1. Определение и классификация форм воспитательной работы
2. Характеристика форм воспитательной работы
3. Выбор формы воспитательного мероприятия
Форма воспитательного процесса - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом. Форма воспитательной работы — это организационная структура, педагогическое действие, мероприятие, в котором реализуются задачи, содержание и методы конкретного воспитательного процесса. Формы определяют организационную сторону: кто, где, как, когда и в каких условиях ведет конкретную воспитательную работу с воспитанниками. Форма как часть процесса воспитания зависит от целей, содержания, методов и одновременно обусловливает их осуществление. Формы воспитания зависят от конкретных педагогических ситуаций, разнообразны.
Форма помогает дифференцировать педагогическое влияние, подчеркивая особенность малышей и старших, девочек и мальчиков, подростков и юношей.
Содержание и форма неразрывно взаимосвязаны между собой - изменение содержания влечет за собой изменение формы и наоборот. Содержание формируется, форма наполняется содержанием. Содержание воспитательного процесса реализуется посредством определенных форм.
|
|
В педагогике выделяют различные формы организации воспитательного процесса. Каждая из них создавалась для реализации определенного содержания в определенных условиях.
Классификация форм воспитания по количеству охватываемых процессом воспитания: индивидуальные, микрогрупповые, групповые (коллективные) и массовые. Эффективность воспитательного процесса зависит от формы его организации. На реализации содержания и особенно на управлении воспитательной деятельностью сказывается число воспитанников. При увеличении числа воспитанников качество воспитания снижается. Большинство современных воспитательных систем использует групповые (коллективные) формы воспитания, отличающиеся достаточной эффективностью при условии квалифицированного педагогического руководства и относительно низкой экономической стоимостью педагогических услуг.
Типы форм воспитательной работы по количеству участников:
· индивидуальные — беседы, занятия воспитателя с одним воспитанником;
· групповые — несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте;
· массовые — несколько классов, школа, район, вся страна проводят пр аздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия.
Различие форм работы по основному виду деятельности: формы познавательной деятельности, трудовой, общественно полезной, эстетической, физкультурно-оздоровительной, ценностно-ориентационной (Н. Е. Щуркова).
|
|
Н. И. Болдырев выделил формы воспитательной работы в зависимости от метода воспитательного воздействия:
· словесные — собрания, сборы, линейки, лекции, конференции, встречи, устные газеты, радиожурналы;
· практические — походы, экскурсии, спартакиады, олимпиады, конкурсы, субботники, тимуровская работа и др.;
· наглядные — музеи, выставки, витрины, стенды, стенные газеты и пр.
Формы внеурочной воспитательной работы по воспитательной задаче:
1) формы управления и самоуправления школьной жизнью — собрания, линейки, митинги, часы классных руководителей, совещания органов самоуправления;
2) познавательные формы — экскурсии, походы, фестивали, устные журналы, информации, газеты, тематические вечера, студии, секции, выставки;
3) развлекательные формы — утренники и вечера, «капустники».
Традиционные формы: школьный театр, художественные конкурсы, олимпиады, дискуссии, прогулки на лоно природы, турниры, вечера отдыха, школьный лекторий, танцевальные вечера, юбилейные торжества, трудовой десант, школьный пресс-центр, музейные экскурсии, школьные праздники, соревнования. На практике каждая из форм выступает в своем вариативном виде, и модификации форм иногда очень не похожи друг на друга. Например, дискуссия принимает свои вторичные формы: круглый стол, разговор при свечах, конверт дружеских вопросов, сократовская беседа, разброс мнений.