Письмо старца ионы киевского

Христос посреде нас!

Любезный брат о Господе и по плоти Егор Павлович. Прошу и умоляю тебя, брат, напоминай братьям Иоанну и Терентию быть хорошими и честными людьми, и да проходят жизнь свою нескверно, чисто пред Богом и людьми, удаляются всякого лукавства, коварства, обмана и лжи. Пусть они пустяками не занимаются: табаку, папирос, сигар и трубок отнюдь не позволяй им иметь, этою дуростью пусть себя не заражают. За водку, воровство и нечистую жизнь наказывай розгами, это лучшее лекарство от всех шалостей, пусть чрез это научатся исполнять заповеди Господа.

Сам ты старайся вести себя, как достойно отцу и главе семейства: будь примерным христианином, образцом благочестия, чтобы всем быть полезным только добром, ибо лишь это достойно подражания и славы. Хмельных напитков не употребляй, ибо какая польза в винных парах и удовольствиях в бессознательном состоянии? Кого вино сделало честным? Не наоборот ли? Старайся буйности и невежества, часто присущих людям, не выказывать пред другими, чтобы кого-нибудь не прельстить и не соблазнить. Бойся Бога, [бойся] дать какой-либо повод к соблазну - ответишь за погибшего ты, как соблазнитель. Старайся быть ко всем уважительным, придерживайся старинной простоты, а не новой напыщенности; будь чистосердечен и приветлив. Всем желай только доброго, во имя Бога люби всех. Ведь все мы братья. Знайся же и посещай тех, в которых нет никакого соблазна, где можешь себе почерпнуть пользу, с теми имей содружество, ибо это поддержит в жизни. Теперь ты немолод, старайся же быть мужем Богоугодным, а я как монах обязан был напомнить тебе обо всем, что ты, возможно, и знал, но или по безпечности, или же по нерадению и незнанию пропускал без должного внимания. Бог даст тебе благая Его. Сестре Анне почаще напоминай, чтобы она; была кротка и смиренна, с мужем почтительна и не забывала, что она имеет брата своего в чине монашеском. Это должно приводить ее в размышление и покорность. Пребывайте же все вы в любви, которая многоценна пред Богом. Василию же Ивановичу передай мое почтение. Скажи ему, что я не забыл его и до смерти люблю. Об одном сожалею, что он, живя в миру, проводит свои дни в одиночестве, так опасном - особенно для него. Боюсь, что сатана через Божие попущение посмеется над ним, и он погрязнет в плотской нечистоте, и через это лишится Божией благодати, а потом и Бога забудет, ибо говорит Священное Писание: "Парение похоти променяет ум незлобив" (Прем. 4, 12).

Предлагаю ему свой добрый совет, хочет послушает или нет -его воля: пусть женится, ибо Апостол говорит: "Лучше бо есть женится, нежели разжизатися" (1 Кор. 7, 9). Трудно жить в мире небрачно, разве только особая благодать Божия покроет душу и защитит от терзания страстей. Кроме же благодати, неудобно победить огонь страсти.

Скажи ему от меня, как я люблю его, и он это знает, что страсти не долговечны в наслаждениях и в конце приносят страдания и терзания, но Господь пребывает в истине и чистоте.

Пребывая в одиночестве, холостяк велик есть; пребывающий же в супружестве, и оберегающий честь семейной, обоюдной жизни, и оставшийся до гроба в ненарушимой ограде, хранящий тайну и святыню этой супружеской жизни и соблюдающий заповеди Божий праведен пред Господом. Как иная слава - солнцу, иная - луне, иная - звездам, а звезды разнствуют между собою в славе, красоте и блеске, так и в Царстве Небесном каждый будет иметь по своим делам награду от Всеправедного Судии Бога.

Спаси тебя Господи, любезный брат, и всех с тобою. Шлю тебе священную просфору. Всех вас да спасет Господь и помилует.

Ваш богомолец иеродиакон Иона. 1855 года, 2-го октября. Киев. "Духовный собеседник", №3, 1998.

- Нормальна ли эта ситуация, когда мужчина или женщина сознательно или по стечению обстоятельств остаются "старыми холостяками"? Многие даже подчеркивают свое нежелание жить семейной жизнью.

- Вопрос этот непростой. Общество настолько разное, люди настолько разные, представления разные. Если человек неверующий, то трудно объяснить причины. Самая главная, наверное, заключается в недоверии, в отсутствии веры в Бога, когда человек просто страшится свою семью создавать. Когда мы говорим о верующих людях, то, как потом открывается, многие "старые холостяки" имели тайный монашеский постриг или жили в подражание монашествующим, хранили целомудрие ради Бога.

- Как относится Церковь к тому, что одинокая женщина решила родить ребенка и воспитывать его сама?

- Блуд, он и есть блуд. Грех, он и есть грех. Человек смирился с тем, что семью невозможно создать, нужно смириться и с тем, что ребенка вне семьи нельзя рожать. Бывают случаи, конечно, искушения и падений. Тогда рождение ребенка вне брака - это покаянная ситуация. Но если человек осознанно идет на рождение ребенка вне брака, нужно понимать, что он осознанно идет на грех. Конечно, никому запретить ничего нельзя, потому что человек свободен в своем выборе, но заповедь Божия известна: "Не прелюбы сотвори", то есть не прелюбодействуй. Сожительство вне брака - прелюбодейство, блуд. И об этом говорит Божие откровение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: