Схема чинопоследования Таинства
Обручение
Вынос Святых Креста и Евангелия из алтаря.
Благословение жениха и невесты, совершаемое священником зажженными свечами.
Каждение брачующихся.
Возглас священника: «Благословен Бог наш...».
Мирная ектенья.
Молитвы на обручение.
Обручение.
Заключающая молитва.
Сугубая ектенья.
Венчание
Чтение 127-го псалма.
Переход священника с брачующимися из притвора в центр храма.
Слово поучения к венчающимся.
Вопросы о желании вступления в брак.
Возглас священника: «Благословено Царство...».
Мирная ектенья.
Три молитвы о сочетающихся браком.
Возложение венцов.
Тайносовершительная молитва Венчания: «Господи, Боже наш, славою и честию венчай их».
Прокимен, Апостол, Евангелие.
Краткая сугубая ектенья.
Молитва.
Просительная ектенья.
Пение хором молитвы «Отче наш...».
Благословение и общая чаша вина жениху и невесте.
Хождение вокруг аналоя с пением тропарей.
Снятие венцов.
Две молитвы.
Отпуст.
Молитвы восьмого дня на разрешение венцов.
Состав чина Таинства
Чин Таинства складывается из двух частей – обручения и венчания, первая из которых предваряет вторую, подобно тому, как Крещению предшествует оглашение и как Литургии верных (на которой совершается Таинство Евхаристии) предшествует Литургия оглашенных. Это деление имеет свой смысл: первая часть как бы готовит принимающих Таинство к его второй тайносовершительной части.
При этом обручение как бы отражает тот естественный брак, который был до Христа, брак между Адамом и Евой, брак с целью деторождения. Обручение свидетельствует признание Церковью тех взаимных намерений и чувств жениха и невесты, которые они удостоверяют в храме перед всеми там стоящими. Святая Церковь подтверждает искренность данного ими друг другу слова своим благословением и молитвами.
Последование Венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основание для совместной жизни в лоне Святой Церкви, под ее благодатным покровом.