных и под музы­ку бубнов и барабанов двигались, подражая этим животным. Для того чтобы повторить движение кабана или оленя, нужны были и большая наблюдательность, и великолепная пластика уже тогда. Кстати, этим и отлича­ется человек от других существ. Еще никто не видел, чтобы одно животное по своей воле пародировало другое животное. Про­шли века, человек все чаше стал встречать­ся с животными не в лесу, а в зоопарке или просто в своей квартире, сидя перед экра­ном телевизора. Но желание подражать не исчезло. Вспомните, как изображает живот­ных Л. Ярмольник или К. Райкин. Попро­буйте и вы организовать театр пародий.

Объясните ребятам, что пародия — это та­кой жанр, в котором актер с долей юмора изображает характерные движения, жесты, походку, голос другого актера или певца. Но мы будем пародировать зверей и птиц (конеч­но, можно и насекомых, и даже растения). Ребята могут сами себе выбрать героев. На­пишите на карточках названия наиболее ин­тересных животных (лиса, заяц, еж, филин, лягушка и др.) и предложите буквально каж­дому выбрать объект пародий. Постарайтесь, чтобы на карточках не быта названий тех жи­вотных, которых дети с трудом представляют (росомаха или енот). И еще подскажите, что можно изображать, как животные бегают, охотятся, спят, едят, пугаются, маскируются, крадутся, а если хватит фантазии — поют, тан­цуют, занимаются спортом.

    • Театр-экспромт *

Театральные спектакли, в которых при­нимают участие абсолютно все дети груп­пы и делают все легко, весело, успешно, — это, разумеется, представления-экспромты. Экспромт освобождает от страха перед не­успехом, экспромт позволяет не быть акте­ром, экспромт предполагает сиюминутное созидание, а следовательно, несовершен­ное, неочищенной формы, с ошибками, казусами, смешными ситуациями. Все не­удачи участников импровизированной сце­ны оправданы заранее экспромтом: никто не готовился к игре, никто не знал, какая у него роль; никто из актеров и не является актером, поэтому его поведение свободно, он лишь очерчивает действие персонажа и от него не требуется актерское мастерство.

Методика организации театра-экспромта предельно проста. Составляется текст для «Голоса за кадром», обычно сказочный, фан­тастический, детективный, так чтобы на сце­не развертывались занимательные события. Потом фиксируются все персонажи представ­ления, они обозначаются на карточках. Эти карточки распределяются среди пришедших на спектакль детей, и они тут же приглаша­ются за кулисы. По ходу звучания текста, не­сущего информацию о действиях героев, ак­теры появляются из-за кулис и исполняют все, о чем сообщает «Голос за кадром».

Надо, чтобы в пьесе было много сменя­ющих действий, чтобы развитие событий было неожиданным и в итоге веселым и чуть смешным. Действующими лицами являют­ся и люди, и звери, и растения, и вещи, и природные явления, такие, как ветер, све­тила, облака. Приведем пример короткого спектакля, сыгранного экспромтом успеш­но и многократно в разных школах (с помо­щью прописной буквы обозначаем персона­жей этого представления). «...Ночь. Завыва­ет Ветер. Раскачиваются деревья. Между ними пробирается вор, он ишет конюшню, где спит Конь... Вот и конюшня. Спит Конь, ему что-что снится, он слегка перебирает ко­пытами и тоненько ржет. Недалеко от него пристроился на жердочке Воробей, он дрем­лет, иногда открывает то один, то другой глаз, на улице на привязи спит Пес... Деревья шу­мят, из-за шума не слышно, как вор проби­рается в конюшню. Вот он хватает коня на уздечку... Воробей зачирикал тревожно... Пес отчаянно залаял... Вор уводит коня. Пес за­ливается лаем. Выбежала из дома хозяйка, заохала, закричала. Она зовет мужа. Выско­чил с ружьем в руках хозяин... Вор убегает. Хозяин ведет Коня в стойло. Пес прыгает от радости. Воробей летает вокруг. Деревья шу­мят, и Ветер продолжает завывать... Хозяин гладит Коня, бросает ему сена. Хозяин зо­вет хозяйку в дом. Все успокаивается. Спит Пес. Дремлет Воробей на своем прежнем ме­сте. Стоя засыпает Конь, он изредка вздра­гивает и тихо ржет... Занавес!»

Сюжет не должен быть известен ни де­тям, ни зрителям, ни актерам. Поэтому, сыграв один спектакль, необходимо заново создавать текст для другого представления. Не следует забывать об эффекте новизны для детей: сюжеты должны быть непохожи­ми, касаться разных сфер жизни человека, каждый раз удивлять детей неожиданными поворотами в ходе действий. На спектакль театра-экспромта приглашаются все жела­ющие. Играть же может только группа од­ного класса. Делается это для того, чтобы на сцене побывал в роли актера каждый ребенок, а для группы одного класса всегда найдется достаточное количество ролей.

    • У зеркала

Суть этого группового дела — поста­вить подростка или юношу перед самим собою хотя бы на мгновение, предоставив возможность взглянуть на себя как на не­что неповторимое, отличное от всех, как на носителя человеческих свойств и ка­честв, обладателя самостоятельного (авто­номного) внутреннего мира.

У зеркала (вокруг зеркала) рассажива­ется группа, либо каждый член группы — перед отдельным зеркалом. Перед каж­дым участником работы лежит веер цвет­ных карточек, на обороте которых напи­саны незавершенные фразы. Поочередно перевертывая карточки, участники груп­пового занятия, глядя на свое изображе­ние в зеркале, завершают фразу про себя, мысленно, или же вслух.

Примеры текста карточек: «Я вижу пе­ред собою...», «Я обнаруживаю в себе...», «Мне интересен этот человек, потому что...», «Я бы не возражал побеседовать с ним, потому что...». Зеркало сообщает о мере соответствия внешнего облика вну­треннему содержанию нашей личности, возрасту, ситуации, предмету общения, качествам, идеологии. Обращаясь к зеркалу, мы корректируем тут же мимику, же­сты, пластику, приводя их в соответствие данному моменту. Зеркало помогает нам вывести наше «Я» за пределы нас самих, увидеть на время свою личность со сто­роны, представив ее в качестве объекта рассмотрения и наблюдения

    • Урок хитрости

Все, кто смотрел фильм «Рыжий, чест­ный, влюбленный», должны помнить, как проходил урок хитрологии в школе, где учатся молодые лисы.

Там умудренная опытом учительница-лиса наставляла на путь истинный лисят и учила их обманывать, одурачивать, об­мишуривать и объегоривать. В человече­ской школе уроки хитрологии только еще собираются ввести. Но учить на этих уро­ках будут не тому, как «втереть очки», «ос­тавить с носом» и «обвести вокруг паль­ца». На этих уроках предполагается зна­комить детей с маленькими хитростями, которые помогут им в трудных жизнен­ных ситуациях. Вот, например, 15 тем, которые будут рассматриваться на уроках хитрологии:

• «Что делать, если жмут ботинки?»

• «Что сделать, чтобы яйцо при варке не лопнуло?»

• «Что делать, если в раковине плохо стекает вода?»

• «Что сделать, чтобы на брюках доль­ше сохранились «стрелки»?

• «Что делать, чтобы соль всегда была сухой?»

• «Что сделать, чтобы удалить жирное пятно с книжной страницы?»

• «Что делать, чтобы цветы в вазе доль­ше оставались свежими?»

• «Что сделать, чтобы ножницы снова стали острыми?»

• «Что делать, если руки испачкались при покраске?»

• «Что сделать, чтобы оконные стекла не запотевали и не замерзали?»

• «Что делать, если старая гайка не хо­чет отворачиваться?»

Что сделать, чтобы быстро найти потерявшуюся иглу?»

• «Что делать, если ботинки промокают?»

• «Что сделать, чтобы избежать слез при резании лука?»

• «Что делать, чтобы хлеб дольше не черствел?»

Уроки хитрологии можно проводить так же, как и любые другие уроки. Начинаться они будут с сообщения темы. Затем учитель попробует актуализировать имеющиеся у учеников знания — он будет выспрашивать у учеников, что они уже знают по теме уро­ка. Затем учитель сообщит и откорректиру­ет ответы. Затем он сам расскажет о хитрос­тях, которые дети еще не знают. Заканчива­ются уроки домашним заданием — учитель рекомендует детям проделать в домашних условиях то, что они узнали на уроке. Ко­нечно, возникает вопрос, где взять учителей, знающих так много хитростей? Да где угод­но! Каждый человек, регулярно читающий в разных газетах рубрику «Полезные сове­ты», знает столько хитростей, что делиться ими он сможет часами, днями и неделями.

    • Фабрика пословиц

Пословица — это «сжатое, образное, грам­матически и логически законченное изрече­ние с поучительным смыслом в ритмически организованной форме». Раньше все посло­вицы были народные, то есть их сочинял сам народ. Это и неудивительно — ведь в те вре­мена повсеместно господствовало натураль­ное хозяйство, а значит, люди сами произво­дили и изготовляли все необходимое для жиз­ни. В том числе и пословицы. Сегодня нуж­ные для жизни предметы и продукты делают на заводах и фабриках. Пословицы, как про­дукт исключительно нужный современному человеку, тоже изготовляются на специали­зированных предприятиях, которые так и на­зываются — «фабрики пословиц». Работа на «фабрике пословиц» организована так же, как и на любой другой фабрике. Это значит, что все работники объединены в небольшие бри­гады и у каждой бригады есть свой бригадир. По утрам бригадиры собираются на планер­ку. Там они получают производственные за­дания и чертежи. Чертеж (сами работники называют его «алгоритм») – важнейшее условие высокоэффективной работы. Ведь пословицы нельзя придумывать абы как, все посло­вицы должны соответствовать утвержденным стандартам. Всего стандартов на фабрике бо­лее сотни, и каждому из них соответствует свой чертеж-алгоритм. Приведем некоторые из них:

№ 1 «Где..., там и...».

Примеры: «Где дым, там и огонь», «Где тонко, там и рвется».

№ 2 «Была бы..., будет и...».

Примеры: «Была бы корова, будет и мо­локо», «Были бы пирожки, будут и дружки»

№ 3 «Без... нет...».

Примеры: «Без копейки нет рубля». «Без терпенья нет ученья».

№ 4 «Велик..., да...». Примеры: «Ве­лик карман, да пуст», «Велика голова, да мозгу мало».

№ 5 «Мал..., да...». Примеры: «Мал зо­лотник, да дорог», «Мал клоп, да вонюч»

№6 «Из... да в...». Примеры: «Из гря­зи да в князи», «Из сапог да в лапти».

№ 7 «Каждому... свое...». Примеры «Каждому овощу свое время», «Каждом} слову свое место».

№ 8 «Каков..., таков и...». Примеры «Каков корабль, таково и плавание», «Ка­ков поп, таков и приход».

№ 9 «Кто..., тот и...». Примеры: «Кто впереди, тот и атаман», «Кто ленив, тот I сонлив».

№ 10 «Много..., да мало...». Примеры: «Много слов, да мало дела», «Много крику, да мало толку».

Обычно одной бригаде за один рабочий час поручается изготовить 10 пословиц, соответствующих заданному алгоритму. Пр1 этом учитывается не только количественная, но и качественная сторона работы Иными словами, бригады должны производить только актуальные пословицы, отражающие специфику сегодняшнего дня,: не воспроизводить пословицы прошльх веков. Например, если бригада, получившая алгоритм «Не все то..., что...», предложи" пословицу «Не все то золото, что блестит» работа этой бригады не будет принята —ведь такая пословица уже существует. А вот если бригада предложит пословицы «Не все •то аспирин «УПСА», что шипит» или «Не все то бомба, что тикает», производствен­ное задание будет считаться выполненным. Работники «фабрики пословиц», как пра­вило, являются большими патриотами сво­его предприятия. Их преданность фабрике и пословицам выражается в том, что при каждом удобном случае они пропагандиру­ют свою продукцию. И даже когда их про­сят не делать этого, а помолчать, они отве­чают: «Язык — не пейджер, кнопкой не вы­ключишь». Наиболее интересным и смеш­ным будет тот, кто окажется лучшим вра­лем, лучшим выдумщиком и самым весе­лым человеком. О конкурсе следует сооб­щить за 1—2 дня до его проведения.

    • Час тихого чтения

Час тихого чтения возникает в проти­вовес беспредельному увлечению школь­ников теле- и видеофильмами, вытесня­ющими из жизни школьника общение с книгой, освобождающими развивающую­ся психику юного человека от усилий во­ображения, мышления и памяти.

В тот день, когда проводится «час ти­хого чтения», дети и педагоги приносят с собой в школу внепрограммные книги, которые они «сейчас читают», им предо­ставляется общее для всех членов школь­ного коллектива время, когда в тишине и удобстве каждый человек может спокой­но почитать принесенную им книгу.

Этот момент предварительно подготавли­вается: вывешивается объявление, за 1—2 дня появляются листки-памятки, учителя напо­минают детям о задуманном деле. В итоге только очень немногие школьники забыва­ют захватить с собой в школу книгу. Но и этот редкий случай предусматривается: пе­дагоги и библиотекарь подбирают ряд книг, которые они предложат беспамятному.

Воспитательный потенциал «часа тихо­го чтения» не исчерпывается до конца, если по окончании его не обнародуется список читаемых детьми и педагогами книг. Этот список вывешивается к концу учебного дня: «Что сегодня мы читаем» и «Что читали учителя». Создается особая эмоциональная атмосфера заинтересованности, выделяют­ся интеллектуальные лидеры, расширяется поле библиографических знаний.

«Час тихого чтения» хорошо устраивать в детских лагерях во время летнего отдыха, в санаториях, в пансионатах, а также в спор­тивных лагерях во время тренировочных сборов. Идею «часа тихого чтения» порой дети переносят в семью, приобщая родите­лей к чтению книг, давно ими забытых.

    • Чемпионат кроссвордистов

Кроссворды любят все, ими не интере­суются разве только ленивые. Проведите встречу любителей кроссвордов. Это может быть вечер «Посидим за кроссвордами», а может быть целый чемпионат. Подберите 2—3 комплекта одинаковых кроссвордов (их печатают почти все газеты и журналы) для ребят, пожелавших участвовать в чем­пионате. Установите время проведения, оборудуйте комнату отдельными столика­ми. Поставьте справочный стол, на который положите энциклопедический словарь, дру­гие словари, атлас мира и другую инфор­мационную литературу. Ею могут пользо­ваться все желающие. А далее участникам раздаются конверты, в которые вложено 2— 3 кроссворда. Соревнование идет на время и точность ответов. Разгадавший кроссворд вкладывает его в конверт, подписывает на конверте свою фамилию и ставит время сдачи. Вот и все. Дело жюри — проверить.

На чемпионате можно провести кон­курс на гимнастику ума. Предложить ре­бятам готовую (чистую) сетку кроссвор­дов, по которой надо его составить, ни в чем не отступая от правил этой игры. Вот эти правила: слова должны быть в един­ственном числе; во множественном мож­но загадывать названия народов, парные предметы, слова, у которых нет единст­венного числа. Можно использовать на­звания произведений, фамилии извест­ных людей, наименования городов, сто­лиц, портов, курортов. Настоящая твор­ческая работа при составлении кроссвор­да начинается с толкования слов. Оно должно быть кратким и точным. Для ус­ложнения чемпионата можно определить тему кроссворда, например, «Кино». Можно объявить спецконкурсы — на са­мый маленький и самый большой кросс­ворд, шуточный кроссворд, шуточный кроссворд и т.д.

    • Этический тренинг

Этический тренинг — один из наибо­лее эффективных способов нравственно­го развития школьника. Педагогическая задача — формирование нравственных форм поведения, коррекция отношений учащихся к тем или иным этическим яв­лениям, а также улучшения морально-психологического климата в коллективе.

Содержание этического тренинга опре­деляется актуальными проблемами обще­ния в ученическом коллективе или с уче­том причин создавшейся конфликтной ситуации. Тематика тренинга предлагает­ся самими учащимися или педагогом. Этический тренинг — это форма модели­рования ситуаций взаимоотношений лю­дей (путем ролевой игры), воссоздаваемых «здесь и сейчас» и анализируемых с пози­ций соответствия нравственным нормам.

Подобные идеальные формы поведения могут быть составлены для тренингов на темы: «Разговор по телефону», «Перепис­ка», «Семья», «В гостях», «У постели боль­ного» и т. д. Все ситуации тренинга состав­ляются с учетом важности формирования эмпатии, уступчивости, такта, доброжела­тельного отношения к людям, умения при­нять их позиции, точки зрения.

Перед началом тренинга руководитель предлагает договориться об основных принципах работы в группе. Для повыше­ния мотивации у участников тренинга перед проигрыванием ситуаций необхо­димы разъяснения, что такое этический тренинг, для чего он необходим людям, что он может дать участникам.

Оптимальное количество участников — 15—20 человек. Тем самым создается воз­можность общения руководителя тренинга с его участниками и обеспечивается их ре­альное участие в проигрывании ситуации. Большое значение имеет сама профессио­нально-педагогическая, этическая культура самого руководителя такого тренинга.

    • Ярмарка «Рекордов Гиннеса» («Я самый, я самая...»)

У каждого ребенка есть запас «природ­ных привилегий», свои «рекордные» дан­ные, которые он может продемонстрировать своим друзьям. Вот примерная «про­грамма» ярмарки:

1) Конкурс «Я такой, я такая»

Самый высокий мальчик в лагере (Гулливер).

• Самый маленький мальчик (оловян­ный солдатик, мальчик-с-пальчик).

• Самая маленькая девочка (Дюймовочка).

• Рекордный вес вдвоем (богатыри).

• Самая маленькая стопа у девочки (ту­фелька Золушки).

• Самая большая стопа у мальчика (са­пог-скороход).

2) Конкурсы «Зимой и летом одним цве­том»

' Самый веснушчатый мальчик (Солнцеликий).

• Самая веснушчатая девочка (Подсолнушек).

(Варианты: самые крупные, самые мел­кие, самые яркие веснушки на лице.)

• Самый загорелый мальчик (Бронзо­вый олень).

• Самая загорелая девочка (Шоколадка).

• Самая рыженькая девочка (Жар-птица).

• Самый рыженький мальчик (вождь краснокожих).

• Самая светлая (блондинка) девочка (Белое солнце пустыни).

• Самый светлый мальчик (Белый айсберг).

• Самая темноволосая (брюнетка) де­вочка (Черное море).

• Самый темноволосый (брюнет) маль­чик (Воронье крыло).

3) Конкурс «Краса — русская коса» ' Самая длинная коса (сударыня).

• Самая короткая косичка (хвостик соболя).

• Самая пушистая коса (сестрица Аленушка).

• Самое большое количество косичек (Пшеничка).

• Самые необычные по форме косы (Пеппи— длинный чулок). В конкурсе могут участвовать мальчики и во

Конкурс «Я и мои тезки»

Собрать своих тезок по имени и даже фамилии (супертезки)

• Составить известную спортивную команду театральную труппу, эстрадную гр\пп> группу писателей, ученых, обще­ственных деятелей — однофамильцев де­тей лагеря (знаменитости)

• Собрать наибольшую компанию де­вочек, у которых имена начинаются на букву «А» (или любую другую) Это же могут сделать и мальчики

• Имя вне конкурентности (мальчик или девочка с единственным в лагере именем)

• Самая длинная по количеству букв фамилия

• Самая короткая по количеству букв фамилия

5) Конкурс «Глаза — зеркало души» (дчя девочек)

Самая голубоглазая (Незабудка)

• Самая кареглазая (Карина)

• С1мая зеленоглазая (Изумруд)

• Самая черноглазая (Ночка)

• Самая сероглазая (Золушка)

• Разный цвет глаз (Радуга)

6) Спортивные рекорды

• Прыжки с места (мальчики и девочки)

• Прыжки «кенгуру» (10 прыжков с мячом, зажатым между ног, на большую длину)

• Прыжки в высоту

• Бег на дистанции 60 и 100 метров

• Конкурс спортивных танцев (импро­визация)

• Конкурс пирамид (коллективный)

• Прыжки с места назад, в бок

• Метание копья, диска, мяча (на даль­ность)

• Плавание на разные дистанции, раз­ным стилем (на скорость)

• Шахматный (шашечный) блицтурнир

• Конкурс спортивных комментаторов

• Соревнование «Робин Гудов» стрель­ба из самодельных луков (на дальность полета стрелы, на точность поражение мишеней, на высоту полета и т д

• Веселые старты (командное

Конкурс «Я умею делать все» (знание «Мастер — золотые руки»)

Лучшая самодельная летняя шляпа (большая, маленькая, оригинальная и тп)

• Скворечник, кормушка для птиц и зверьков

• Рисованный и «озвученный» фильм о лагере (можно на иную тему)

• Лучший бумажный змеек

• Трудовой сюрприз лагерю

• Конкурс «Лесная диковинка»

• Авторская книжка-раскладушка

• Бижутерия из ягод, ракушек, лесных даров

• Самая большая самодельная кукла

• Самая смешная самодельная маска

•Лучший карнавальный (лесной) костюм

• Конкурс песочных архитекторов (замки из песка и глины)

• Лучшая игрушка из ничего

• Стенгазета одного редактора (самая большая, самая маленькая)

• Авторский рукописный журнал отряда

• Конкурс лесных композиций, икеба­ны, лесных букетов, лесных клумб

• Конкурс летающих плавающих, дви­гающихся моделей

• Конкурсы художественного рукотворчества (макраме, аппликация, пле­тенка, плетение корзин)

• Конкурсы юных поваров кулинаров, молодых хозяюшек

• Сшить (нарисовать) фантастического зверька, птицу, рыбу Придумать название

• Конкурсы художников (почтовая марка лагеря, оригинальная открытка, визитная карточка и т п)

8) Конкурсы «Фантазеры»

Лучший фокусник (артист оригиналь­ного жанра)

• Самая остроумная подпись к фото­графии, рисунку

• Самый интересный дружеский шарж, лучшая карикатура, дружеская эпиграмма, веселая пародия

• Лучший автор исполнитель своих песен

• Исполнитель (исполнительница) са­мого большого количества песен (хотя бы по


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: