Аварии на водном транспорте возникают под воздействием опасных стихийных явлений (ураганов, штормов, туманов, льдов), по техническим причинам (ошибки при проектировании и строительстве судов), а также по вине капитанов, лоцманов и судового персонала (столкновения и опрокидывания судов, посадка на мель, взрывы и пожары на борту, неправильное расположение и крепление грузов).
Основными причинами аварий и гибели людей на водном транспорте являются:
• низкий уровень организации обеспечения безопасности и недостаточный опыт эксплуатации судов, особенно среди небольших и вновь организованных судовладельческих компаний (новые владельцы часто ставят коммерческие интересы выше требований и норм безопасности);
• физические и моральные старения судов; согласно данным Министерства транспорта Российской Федерации, более 58% судов от общего состава транспортного флота подлежат списанию, средний возраст судов приближается к 20 годам, при этом отмечено, что 40% аварий происходит на судах, эксплуатирующихся более 20 лет;
• нарушения правил движения водного транспорта, нарушения Правил перевозки грузов, ослабление контроля за техническим состоянием судов со стороны надзорных органов, низкое качество лицензионной работы;
• слабая обеспеченность регламентными проверками и ремонтами, некачественные и не проведенные в полном объеме ремонтные работы.
Нельзя не отметить такое обстоятельство, как состояние внутренних водных путей. На сегодняшний день многие конструкции, элементы оборудования и механизмы гидротехнических сооружений выработали свой проектный ресурс.
По данным МЧС России, в 2005 году на водном транспорте произошло 20 чрезвычайных ситуаций, в результате этого погибли 56 и пострадали 64 человека.
Внезапное обрушение здания