Контроль за своевременностью и полнотой поступления в РФ валютной выручки от экспорта товаров

Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям и осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности и осуществления валютного контроля по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.

При осуществлении внешнеторговой деятельности в паспорте сделки указываются:

1) номер и дата оформления паспорта сделки;

2) сведения о резиденте и его иностранном контрагенте;

3) общие сведения о внешнеторговой сделке (дата договора, номер договора (если имеется), общая сумма сделки (если имеется) и валюта цены сделки, дата завершения исполнения обязательств по сделке);

4) сведения об уполномоченном банке, в котором оформляется паспорт сделки и через счета в котором осуществляются расчеты по сделке;

5) сведения о переоформлении и об основаниях для закрытия паспорта сделки.

Сведения, за исключением пунктов 1 и 4, отражаются в паспорте сделки на основании документов, представленных резидентами. Паспорт сделки используется органами и агентами валютного контроля для целей осуществления валютного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом. Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком Российской Федерации. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке.

Резидент, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 Инструкции1, оформляет в уполномоченном банке паспорт сделки в соответствии с приложением 4 к настоящей Инструкции (по форме 1 при осуществлении валютных операций по контракту и по форме 2 при осуществлении валютных операций по кредитному договору) (далее - ПС) и осуществляет валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), только через свои счета, открытые в уполномоченном банке, оформившем ПС, либо в уполномоченном банке, принявшем на обслуживание контракт (кредитный договор) и ПС по нему, ранее оформленный в другом уполномоченном банке, и (или) через счет резидента, открытый в банке-нерезиденте, за исключением случаев, указанных в главе 12 Инструкции. В целях настоящей Инструкции под указанным в настоящем пункте уполномоченным банком следует понимать головной офис уполномоченного банка или филиал уполномоченного банка (далее - банк ПС). Резидент - юридическое лицо, являющийся стороной по контракту (кредитному договору), может предоставить право по оформлению ПС и осуществлению валютных операций, связанных с расчетами по такому контракту (кредитному договору), своему филиалу. При наличии в банке ПС расчетных счетов, открытых как филиалом юридического лица - резидента, оформившим ПС по контракту (кредитному договору), так и юридическим лицом - резидентом, валютные операции, связанные с расчетами по такому контракту (кредитному договору), могут осуществляться с использованием расчетных счетов юридического лица и его филиала. Резидент на основании договора, заключенного с уполномоченным банком, может предоставить уполномоченному банку через счета, в котором он будет осуществлять валютные операции, связанные с расчетами по контракту (кредитному договору), право заполнения ПС на основании представляемых резидентом в сроки, установленные пунктом 6.5 Инструкции, документов и информации, которые содержат все необходимые сведения, подлежащие отражению в ПС.

По каждому контракту (кредитному договору), указанному в главе 5 Инструкции, оформляется один ПС, за исключением случаев, указанных в главе 12 Инструкции. Резидент для оформления ПС в уполномоченном банке представляет заполненную форму ПС, документы и информацию, на основании которых заполнена указанная форма, в зависимости от того, какое из указанных ниже исполнений обязательств по контракту (кредитному договору) начнется раньше, включая срок их проверки уполномоченным банком, установленный пунктами 6.7 и 6.11 нструкции, не позднее следующих сроков:

при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях;

при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, - не позднее срока, установленного Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях;

при зачислении иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) от нерезидента на счет резидента, открытый в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, а также при списании иностранной валюты или валюты Российской Федерации по контракту (кредитному договору) в пользу нерезидента со счета резидента, открытого в уполномоченном банке или в банке-нерезиденте, в котором не определена сумма обязательств, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о валютных операциях при проведении той валютной операции, в результате которой сумма расчетов по контракту (кредитному договору) превысит в эквиваленте 50 тыс. долларов США по курсу иностранных валют по отношению к рублю на дату заключения контракта (кредитного договора), либо в случае изменения суммы обязательств по контракту (кредитному договору) на дату заключения последних изменений (дополнений) к контракту (кредитному договору), предусматривающих такие изменения;

при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае наличия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - не позднее даты подачи таможенной декларации, определяемой в соответствии с Инструкцией о порядке регистрации или отказе в регистрации декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20 мая 2010 года N 262 "О порядке регистрации, отказе в регистрации декларации на товары и оформления отказа в выпуске товаров" (официальный сайт Комиссии Таможенного союза http://www.tsouz.ru, 2 июня 2010 года);

при исполнении обязательств по контракту посредством вывоза с территории Российской Федерации или ввоза на территорию Российской Федерации товаров в случае отсутствия в нормативных правовых актах в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах;

при исполнении обязательств по контракту посредством выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах;

при исполнении обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанных в подпунктах 6.5.1 - 6.5.6 настоящего пункта, - не позднее срока, установленного настоящей Инструкцией для представления резидентом справки о подтверждающих документах.

Для оформления ПС резидент представляет в уполномоченный банк одновременно следующие документы и информацию:

один экземпляр ПС (по форме 1 и (или) по форме 2), заполненный в порядке, приведенном в приложении 4 к настоящей Инструкции;

контракт (кредитный договор), указанный в главе 5 настоящей Инструкции, исполнение обязательств по которому требует оформления ПС, либо выписку из такого контракта (кредитного договора), содержащую необходимую для оформления ПС информацию;

иные документы и информацию с учетом требований настоящей Инструкции, в том числе документы и информацию, которые содержат сведения (включая сведения, определенные (рассчитанные) резидентом самостоятельно), указанные резидентом в заполненной форме ПС, в том числе сведения о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору (при ее наличии на дату, предшествующую дате оформления ПС).

Уполномоченный банк принимает на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформляет по нему ПС либо отказывает в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом документов и информации, которые указаны в пункте 6.6 настоящей Инструкции.

Документы и информация, которые указаны в пунктах 6.6 и 6.11 Инструкции, считаются представленными резидентом в срок, установленный пунктом 6.5 Инструкции, в случае если уполномоченный банк принял представленные резидентом документы и информацию, принял на обслуживание контракт (кредитный договор) и оформил по нему ПС в срок, не превышающий в совокупности сроки, установленные настоящим пунктом и пунктом 6.5 Инструкции или пунктом 6.5 и абзацем вторым пункта 6.11 Инструкции.

В случае принятия уполномоченным банком на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему ПС уполномоченный банк в установленный пунктом 6.7 Инструкции срок формирует ПС в виде электронного документа, присваивает в порядке, установленном приложением 4 к Инструкции, номер ПС и обеспечивает ведение и хранение ПС в электронном виде.

ПС считается оформленным после присвоения ему банком ПС номера и проставления даты оформления и подписи ответственного лица.

Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком ПС резиденту.

Уполномоченный банк отказывает резиденту в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформлении по нему ПС по следующим основаниям:

из-за несоответствия данных, указанных в заполненной форме ПС, сведениям и информации, которые содержатся в контракте (кредитном договоре) и (или) иных документах и информации, которые представлены резидентом, в том числе из-за отсутствия в них оснований для оформления ПС;

если форма ПС заполнена с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией;

из-за непредставления резидентом в уполномоченный банк документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, в том числе представления неполного комплекта документов и неполной информации.

В случае отказа в оформлении ПС уполномоченный банк не позднее срока для отказа в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему ПС, установленного пунктом 6.7 Инструкции, информирует об этом резидента с указанием причин отказа в оформлении ПС, возвращает резиденту представленный комплект документов и информации с указанием даты их возврата.

В случае получения резидентом отказа в оформлении ПС резидент вправе после устранения выявленных недостатков повторно представить в уполномоченный банк документы и информацию, которые указаны в пункте 6.6 Инструкции, в срок, установленный уполномоченным банком.

В случае предоставления резидентом уполномоченному банку права на основании представленных резидентом документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, заполнить ПС резидент с соблюдением сроков, установленных пунктом 6.5 Инструкции, одновременно с документами и информацией, которые необходимы уполномоченному банку для оформления ПС, представляет в уполномоченный банк заявление об оформлении ПС, составленное по форме, согласованной уполномоченным банком с резидентом.

Уполномоченный банк проверяет полноту представленных резидентом документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, в срок, не превышающий три рабочих дня после даты их представления резидентом.

В случае представления резидентом в уполномоченный банк неполного комплекта документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, а также при отсутствии в них оснований для оформления ПС уполномоченный банк не позднее срока для отказа в принятии на обслуживание контракта (кредитного договора) и оформления по нему ПС, установленного абзацем вторым настоящего пункта, информирует об этом резидента с указанием причин отказа в оформлении ПС, возвращает резиденту представленный комплект документов и информации с указанием даты их возврата. В случае принятия уполномоченным банком представленных документов и информации, которые необходимы для оформления ПС, уполномоченный банк в установленный абзацем вторым настоящего пункта срок формирует ПС в виде электронного документа, присваивает в порядке, установленном приложением 4 к Инструкции, номер ПС и обеспечивает ведение и хранение ПС в электронном виде.

ПС считается оформленным после присвоения ему банком ПС номера и проставления даты оформления и подписи ответственного лица.

Оформленный ПС не позднее двух рабочих дней после даты его оформления направляется банком ПС резиденту.

В случае если для оформления ПС резидентом в уполномоченный банк представлен проект контракта (кредитного договора), резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты подписания соответствующего контракта (кредитного договора) представляет его в банк ПС.

Датой подписания контракта (кредитного договора) в указанном случае является наиболее поздняя по сроку дата его подписания или дата вступления его в силу либо в случае отсутствия этих дат - дата его составления.

В случае если в связи с подписанием контракта (кредитного договора) возникают основания для внесения изменений в ПС, ранее оформленный по проекту такого контракта (кредитного договора), резидент в порядке, установленном главой 8 Инструкции, вносит изменения в такой ПС.

В случае непредставления в банк ПС подписанного контракта (кредитного договора) по истечении одного года после даты представления проекта контракта (кредитного договора), по которому оформлен ПС, банк ПС в произвольной форме информирует об этом орган валютного контроля, уполномоченный Правительством Российской Федерации.

Резидент представляет в банк ПС заявление о закрытии ПС в следующих случаях:

при переводе ПС из банка ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в другой уполномоченный банк (в другой филиал этого уполномоченного банка, из головного офиса в филиал этого уполномоченного банка, из филиала в головной офис этого уполномоченного банка), а также при закрытии резидентом всех расчетных счетов в банке ПС;

при исполнении сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору), включая исполнение обязательств третьим лицом - резидентом (другим лицом - резидентом);

при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) другому лицу - резиденту либо при переводе долга резидентом по контракту (кредитному договору) на другое лицо - резидента;

при уступке резидентом требования по контракту (кредитному договору) нерезиденту;

при исполнении (прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, не указанным в подпунктах 7.1.2 - 7.1.4 настоящего пункта, основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации;

при прекращении оснований, требующих в соответствии с настоящей Инструкцией оформления ПС, в том числе вследствие внесения соответствующих изменений и (или) дополнений в контракт (кредитный договор), а также в случае если ПС был ошибочно оформлен при отсутствии в контракте (кредитном договоре) оснований, требующих его оформления.

В заявлении резидента о закрытии ПС должны быть указаны:

сведения о резиденте - полное или сокращенное фирменное наименование юридического лица (его филиала) (для коммерческих организаций), наименование юридического лица (его филиала) (для некоммерческих организаций) или фамилия, имя, отчество (при его наличии) физического лица - индивидуального предпринимателя, физического лица, занимающегося в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. В написании наименования допускается использование общепринятых сокращений;

реквизиты ПС (номер и дата);

основание для закрытия ПС со ссылкой на соответствующий подпункт пункта 7.1 Инструкции;

дата подписания резидентом заявления о закрытии ПС и проставлена его подпись.

В одном заявлении о закрытии ПС резидент может указать информацию о закрытии нескольких ПС.

Одновременно с заявлением о закрытии ПС по основанию, указанному в подпункте 7.1.3 пункта 7.1 Инструкции, резидент представляет в банк ПС документы, подтверждающие уступку требования по контракту (кредитному договору) другому лицу - резиденту либо перевод долга по контракту (кредитному договору) на другое лицо - резидента.

Одновременно с заявлением о закрытии ПС по основанию, указанному в подпункте 7.1.5 пункта 7.1 Инструкции, резидент представляет в банк ПС справку о подтверждающих документах и документы, содержащие сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, не указанным в подпунктах 7.1.2 - 7.1.4 пункта 7.1 настоящей Инструкции, основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Одновременно с заявлением о закрытии ПС по основанию, указанному в подпункте 7.1.6 пункта 7.1 настоящей Инструкции, резидент представляет в банк ПС документы, свидетельствующие об отсутствии (прекращении) оснований, требующих оформления ПС.

Банк ПС в срок, не превышающий три рабочих дня после даты представления резидентом заявления о закрытии ПС и документов, необходимых для закрытия ПС, проверяет заявление о закрытии ПС, полноту представленных документов, соответствие основания закрытия ПС сведениям, содержащимся в представленных документах и иной информации, имеющейся в банке ПС, и принимает решение о закрытии ПС либо об отказе в закрытии ПС.

В случае непредставления резидентом в банк ПС необходимых для закрытия ПС документов, либо представления документов, не содержащих необходимых сведений, подтверждающих указанное резидентом основание закрытия ПС, либо отсутствия в банке ПС необходимой для закрытия ПС иной информации банк ПС не позднее срока, установленного пунктом 7.5 настоящей Инструкции, возвращает резиденту заявление о закрытии ПС, представленные документы и информирует резидента о причинах отказа в закрытии ПС с указанием даты возврата представленных документов.

В случае получения резидентом отказа в закрытии ПС резидент вправе после устранения выявленных недостатков повторно представить в банк ПС заявление о закрытии ПС и необходимые документы.

При принятии заявления о закрытии ПС и документов, необходимых для закрытия ПС, банк ПС в установленный пунктом 7.5 настоящей Инструкции срок закрывает ПС и не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия передает резиденту, за исключением случая, установленного абзацем вторым настоящего пункта, на бумажных носителях закрытый ПС и сформированную на дату закрытия ПС ведомость банковского контроля, порядок формирования и ведения которой установлен главой 10 настоящей Инструкции, и по желанию резидента ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде в форматах, установленных приложениями 8 и 9 к настоящей Инструкции.

При закрытии резидентом ПС по основаниям, указанным в подпункте 7.1.1 пункта 7.1 Инструкции, банк ПС передает резиденту на бумажных носителях экземпляр закрытого ПС и два экземпляра сформированной на дату закрытия ПС ведомости банковского контроля, а также ПС и ведомость банковского контроля в электронном виде в форматах, установленных приложениями 8 и 9 к настоящей Инструкции, для последующего представления резидентом в другой уполномоченный банк, в котором будет осуществляться обслуживание контракта (кредитного договора).

ПС считается закрытым с даты, указанной банком ПС в разделе 4 ПС, в порядке, указанном в приложении 4 к Инструкции.

Банк ПС вправе самостоятельно закрыть ПС по истечении 180 календарных дней, следующих за датой, указанной в графе 6 раздела 3 ПС, в следующих случаях:

при исполнении (прекращении) исходя из имеющейся в банке ПС информации всех обязательств по контракту (кредитному договору) и непредставлении резидентом заявления о закрытии ПС;

при неисполнении исходя из имеющейся в банке ПС информации всех обязательств по контракту (кредитному договору) и непредставлении резидентом в течение 180 календарных дней, следующих за датой, указанной в графе 6 раздела 3 ПС, установленных настоящей Инструкцией документов и информации, на основании которых банк ПС ведет ведомость банковского контроля.

В случае, указанном в настоящем пункте, банк ПС информирует (по своему усмотрению) резидента о закрытии ПС в срок не позднее двух рабочих дней после даты его закрытия.

Если резидент после даты закрытия ПС по контракту (кредитному договору) в случае изменения суммы обязательств по такому контракту (кредитному договору) либо продления срока завершения обязательств по такому контракту (кредитному договору) продолжит исполнение обязательств по нему, банк ПС на основании заявления резидента, составленного в произвольной форме и представленного в банк ПС, изымает из досье валютного контроля ПС и ведомость банковского контроля и продолжает учитывать исполнение обязательств резидента по этому контракту (кредитному договору) в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

В указанном случае резидент в порядке, установленном главой 8 Инструкции, вносит соответствующие изменения в такой ПС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: