В первых семи стихах 3-ей главы 1-го Послания Петра речь идет о взаимоотношениях между мужем и женой. Петр говорит, главным образом, о том, что жена должна повиноваться мужу и доверять ему, а на муже лежит обязанность относиться к жене с пониманием и уважением. Затем в 8-ом и 9-ом стихах Петр обобщает сказанное в едином основном положении, определяющем гармонию в отношениях между мужем и женой:
„ Наконец (будьте) все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосердны, дружелюбны, смиренномудры. Не воздавайте злом за зло, или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение ".
В этом отрывке описывается два вида взаимоотношений: (1) воздаяние оскорблением за оскорбление, и (2) воздаяние благословением за оскорбление. О том, что значит, когда наш супруг оскорбляет или обижает нас, мы все имеем представление. Но в данном случае внимание сосредоточено не на самом оскорблении, а на реакции жены на него. Бог хочет, чтобы мы на оскорбление отвечали благословением. Это противоречит всем естественным чувствам человека. На оскорбление хочется ответить тем же. Естественная реакция человека на удар — дать сдачи. Но Бог заповедал нам отступить на шаг назад, глубоко вдохнуть и ответить благословением.
Можете ли вы представить, что вы реагируете подобным образом, если вам наносят обиду или душевную рану? Без сомнения, это одно из самых сильных наставлений, призывающих к смирению; его невероятно трудно исполнять. И все же, преимущества от исполнения этого наставления Божия могут быть поразительными.
Помню, как я однажды слушала выступление доктора Генри Брандта, христианского психолога. Он рассказывал, каким образом его жена отвечала благословением, тихой молитвой на его грубость и оскорбления. Однажды они ехали в Чикаго, где должны были проводить семинар по вопросам брака. На нем ожидалось несколько сот присутствующих. Жена могла сопровождать Брандта далеко не в каждой поездке, и они решили воспользоваться случаем, превратив свою поездку в нечто вроде второго медового месяца. Они провели чудесную ночь в роскошном отеле, который был расположен прямо у автострады на полпути между Детройтом и Чикаго. Когда наутро они выехали на автостраду, жена обратила его внимание на то, что он ошибся и сделал неправильный поворот: вместо того, чтобы направиться в Чикаго, они повернули в сторону Детройта. Доктор Брандт рассказал, что он грубо отверг ее замечание, сказав что-то унизительное по поводу пассажиров, любящих поучать водителя, и продолжил путь. Часто, когда муж ведет себя подобным образом, его вполне можно понять. Жена во время поездки может быть прекрасным помощником: подсказывать своему мужу кратчайший путь к месту назначения; скорость, с которой ему следует ехать; расстояние, отделяющее его от впереди идущей машины; напоминать ему о том, чтобы он не забыл сделать поворот, и давать массу мелких, раздражающих, но полезных подсказок. Мой муж часто говорил мне, что он просто не представляет, как это он ездит на машине по Вене без моих руководящих указаний, когда меня нет рядом. Жена доктора Брандта была очень обижена тем, что муж так грубо оборвал ее, но смолчала и стала обдумывать, как бы ему ответить. Подумав о предстоящем семинаре по вопросам брака и о той цели, ради которой они решили побыть наедине друг с другом, она мудро воздержалась от побуждения оскорбить его в ответ, и стала молча молиться о том, чтобы Бог показал ее мужу правильную дорогу в Чикаго.
Доктор Брандт рассказывал дальше, что через четверть часа они увидели огромный указательный знак, где было написано „Детройт - 120 км". Миссис Брандт не нарушила своего молчания, но мистер Брандт почувствовал легкую вибрацию, исходившую от места, где сидела жена. Признать свою неправду он не мог, поэтому решил, что будет продолжать путь, пока не встретится другой указательный знак. Еще через четверть часа они увидели большой дорожный знак с надписью — „Детройт — 96 км". На этот раз вибрация, исходившая со стороны сидения жены усилилась, и в результате, доктор Брандт еще сильнее надавил на педаль и решил искать, хотите верьте, хотите пет, еще одного знака. Через полчаса дорожный знак сообщил: „Детройт — 56 км". К этому времени доктор Брандт уже кипел от раздражения из-за своей ошибки и беззвучного смеха жены. В течении следующих двадцати минут он ехал бесцельно, ломая себе голову над тем, как попасть в Чикаго, не поворачивая назад.
Я помню, как в первые годы нашего брака, когда я только пыталась овладеть принципом не воздаяния оскорблением за оскорбление, мы с Джоди пережили один случай, на который теперь смотрим с некоторой долей юмора. Готовясь к серии выступлений на тему об общении между супругами, мы с Джоди изучали отрывок из 1 Послания Петра, где говорится о принципе ответа благословением на оскорбление.
В тот вечер мы с Джоди поссорились. Я даже не могу вспомнить, в чем было дело, но, по словам Джоди, виноват был он. Я не выношу ссор и стремлюсь сразу же окончить ссору примирением. Как только я чувствую, что в воздухе запахло грозой, я тут же начинаю настаивать на том, чтобы „обговорить все это дело" немедленно, полностью и до конца. Однако, многие мужчины относятся к конфликтам совсем по-другому, и Джоди — из их числа. Ему обычно нужно время, чтобы успокоить чувства и угасить пыл — только после этого он может приступить к настоящему обмену мнениями.
Однако, полная чувства собственной правоты (кроме всего прочего, разве в Библии не сказано „солнце да не зайдет во гневе вашем"? (Еф. 4:26), я настаивала на том, чтобы мы немедленно обговорили причину разногласия. Моя настойчивость только испортила все дело. В конце концов, Джоди сделал нечто такое, что для моего ума было просто непостижимо: он перевернулся на другой бок и заснул. Джоди говорит, что, беседуя на семинаре со многими мужчинами, он обнаружил, что некоторые из них довели это искусство до совершенства: каждый раз, когда в разговоре с женой начинают разгораться страсти, и, когда от них требуют эмоциональной поддержки или серьезного обмена мнением, они с легкостью могут перевернуться на другой бок, отключиться от разговора и заснуть.
Полночи я лежала без сна, уставившись в потолок, бесконечно думая о том, до чего же он эгоистичен. В конце концов, все эти мысли довели меня до изнеможения. Только к часам трем ночи я наконец-то заснула. Следующей день был субботним, единственное утро, когда Джоди мог выспаться. Мне, однако, выспаться не удавалось, потому что у нас к тому времени было трое маленьких детей. В то утро я проснулась, чувствуя себя совершенно разбитой. Все, что мне хотелось тогда, это толкнуть Джоди, хлопнуть, как следует дверью, а потом сказать ему в лицо, что его эгоизм перешел все границы, и что он меня совсем не любит. Меня раздражал тот факт, что в то время, когда я пыталась дать выход моему гневу, у меня в голове не переставал вертеться стих о том, что на оскорбление надо отвечать благословением. Трудно обдумывать план мести, когда у тебя перед глазами ослепительно сияет Божий приказ: отвечать на причиненное зло благословением.
Наконец, я сдалась и сказала: „Хорошо, Господи, но как мне ответить благословением?" Я знала себя достаточно хорошо, чтобы понимать, что как только я открою рот, из него тут же посыпятся оскорбления. Я пошла на кухню, приготовила для Джоди его любимый завтрак: омлет с беконом и сыром, поджаренный хлеб и апельсиновый сок, и принесла его к Джоди в спальню около девяти утра, как только он проснулся. Когда Джоди увидел, что я принесла ему завтрак, и вспомнил, как мы с ним поссорились накануне вечером, им овладело чувство вины. Он протянул руки, взял мою голову в свои ладони и сказал: „Милая, я так люблю тебя. Я очень сожалею о том, что случилось вчера". Позднее Джоди рассказал мне, что когда он увидел, как я подошла к его постели с завтраком в руках, ему вспомнился отрывок из Послания к Римлянам:
„ Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: „Мне отмщение, Я воздам", говорит Господь.
„Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его: ибо, делая сие, ты соберешь ему на голову горящие уголья " (12:19-20).
Джоди сказал, что тот завтрак в постели был для него как „раскаленные уголья на голову". Он убедился в том, что был виноват передо мной и вел себя неправильно.
Я хорошо понимаю, что не у каждой женщины, читающей эти строки, такой муж, который посвятил себя Господу и жене, который, когда Бог обращает внимание на его собственное поведение, готов вести себя подобным образом. В таких случаях отвечать на оскорбление благословением труднее. И все-таки, принцип не теряет своей ценности.
Подобно многим другим вещам, которым учит Писание, такое поведение полностью противоположно всему, что мы видели в том окружении, где выросли, и поэтому было крайне трудно на деле осуществить эту заповедь Божию. В мире принято говорить: „Стремитесь приобрести материальные блага, и вы получите их". А Библия учит: „ Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф. 6:33). Мир учит: „Вы получите материальные блага, благодаря упорному старанию", а Слово Божие наставляет: „Давайте, и дастся вам" (Лук. 6:38). Мир говорит: „Люби своих ближних и ненавидь своих врагов", но Слово Божие советует: „ Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас " (Матф. 5:44). Основное учение мира, которое пропагандируют все средства массовой информации и реклама материалистического Запада, состоит в том, что „полноценной и удовлетворяющей жизни можно добиться благодаря материальной обеспеченности и деньгам", но в прямом противоречии с этим утверждением Писание учит: „Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся" (Матф. 5:6).
Поэтому неудивительно, что Библейская точка зрения на то, как должна реагировать жена на неблагодарность или нечуткость мужа, выглядит довольно странно в сравнении с распространенной в наши дни реакцией большинства людей.