Образование. Формирование целостного мировоззрения

Формирование целостного мировоззрения

Часто главной и единственной задачей образования полагают подготовку квалифицированных специалистов. Или, при ещё более утилитарном подходе, — «квалифицированных потребителей». Построенная на таких принципах система производит фактически не людей, а говорящие орудия, предназначенные лишь для исполнения некоторого ограниченного набора действий.

Мы полагаем, что главная задача образования иная: научить человека целостно воспринимать мир на основе связной совокупности знаний о нём. Образование не следует сводить к изучению разрозненных узкоспециальных предметов; наоборот, человеку надо понять фундаментальные закономерности с научной и культурной точек зрения. Только тогда знания из разных областей сложатся для него в единую картину мира.

Система образования должна развить у человека навыки самостоятельного поиска знаний, их критического осмысления и синтеза, интерес к открытиям и творческие способности; научить работать в коллективе и дать единую систему понятий.

Именно всё это в комплексе делает человека полноценным.

Неразрывность теории и практики

Лучший способ научиться что-то делать — делать это. Знания хороши и сами по себе, но только в связке с практикой они становятся плодотворными. Самое лучшее понимание закономерностей рождается не при штудировании теории, но из регулярной практики на основе этой теории. Поэтому каждая тема каждого предмета должна сопровождаться наглядными примерами и практическими занятиями.

В физике, например, прочитанная теория обязательно должна сочетаться с лабораторными работами и решением задач, в том числе, взятых из реального мира. Причём эти практические занятия — не факультативное дополнение к пройденному курсу, но одна из основных его частей.

Практика превращает учащегося из пассивного слушателя в активного участника процесса. Перемежение теории и практики делает обучение более интересным и помогает сохранять концентрацию внимания.

Практика позволяет понять и прочувствовать, что стоит за абстрактным теоретическим описанием объектов и явлений. Благодаря практике, учащийся не только знает о явлении, но и умеет обнаружить его в окружающей реальности, сделав подобающие выводы.




double arrow
Сейчас читают про: