Сущность рынка и его функции. Основные принципы функционирования рыночной экономики. Структура, виды и сегментация рынков

Рынок – это система экономических отношений между людьми, охватывая процессы производства, распределения, обмена и потребления. В рамках этих отношений формируется спрос, предложение и цены товаров.

Рынок формируется в ходе становления и развития товарного производства.

Факторы возникновения и развития рынка:

1. Потребности людей, их развитие стимулировало рост производства, а, следовательно, и рынка.

2. Ограниченность ресурсов производства, побуждает искать пути повышения эффективности производства.

3. Общественное разделение труда.

4. Экономическая обособленность товаропроизводителей.

5. Самостоятельность товаропроизводителей (в условиях свободного развития).

Этапы развития рынка:

1. При простом товарном производстве (докапиталистический период), имели место примитивные формы рынка (базар).

2. В условиях капиталистического товарного производства (до начала XX века), функционировала классическая модель рынка. Его главная особенность: стихийное регулирование производства, его пропорций, цен, и свободная конкуренция.

3. Современный (вторая половина XX века), рынок трансформировал из само -регулируемого в регулируемый государством.

Функции рынка:

· регулирующая – регулирует производство товаров и услуг, дает ответ на вопросы: что? как? для кого? сколько производить?

· информационная – информирует о состоянии дел в экономике посредством цен, процентной ставки и других показателей.

· посредническая – обеспечивает взаимосвязь производства и потребления.

· стимулирующая – побуждает предпринимателей повышать эффективность производства, использовать новую технику и технологию.

· ценообразующая – в результате взаимодействия спроса и предложения на рынке формируется цена.

· санирующая (оздоровительная) или дифференцирующая – с помощью конкуренции рынок очищает производство от слабых хозяйственных единиц, рынок дифференцирует товаропроизводителей, обогащает одних и разоряет других.

· интегрирующая – формирует единое экономическое пространство внутри страны и в мировом масштабе.

Принципы функционирования рыночной экономики:

1. Свобода выбора видов и форм хозяйственной деятельности, кроме запрещенных законом.

2. Всеобщность рынка, проникновение рыночных отношений во все сферы производства.

3. Равноправие рыночных субъектов с разными формами собственности.

4. Принцип конкуренции.

5. Принцип экономической ответственности и риска предпринимателей вплоть до банкротства.

6. Свобода ценообразования, цена формируется под воздействием спроса и предложения.

7. Принцип главенства потребителя над производителем.

8. Открытость экономики для внешнеэкономических связей.

9. Государственное регулирование экономики.

10. Принцип социальной защиты малообеспеченных слоев населения (пособия, пенсии).

Рынок имеет сложную структуру, которую можно дифференцировать по ряду критериев или признаков:

1. По географическому признаку:

· местный рынок

· региональный рынок

· межрегиональный рынок

· национальный (внутренний) рынок

· международный (внешний) рынок

2. С учетом соблюдений законности:

· легальный (официальный)

· нелегальный (теневой)

3. По характеру конкуренции:

· классический (свободный), на основе совершенной конкуренции

· современный, на основе несовершенной конкуренции (монополистический, олигополистический, чисто монополистический)

4. По характеру продаж:

· оптовый

· розничный

· кооперативная торговля

· государственные закупки

5. По степени насыщенности товарами:

· равновесный (спрос = предложение)

· дефицитный (спрос > предложение)

· избыточный (спрос < предложение)

6. По характеру субъектов:

· рынки покупателей

· рынки продавцов

· рынки посредников

· рынки государственных учреждений.

7. По характеру объектов рыночных отношений

· рынок потребительских товаров и услуг

· рынок средств производства

· рынок земли

· рынок недвижимости

· рынок рабочей силы

· рынок технологий

· валютный рынок

· фондовый рынок (рынок ценных бумаг)

· рынок информации

· рынок страхования

· рынок инноваций

Каждый из этих видов рынков является комплексным, т.е. имеет свою внутреннюю структуру.

Сегментация рынков представляет собой разделение потребителей данного товара на отдельные группы, предъявляющие к товару не одинаковые требования.

Критериями разделения покупателей на группы являются следующие факторы:

1. Демографические (рынок мужских, женских и, детских товаров)

2. Социально-демографические (рынок элитарных; спортивных товаров)

3. Географические (рынок товаров для жителей севера, юга)

4. Психологические (рынок для коллекционеров, любителей музыки, поэзии)

5. Поведенческие (постоянные клиенты, случайные, ищущие выгоду при покупке)

6. Национальные (рынок товаров, характерный для покупателей разных национальностей)

7. Отражающие уровень доходы (богатые, среднего достатка, бедные)

Для нормального функционирования рынка необходима соответствующая инфраструктура. Рыночная инфраструктура – это система предприятий, организаций, учреждений, обеспечивающих свободное движение товаров и услуг. Элементы рыночной инфраструктуры:

1. Инфраструктура товарного рынка включает:

· Аукционы

· ярмарки

· предприятия розничной и оптовой торговли

2. Инфраструктура финансового рынка включает:

· фондовые и валютные биржи

· банки

· страховые компании

3. Инфраструктура рынка труда включает:

· центры занятости и переподготовки кадров

· миграционные службы

Основные элементы рыночной инфраструктуры в целом:

1. торговая сеть

2. биржи

3. банки

Для современной экономики характерно многообразие ее моделей. Это обусловлено наличием целого ряда факторов, определяющих особенности экономического развития различных стран. Рассмотрим эти факторы:

· уровень и характер материальной базы

· географическое положение

· наличие природных ресурсов

· исторические и политические условия формирования общественного устройства

· национальные и культурные особенности страны

· Социальная направленность общества

Модели:

1. Американская – это либеральная (свободная) рыночная модель. Для нее характерно:

· малый удельный вес государственной собственности

· минимальная регулирующая роль государства в экономике

· поощрение предпринимателей

· резкая дифференциация на богатых и бедных

· приемлемый уровень жизни малообеспеченных слоев населения

· большое различие в уровне заработной платы

2. Немецкая – это модель социального рыночного хозяйства с сильным государственным регулированием экономики (бесплатная медицина, образование)

3. Шведская – это социальная модель, для которой характерен высокий уровень социальных гарантий сокращение имущественного неравенства.

4. Японская – это модель регулируемого корпоративного капитализма с активной ролью государственного регулирования (пожизненный найм).

5. Французская модель – среднее между американской и немецкой моделями, высока роль государства в экономике.

6. Китайская – сочетание планового и рыночного секторов экономики.

7. Южно-Корейская модель – сильно регулированное воздействие государства на экономику.

8. Российская – регулирование рыночной экономики, сильная роль государства (модель развивается)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: