Смирение и справедливость это одно из важнейших условий к тому, чтобы Аллах наставил нас на истинный путь


Истинный Путь (или Прямая дорога), это путь, ради которой каждый мусульманин должен посвятить свою жизнь. Истинный путь- это то, что мы просим у Аллаха каждый день в намазе. Истинный путь - это путь в рай, обещанный нам Аллахом. Этот путь ненавистен для большинства и известен только тем, над кем смилостивился Милосердный Аллах. Но для того чтобы заслужить эту Милость Аллаха, а потом удержатся на этом пути, мусульманину необходимо обладать соответствующими качествами и остерегаться дурных качеств.

Всевышний Аллах в Коране говорит:

«Аллах не ведёт прямо несправедливых.» (61: 7)

«Аллах ведь не ведёт прямо нечестивых.» (61: 5)

«Аллах не ведёт прямо неверных.» (9: 37)

«Поистине, Аллах не ведёт прямо того, кто мусриф (расходующий на харам) и лжец.) (40: 28)

Эти и другие аяты говорят о том, что человек, обладающий некоторыми определёнными качествами, не пойдёт по Истинному Пути до тех пор, пока обладает этими качествами. Поэтому, до тех пор, пока мы не избавимся от таких качеств как несправедливость, нечестивость (т.е. упорство в грехах), неверие, мусриф (расходование на харам) и лживость, мы не устоим на Истинном Пути. Поэтому нам необходимо выявлять эти плохие качества, избавляться от них и воспитывать в себе хорошие качества.

Здесь хотелось бы подробно остановиться на таких противоположных качествах как справедливость и несправедливость. Так как присутствие в нас несправедливости, ведёт к отклонению от Истинного Пути.

В жизни мы часто используем эти слова, но суть их значений, возможно, ясна далеко не всем. Понять их сущность можно опираясь на аяты Корана и высказывания Посланника Аллаха (с.а.с.).

Для начала, вспомните тот момент, когда вы, будучи не мусульманином, обладая доисламскими понятиями, внимательно слушаете и пытаетесь понять от мусульманина то, что такое Ислам. И после того как вы постепенно осознали религию с её чистотой, а потом внимательно сравнили её с доисламскими понятиями, вы пришли к выводу: “Ислам - это истина, а то, что нам вложили с детства – это ложь!”

Таким образом, становится понятным, что Аллах дал понять Ислам тому, кто смог прислушаться к другому мнению, сравнить со своим мнением и, выбрав лучшее мнение, без колебаний последовал ему. Вот именно такое качество называется справедливость.

Всевышний Аллах, о тех, которые прислушиваются, взвешивают и следуют лучшему, сказал так:

«Которые прислушиваются к словам и следуют наилучшим из них. Это - те, которых Аллах наставил на прямой путь. Они и есть обладающие разумом.» (Толпы: 18)

А что говорить о тех, которые не хотят прислушиваться, которые не задумываются над словами, заранее предполагая, что всё это не правда?

На самом деле, мы не редко в реальности видим, как большинство из людей не хотят понять того, кто говорит об Исламе. Они из-за этого поступка сбиваются, и не идут по пути истины, заблуждаясь в своих предположениях. Ведь они не знают где именно истина, и они не имеют ясного доказательства того, что они на верном пути. Но при этом не хотят даже допускать мысли о том, что они ошибаются. Но ведь особенностью истины является то, что оно не опровержимо.

Всевышний Аллах говорит:

«И большинство их следует только за предположениями. Ведь поистине предположение абсолютно бесполезно перед истиной» (10: 36).

Они подобны ученику в школе, который не прислушивался к учительнице, когда та объясняла сложную задачу. А в день экзаменов он не смог понять, где правильный ответ на задачу, а где не правильный. Например, многие родители не хотят слушать советы своих детей принявших Ислам. Они оправдывают это тем что родитель не должен слушать нравоучения и советы своего ребёнка и отвечают так:»Ты что меня учишь, проживи столько, сколько я прожил, потом учить будешь". Поэтому в мечетях мы в основном видим молодёжь и дедушек, а мужчин среднего возраста увидишь редко. Родители среднего возраста воспитывались в период атеизма, и многие из них не хотят прислушиваться к речам, допустив того, что их понятия, фундаментально сформированные с детства, имеют ошибку. Хотя советская власть жёстко запрещало религию, наши дедушки хоть что-то узнали об Исламе с детства, и поэтому им проще возвращаться к религии. Чего не скажешь о родителях среднего возраста.

Таким образом, нам становится понятным, что многие люди не идут по Истинному Пути по причине незнания. А не знают они, потому что не прислушиваются к речам, т.е. несправедливы. Не знают доводов того, где истина и где ложь.

Ибн Аль-Каййим, (рах.а.), сказал:"...Некоторые люди остаются лишёнными знания из-за не умения внимательно слушать, когда они больше любят и предпочитают говорить и спорить, нежели выслушивать. Этот (недостаток) - притаившаяся беда большинства искателей знания, которая лишает их многого знания, даже если они сообразительны...".("Мифтах дар ас- са'ада". 1/227).

Ибн Аббас (р.а.) сказал: «Знание неисчислимо, и из всякой вещи берите лучшее».

Но наличие знания для нахождения верного решения, не достаточны. Сколько людей обладающих знанием не идут по Истинному Пути. Причина которого – проявление высокомерия. Если человек до приобретения знания не избавится от высокомерия, то после того как он получит знание, это лишь увеличит его высокомерие, которое не позволит ему согласится с истиной и не позволит ему вынести справедливое решение. Кто не избавится от высокомерия, тот не сможет ничего понять и не сможет ничего объяснить и поэтому не сможет быть справедливым. И ему не помогут даже знания.

Вспомните, как Иблис впал в неверие из-за своего высокомерия. Он не согласился с Всевышним Аллахом в том, что только человек достоин, быть наместником на земле. Таким образом, дьявол ослушался Аллаха и не поклонился Адаму, (мир ему), хотя прекрасно знал, что его личные знания это ничто, в сравнении со Знанием Всевышнего Аллаха. Но несправедливость в его действиях (из-за высокомерия) стали причиной того, что Аллах сбил его с Истинного Пути. И ни кто не скажет, что Иблис сделал это по причине незнания. Ведь Иблис является одним из самых знающих творений на земле. Но он сбился с Истинного Пути из-за проявления высокомерия и несправедливости. Ваки', (рах.а.), сказал: «Это дело (т.е. знание) сможет постичь только правдивый». Аль-Ауза', (рах.а.), сказал: «Научись быть правдивым прежде, чем учится знанию».

Таких людей Аллах сбивает до такой степени, что они становятся убеждёнными в своей правоте.

О таких Всевышний Аллах говорит так:

«Я отвращу от Моих знамений впадающих на земле в гордыню, не (имея на то) права.» (Преграды: 146)

(Имеется в виду либо то, что Аллах не даст таким людям понять смысл Корана, либо то, что Он не позволит им уверовать в Его знамения. (Прим. от Абу Хамида Аль Газали )).

Единственным лекарством от высокомерия является усердие к смирению.

Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Аллах не добавит (Своему) рабу (прощающему других) ничего, кроме славы, а любого (из тех, кто) проявляет смирение ради Аллаха, Всемогущий и Великий Аллах неизменно возвышает». (Муслим).

Передают, что в ответ на вопрос о том, в чём заключается смирение, Аль-Фудайл сказал: «В том, чтобы покорятся и подчинятся истине, даже если ты услышишь её от ребёнка и даже если услышишь ты её от самого невежественного из людей».

Таким образом, смирение должно заставить нас принимать истину от любого человека. Будь он неверующим, грешником или ребёнком. И тогда мы сможем поступать справедливо в любых ситуациях, даже если это обратится против нас самих или своих близких. Например, если к мусульманину подойдёт неверующий грешник и скажет; “Почему ты не вовремя читаешь намаз?” А мусульманин, вместо того чтобы смиренно согласится с ним, начнёт упрекать его самого, то это будет проявлением высокомерия. То, что он неверующий, не должно заставлять нас не соглашаться с истиной, которую он говорит. Ведь поэтому Посланник Аллаха, (с.а.с.), судил людей по справедливости даже между мусульманами и не мусульманами. И если решение было не в пользу мусульманина, то он смело принимал решение о справедливом наказании.

Передают со слов Абдуллаха Ибн Масъуда (р.а.),что однажды Пророк (с.а.с.)сказал: «Не войдёт в Рай тот человек, сердце которого имеет высокомерие весом хотя бы с пылинку». Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это Пророк (с.а.с.) сказал: «Поистине, Аллах красив и Он любит красивых. Что же касается высокомерия, то это неприятие истины и проявление презрения по отношению к людям». (Муслим.).

Поэтому, каждый человек обязан избавляться от высокомерия и несправедливости. Он не должен считать для себя зазорным соглашаться с истиной услышанной от кого-либо из рабов Аллаха, так как это является проявлением гордости и пренебрежения по отношению к другому человеку, только бы не согласиться с ним. О таких людях Всевышний Аллах сказал так:

«А когда говорят ему: «Побойся Аллаха!" - гордость ввергает его в грех. Достаточно (будет) ему геенны...» (Аль- Бакара: 206).

Исламской умме давно известны многочисленные споры и разногласия, относительно которых многие до сих пор не могут найти ясного ответа. Мусульманину не надо забывать, что и здесь единственным путём нахождения истины является проявление смирения и справедливости. И конечно здесь не обойтись без подробного знания того, у кого какой довод. Ну а если мы узнали довод из Корана и сунны, то без колебания с полным смирением должны принять и согласится с истиной. Потому что считать кого-то ошибающимся, на предположениях и догадках недопустимо.

Всевышний Аллах говорит:

«Но нет – клянусь твоим Господом! Не уверуют они, пока не сделают тебя судьёй в том что запутано между ними, потом не найдут они в самих себе затруднения о том что ты решил и подчинятся полностью.» (4: 65).

Таким образом, даже знающий мусульманин не пойдёт по Истинному Пути, если будет проявлять несправедливость и высокомерие. Если судья вынесет решение, пренебрегая одной из сторон или не пытаясь выслушать и понять каждую из сторон ведущую тяжбу. То этот судья вынесет неверное решение, что будет являться несправедливостью.

Всевышний Аллах сказал:

«О те, которые уверовали! Будьте стойки ради Аллаха, свидетельствуя беспристрастно, и пусть ваша ненависть к людям не подтолкнёт вас к несправедливости. Будьте справедливы, ибо это ближе к богобоязненности. Бойтесь Аллаха, ведь Аллах ведает о том что вы совершаете.» (Аль- Маида: 8).

Али Ибн Абу Толиб, (р.а.), рассказал следующее: «Посланник Аллаха, (с.а.с.), направил меня в Йемен судьёй, и я спросил: «О, Посланник Аллаха! Ты посылаешь меня, а я молод и у меня нет знания как судить?» Он ответил: «Аллах направит твоё сердце и будет прочно держать твой язык (привязанным к Истине). Когда перед тобой будут сидеть две стороны, ведущие тяжбу, не выноси решения пока не выслушаешь другую сторону точно так же, как ты выслушал первую, ибо ты лучше разберёшься в том, как вынести верное решение». (достоверный хадис» Сахих Сунан Абу Дауд",т.2.стр.684, N 3057.).

Ибн Хазм, (рах.а.), сказал: «Кто хочет быть справедливым, пусть представит себя на месте своего соперника, и тогда он увидит свою несправедливость». (Аль-Ахляк ва-с-сийар, 88 стр).

Остерегайтесь несправедливости и высокомерия. Сколь часто мы видим знающих, но при этом несправедливых и горделивых, распространяющих искушение. Будьте справедливы и смиренны, даже если это не нравится вам. Тогда, если захочет Аллах, Он поведёт нас по Истинному Пути. Не забывайте, что Истина есть всегда и она не опровержима. Но эта Истина требует условий и усердия.

Всевышний Аллах сказал:

«...Аллах не ведёт Прямым Путём несправедливых людей.» (61:7)

Хочу напомнить, в чём разница между высокомерием, смирением и несправедливостью.

Высокомерие и смирение-это два противоположных качества.

Высокомерие -это, превозносить себя над другими, считать себя лучшим. Считать для себя зазорным согласится с тем, кого он считает ниже себя по материальному положению, по знанию, по возрасту, по опыту и так далее.

Смирение - это, покорятся истине (доводам из Корана и Сунны, Иджмау-с-Сахаба и Къияса) даже если ты услышишь её от невежды (незнающего), ребёнка, грешника и даже неверующего.

Справедливость - это, умение внимательно слушать каждую сторону и принимать решение в пользу того, что больше соответствует истине, не зависимо от того нравится это тебе и твоим близким, или нет. Например Пророк Мухаммад, (с.а.с.), без каких либо колебаний и уступок смог бы наказать справедливым судом любого кто совершит соответствующее преступление, даже если бы преступление совершила его собственная дочь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: