Отрочество и юность

О молодежи мы знаем из собственного родительского опыта, а теперь еще из рекламы, настырно внушающей нам мысль о том, что нынешняя молодежь выбирает «Пепси». Наверное этого недостаточно, а молодежный мир настоль­ко велик и сложен, что разобраться в нем может только настоящая наука.

Начало полового созревания знаменует собой окончание детства и вступ­ление ребенка в отрочество, которое подразделяется на два периода:

пубертатный период соответствует половому созреванию и продолжа­ется до 15 или 16 лет. В это время у подростка формируется новое пред­ставление о самом себе;

ювенильный период, продолжающийся с 16 до 18—20 лет, соответствует приспособлению подростков обоего пола к семье, школе и группе свер­стников.

Юность представляет собой переходный период от отрочества к зрело­сти; ей свойственно чувство психологической независимости, хотя чело­век еще не успел взять на себя никаких социальных обязательств. В психоло­ гии юность — это период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни (зрелости). Хронологические границы определяются по-разному, наиболее часто ис­следователи выделяют раннюю юность, т.е. старший школьный возраст (от 15 до 18 лет), и позднюю юность (от 18 до 23 лет). К концу юношеского периода завершаются процессы физического созревания человека. Психо­логическое содержание этого этапа связано с развитием самосознания, решением задач профессионального самоопределения и вступлением во взрослую жизнь.

На стадии полового созревания внимание подростка вновь сосредоточи­вается на своей собственной особе и потребностях собственного «Я». Одно­временно формируется сильная потребность в независимости и оригиналь­ности. Подросток открывает новый смысл вещей и законов, у него развива­ется способность к рассуждению и связыванию абстрактных понятий.

Согласно данным Л. Кольберга45 в возрасте от 4 до 10 лет поступки ребен­ка определяются внешними обстоятельствами. Точка зрения других людей в расчет не принимается. В возрасте от 10 до 13 лет ребенок уже начинает ориентироваться на мнение других людей. Он совершает поступок в зави­симости от того, получит он одобрение окружающих или нет. Позже его нравственные суждения выносятся в соответствии с уважением к власти и предписанными ею законами. Истинная нравственность, по Кольбергу, до­стигается только после 13 лет. Именно на этом уровне человек судит о пове­дении, исходя из своих собственных критериев, оправдание поступков ос­новывается на уважении демократически принятого решения или вообще на уважении прав человека. В 16 лет поступок квалифицируется как правиль­ный, если он продиктован совестью — независимо от его законности или мнения других людей.

До 15-летнего возраста у человека отсутствуют какие-либо точные цели, поэтому спрашивать о том, кем подросток станет в будущем, какую профес­сию выберет, бессмысленно. Он живет настоящим и имеет о будущем весь­ма смутное представление. В этот период происходит в основном развитие физических и умственных способностей.

Совсем иначе выглядит следующая фаза жизненного цикла, длящаяся с 15 до 20 лет. Она соответствует отрочеству и юности. В этот период человек

45 Kohlberg L. Moral development and identification // Child psychology. Chicago, 1963. P. 277-332.

осознает свои потребности, способности и интересы. Он вынашивает вели­кие планы, связанные с выбором профессии, партнера и вообще смысла собственной жизни. Этот период первых дерзаний позволяет ему оценить, в какой степени способен он овладеть определенными навыками и быстро достичь поставленных целей.

Известно, что знания, опыт, трезвый подход к жизни приходят только с годами, а молодости свойственны завышенные притязания, эмоциональная несдержанность, неумение ценить то, что есть.

И юность сулит отнюдь не только блага. Нахождение своей идентичнос­ти и связанного с ней места в жизни, преодоление многочисленных соци­альных препятствий — это те обычные и распространенные проблемы, кото­рые, однако, преодолевают далеко не все. В юности крайне болезненно воспринимаются такие удары судьбы, как невозможность поступить в выбранное учебное заведение, невозможность устроиться на интересную и хорошо оплачиваемую работу, разочарования в любви, неспособность соответствовать социальным ожиданиям, которые часто нереальны, но молодые люди этого еще не понимают.

Юношеский возраст — не фаза «подготовки к жизни», а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жиз­ненного пути. Будут ли юношеские годы счастливыми и творческими или же останутся в памяти сегодняшнего школьника как заполненные мелки­ми конфликтами, унылой зубрежкой и скукой, — во многом зависит от ат­мосферы, царяшей в школе, от его собственных отношений с учителями.

По-видимому, это состояние все более и более выделяется в особую ста­дию личностного и сексуального развития граждан современных обществ. Молодые люди в возрасте 20 лет, принадлежащие в основном к состоятель­ным группам, хотя и не только к ним, берут «тайм-ауты», чтобы путешество­вать, приобрести сексуальный, политический и религиозный опыт. Значе­ние этого «моратория» ввиду распространения длительного периода обуче­ния будет, по-видимому, возрастать.

Юность завершает активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет. Их еще на­зывают тинэйджерами. В этом возрасте происходят важные физиологичес­кие изменения (одно из них — наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появляются влече­ние к противоположному полу, агрессивность, зачастую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить сте­пень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самосто­ятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: