Вселенная бесконечна, разум ограничен, нов своей ограниченности весьма преуспел и достиг известного мастерства. Мы нуждаемся в том, чтобы по возможности с большей четкостью очерчивать границы того или иного явления, пытаясь определить его начало и завершение.
Завершения того, чем мы с вами собираемся заниматься, нет и не предвидится, но начало, и довольно великое, существует. Связано оно с именем Зигмунда Фрейда, основоположника психоанализа — открытия, ставшего фундаментом, на котором зиждется вся современная наука о психическом мире человека.
Фрейд считал, что его метапсихология является третьим учением, нанесшим самый сокрушительный удар по нарциссизму (эгоцентрической самовлюбленности) человечества. Первым было утверждение Коперника о том, что Земля вовсе не пуп Вселенной, а ее далекая провинция. Вторым — теория Дарвина, заявившая о родстве, и не самом далеком, так называемого царя природы со своими человекообразными собратьями. И наконец, Фрейд с подачи этих интеллектуальных монстров забивает решающий гол в самую сердцевину, поразив нравственность возмутившегося человечества. Оказывается, Хомо Сапиенс далеко не Сапиенс. И то, что мы называем сознанием и интеллектом, отнюдь не главное в человеческой психике. Как раз наоборот — таинственные, неуловимые силы определяют наше поведение. Эти силы принадлежат миру Бессознательного — изначальному, но бесконечному, недоступному, но постижимому. Один психоаналитический афоризм выражает это положение в лаконичной и отточенной форме — формуле: сознание размышляет, бессознательное управляет.
|
|
В чем же проявляет себя это загадочное Бессознательное (в качестве синонима этому понятию в современной литературе можно встретить термин Подсознание)?
Бессознательное — это пространство наших:
• снов;
• фантазий;
• импульсов;
• побуждений;
• влечений;
• запретных желаний;
• инстинктов;
• оговорок.
Бессознательное — это то, что мы думаем на самом деле, но не подозреваем об этом. То, что мы думаем на самом деле, скрыто от нас самих за семью печатями.
Психоаналитический метод срывает эти печати и позволяет нам пробраться в тайну тайн человеческой личности.
Современный психоанализ (в зависимости) от цели подразделяется на лечебный и прикладной. Функции первого следуют из самого названия и вполне ясны. Прикладной психоанализ, который представляет для нас с вами непосредственный интерес, начинался также с работ Фрейда, посвященных культуре, религии, социологии — то есть области общественной жизни, где исследователь впервые попытался интерпретировать известные явления с точки зрения психоаналитической.
|
|
Поэтому мы проникнем в психомеханику человеческих взаимоотношений, с тем чтобы, используя эту же психомеханику, научиться оказывать максимально эффективное влияние на других людей и себя самого.
Начнем с того, что человеческое поведение детерминировано и не признает никаких случайностей, хотя на первый взгляд нам в глаза бросается совершенно обратное: наша обыденная жизнь переполнена вроде бы случайностями — случайно встретил, случайно не встретил, случайно забыл, случайно оговорился и т. д. (нет смысла продолжать этот бесчисленный ряд, вы сами в своей жизни можете отыскать множество подобных «случайностей»). Тем более следует запомнить важные положения:
• случайностей нет;
• всему есть строгая предопределенность и закономерность;
• за каждой случайностью в поведении ищите скрытый мотив.
Фрейд в своей работе «Психопатология обыденной жизни» приводит несколько примеров, где внешне невинные банальности оказались фатальными.
В первом случае — в семье молодых супругов, счастливых, нежных и преданных, жена случайно теряет обручальное кольцо. Она огорчена, но вскоре кольцо находится — под столиком в спальне. Вроде бы можно такому пустяку не придавать значения, но дотошный Фрейд придал и предсказал, что брак окажется неудачным. Через некоторое время брак расстроился.
В другом случае — в разговоре с пациенткой Фрейд обратил внимание, что та, постоянно расхваливая достоинства своей супружеской жизни, то и дело снимала и надевала на палец свое обручальное кольцо. Нетрудно догадаться, какое предположение Фрейд высказал и на сей раз. Как и в предыдущем случае, оно оказалось пророческим.
В чем же здесь дело?
Мистика ни при чем.
Все упирается в те неумолимые механизмы, согласно которым действуют психодинамические силы.
На уровне сознательном, то есть уровне общепринятом и допустимом, обе ситуации можно считать благополучными, но Бессознательное как в первом, так и во втором случае сопротивляется браку. Если Сознание уговаривает: «Все замечательно, все прекрасно», то Бессознательное стоит на своем: «Извини, ты мне друг, но истина дороже. Ты просто или не хочешь, или боишься признаться, что этот альянс тебе противен, просто отвратителен и ни о какой любви не может быть и речи».
Однако голос, идущий из глубин, старательно заглушается, а если он становится слишком настойчивым, начинаются репрессии. Наше Эго держит в своем распоряжении доходящий до бюрократического совершенства цензурный аппарат, который работает четко и неукоснительно. Цензура всегда на страже и не пропустит в светлое Сознание ни одну крамольную мысль из темных бессознательных недр. Поэтому, пока на поверхности тишь да гладь, в наших смутных глубинах поднимается настоящая буря.
В принципе человек более совершенен, чем человечество, и индивидуум более разумен, чем общество. Прежде чем объявить революцию, организм неоднократно предупреждает своего обладателя: «Внимание! Неблагополучие!» И если хозяин достаточно рассудителен, то неблагоприятная ситуация разрешается вполне лояльно.
Вся беда в том, что мы разучились, а скорее всего, не научились распознавать эти сигналы, игнорируем предостерегающие знаки и дожидаемся взрыва.
Бессознательное о своих намерениях сигнализирует именно посредством подобных символических знаков, которые воспринимаются или как невинные мелочи, или как досадные случайности.
Теперь возвратимся к примерам.
Действие: Женщина теряет кольцо.
Расшифровка: Кольцо — символ супружеского союза, верности, любви, преданности.
Интерпретация: Женщина теряет символ супружеского союза, верности, любви, преданности.
|
|
Вопрос: Почему?
Ответ Бессознательного: Потому что в данном случае я не принимаю этого и отвергаю данного мужчину. Я могло бы сказать об этом и прямо, но цензура не пропускает. Как мне еще заявить о своих притязаниях? Приходится прибегать к эзопову языку.
Стратегия: Поиск социально приемлемого варианта и осуществление действия через него.
Как видим, несмотря на все свои монопольные позиции, цензура оказывается ослабленной. Она заботится о том, чтобы Бессознательное не прорывалось в Сознание. Ну что ж, раз так — оно и не прорывается. Но в таком случае оно просачивается и начинает говорить с нами не напрямую, а действительно эзоповым языком. Оно в любом случае заявляет о себе, только используя окольные маневры. Этими обходными путями и являются как раз те «мелочи», которым мы не придаем значения.
Если бы Шерлок Холмс был не детективом, а психоаналитиком, он все равно бы произнес свою знаменитую фразу: «Мой дорогой Ватсон, в нашем деле нет и быть не может мелочей. Вся наша работа строится на этих мелочах, которые гораздо важнее видимых улик».
Поэтому приучите себя обращать внимание прежде всего на несущественные внешне, малозаметные детали в поведении людей и мысленно задавайте себе вопрос: «Что за этим скрывается?» Не бойтесь в первое время перегибать палку и стать похожим на двух персонажей из анекдота, где встречаются два психоаналитика, и один из них думает: «А что, если я скажу ему не "Здравствуйте, коллега", а "Доброе утро". Интересно, как он отреагирует?» — и говорит: «Доброе утро». «Что вы имеете в виду?» — тут же последовал ответ другого психоаналитика.
Со временем ваше восприятие натренируется и поведение будет естественным.
Пусть этот принцип — принцип детерминированности — войдет в ваше подсознание. Постоянно используя его, вы начнете видеть то, чего не видят другие.
Начните как можно скорее, прямо сейчас.
Вспомните случаи из своей жизни, когда вы:
• опаздывали на какую-нибудь встречу или свидание;
• забывали о своих обещаниях, ссылаясь на суету, текучку или просто свою забывчивость и рассеянность;
|
|
• говорили «да», а делали «нет», и наоборот;
• теряли чьи-то подарки;
• присваивали «случайно» чью-нибудь безделушку.
Вспомнили?
А теперь прокрутите в своей памяти те же самые явления, только происшедшие не с вами, а с теми людьми, с которыми вы общались или общаетесь.
Вам откроется новый мир, и вы обнаружите массу новых и интересных подробностей. Но не забывайте при этом держать в голове принцип детерминированности.
Если человек:
• опаздывает — значит, он бессознательно не слишком стремится к встрече;
• забывает — значит, он бессознательно не желает помнить.
Кстати, о забывании и забывчивости. Когда сознание получает какую-то не очень приятную или не очень значимую информацию, оно стремится освободиться от нее. И это логично. Ведь когда вы сталкиваетесь с теми или иными проблемами, вы не прыгаете от восторга, а думаете, как бы избавиться от них, вытолкнуть их из своей жизни. Наше сознание не глупее нас с вами и, получив порцию проблемной информации, вытесняет ее из своих законных владений. Информации ничего не остается делать, как отправиться туда, где ее охотно примут, то есть в область Бессознательного. Подобный процесс получил соответствующее название — Вытеснение. А информационный материал, который подвергся подобному остракизму, есть вытесненный в Бессознательное.
Таким образом, мы не забываем, а вытесняем.
Если я забыл подписать важные для вас бумаги, из-. вините, — рассеянность, суета и обстоятельства тут ни при чем. Просто я вытеснил это событие в силу моего подсоз-!• нательного нежелания делать то, что я должен сделать.
У вас назначена деловая встреча, предположим, на три часа дня. Ваш партнер опаздывает на несколько минут или в это время, если вы встречаетесь на его территории, он занят чем-то другим, сделайте соответствующие выводы. Вы уже знаете, что это может обозначать.