Название этапа формирования УУД

Общие рекомендации по разработке

Методического обеспечения и формирования УУД

1. Поэтапное формирование УУД должно происходить, во-первых, посредством всех шести этапов: от выполнения действия с опорой на материальные средства к умственной его форме и, во-вторых, от совместного выполнения действия с учителем или сверстниками к самостоятельному выполнению, основанному на саморегуляции.

2. Для каждого УУД требуется: а) разложить его на соответствующую систему действий и операций; б) выбрать тип ООД; в) наглядно представить подробную схему ООД, которая впоследствии будет предъявлена обучающемуся в готовом виде или разрабатываться в совместной деятельности учителя и ученика; г) выделить критерии (условия) перехода обучающегося от одного этапа формирования действия к другому; д) подобрать итоговые и промежуточные контрольные вопросы (задания) на оценку (самооценку) сформированности составляющих УУД и самого УУД.

3. При реализации этапов усвоения УУД необходимо соблюдать следующие рекомендации (см. табл. 2):

4. Доведение материального (материализованного) действия до умственного этапа (интериоризация) не означает конца его развития. Сформированные умственные действия могут понадобиться для решения других задач, которые потребуют от обучающихся обратного развертывания действия (экстериоризации).

5. При организации контроля за формированием УУД важно помнить:

а) на первых этапах процесса усвоения контроль должен быть пооперационным;

б) в начале материального (материализованного) и внешнеречевого этапов контроль во внешней форме должен быть систематическим – за каждым выполняемым заданием;

в) в конце этих этапов, а также на последующих этапах такой контроль должен быть эпизодическим – по требованию обучающегося.

6. При оценке сформированности УУД и отдельных их составляющих важно учитывать все характеристики (параметры) действия:

а) независимые (первичные): обобщенность, развернутость и освоенность (автоматизированность, быстроту и др.));

б) вторичные: разумность, сознательность, абстрактность, прочность как результат обобщенности и автоматизации (П.Я. Гальперин, 1954 и 1959).

Название этапа формирования УУД

Формирование схемы ООД (ознакомление с действием и условиями его выполнения).

Рекомендации по организации формирования УУД:

1. Если ученик, наблюдая за действиями учителя и его объяснением, «все понял», это не значит, что он научился и цель этапа достигнута. Усвоение происходит только через выполнение действий самим обучающимся.

2. Предъявление признаков, входящих в содержание ООД, на примере реального предмета является неэффективным, т.к. признаки в нем слиты со множеством других свойств.

Название этапа формирования УУД:

Формирование в материальной (материализованной) форме основы действия.

Рекомендации по организации формирования УУД:

1. Манипулирование с предметом действия в период обучения должно быть через реальные предметы (или их изображения), т.к. увлеченность моделями, схемами и т.п. может мешать формированию у обучающегося способности к абстрагированию.

2. Для обобщения действия необходимо подбирать задачи, отражающие типовые случаи применения данного действия, но в то же время не должно быть много типовых задач, т.к. это будет способствовать слишком ранней автоматизации действия.

3. Переход на следующий этап должен осуществляться постепенно как по качественной, так и по количественной линиям: а) от манипулирования материальными предметами или их изображениями необходимо сначала перейти на модели, схемы или чертежи и только затем к словесной понятийной внешнеречевой форме; б) от ручных операций (практических) к их перцептивной форме (к теоретическим операциям, выполняемым глазом с опорой на материальные или материализованные объекты).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: