Я бродил по острову и удивлялся обилию цветов, всюду благоухающих и никем не сеянных, и увидел в чащобе брата Никифора. Он стоял у старого полугнилого дерева и издали знаками отстранял меня, чтобы я не шел дальше. Я отошел от того места и пошел в другую сторону, а по вечеру брат Никифор сказал мне с улыбкой:
- Не сердись, младо, что прогнал тебя. Нам Бог милость послал: я пчелиный рой в лесу поймал. Будем с воском. Я научу тебя свечи делать и пчелу тебе передам. Я пчелы недостоин по грехам моим. Это на твою долю пчелу Господь послал. Знаешь, пчеле дан особый талант: чистоту чуять, она детскую душу любит. А ты у нас "отроча младо".
"На похвалы молчи", - вспомнил я слова старца, еще в монастыре мною слышанные, но смутился душою: "Господи! Господи! Я-то - дитя?"
Я грешник. Я с раннего детства храню и не извергаю из себя злые мысли, преступные хотения; помыслы суеты и борения мучат меня. Осили, Господи, осиливающего меня!
Призвал нас старец и толковал Евангелие:
- Что значит "будьте, как дети"? Как мыслите?
|
|
- Дети смиренны, - я отвечал.
- Есть и злобные, - возразил, - мучат животных, разоряют птичьи гнезда. Есть и убийцы - дети.
- Я, взрослый, не имею послушания, а дети послушны, отче, - брат сказал.
- Есть и непослушные, даже до противления родителям.
- Не разумеем, святе.
- Един свят. Непослушные и послушные, смиренные и злобные, все дети в одном сходны: по младости, по слабосилию и совершенному неумению к собственному попечению о себе, все одинаково без отца существовать не могут, имеют в отце нужду неотменную, и это единое знают, и плачут горько, видя себя оставленными отцом, предвидя неминуемую гибель. Взрослые же на себя надеются и в отце не видят нужды. Да не уподобимся взрослым. Почувствуем себя и в злобе и в непослушании нашем детьми, в отце вечно нуждающимися. Сия нужда спасительна. Сие и значит: "будьте, как дети".
Из воспоминания священника Сергея Дурылина. "Московский журнал", №8, 1991.
- Родители довольны, что ребенок занят компьютером, не бегает, не мешает, а даже чему-то полезному учится. Правы они?
- Воспитание - это питание, а культура - это возделывание. Возделывать можно только то, что посеял и взрастил. Поэтому задача родителей - все время сеять. Если не сеют родители - сеет кто-то другой. Если ты пшеницу не посеял, то одни плевелы будут и даже урожай не соберешь. В детстве все время что-то сеется, в том числе и на улице, и по телевизору. Это те семена, которые потом дают свой плод. У человека под воздействием того, что он воспринимает, формируется отношение к жизни. Поэтому когда родители отдают ребенка в руки других, то должны понимать, что он не просто телевизор смотрит, а смотрит фильм, сделанный таким-то человеком. Бесследно это зрелище не проходит. Если родители действительно заняты, то и ребенок, конечно, не должен праздно время проводить, но необходимо контролировать его занятия. Важно знать, какие книги он читает, для чего включил компьютер. Всегда быть бдительными. Известно, что хорошую культуру трудно вырастить, а сорняки растут сами. И если уж они попали, то потом всю жизнь придется их выдергивать. А перевоспитание - процесс очень трудный.
|
|
- Почему надо остерегаться компьютерных игр?
- Детская игра - творческая. Ребенок сам творит тот мир, в котором он живет. Это детский мир - ангельский, целомудренный. Когда ребенок садится у компьютера, перед ним открывается искаженный страстями мир, созданный взрослыми людьми. Самое опасное то, что присущие им страсти взрослые вкладывают в детей и часто навязывают им роль, не свойственную ни по возрасту, ни по духовному развитию. Такая игра вместо того, чтобы развивать и хранить ребенка, может настолько исказить его духовную жизнь, потрясти его психику, что в итоге мы получаем нервные заболевания и даже беснования. Большинство компьютерных игр отличаются жестокостью, агрессивностью. Такие игры - один из способов разрушения человека. С точки зрения православной антропологии, человек состоит из духа, души и плоти, а значит, человек имеет право на жизнь плотскую, душевную и духовную. Все защищают плотскую жизнь, принимают меры, чтобы человек сохранился как биологическое существо. Но если искажаются нравственные ориентиры, если искажаются духовные основы жизни, человек ведь тоже уничтожается. Компьютерные игры убивают в человеке духовную жизнь. В результате остается одна биологическая оболочка.
- Дети любят порой сочинять, напридумывать каких-то невероятных историй. Это невинная шалость?
- Надо знать, с какой целью это делается. Некоторые сочиняют, чтобы похвалиться, некоторые - чтобы обмануть. Если ребенок, сочиняя, продолжает развитие сказочных сюжетов, я думаю, здесь особого вреда не бывает. Хотя уход в мир иллюзий лучше не поощрять. Живи этим миром, реальностью, потому что мечтательность, сочинительство уводят людей в мир иной, в мир нереальный, потом они эти все мечтания пытаются перенести в свою жизнь, и несоответствие вызывает потрясения. Поэтому особую мечтательность, воображение развивать не следует. Должен быть разумный прагматизм в жизни человека, ощущение реальности. А некоторые начинают сочинять и придумывать то, что и сочинять-то не надо. Мир прекрасный, реально существующий, видимый и невидимый, нужно познавать. Это гораздо полезнее.
- Взрослые могут проводить досуг одни, без детей?
- Не нужно к этому стремиться, а по необходимости, конечно, могут. Но нельзя такое времяпрепровождение превращать в поиск удовольствий, развлечений, в привычку.
- Когда в доме торжество и есть приглашенные гости, стоит ли детей сажать за стол со взрослыми?
- Нельзя гарантировать, что никто из взрослых не позволит себе вольности в застольных разговорах, в поведении, особенно если винопитие сопровождает застолье. Поэтому лучше, конечно, не брать детей с собой в такие компании. А если уж нет возможности избежать этого, то в отдельной комнате столик им накрыть. Сажать детей следует только за семейный стол.
О хранении родственных отношений. Если в единодушии дети растут, то они потом единодушие это хранят.
- Как заложить такие основы, чтобы не разрушилось родство у детей во взрослой жизни?
- Священное Писание об этом говорит, повествуя, как Христос сказал, указывая на собравшихся вокруг учеников: "Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его" (Лк. 8, 21). То есть дух объединяет. Дети могут быть разными, но если их объединяет дух, то они будут любить друг друга и дружить. А если дух разный, разная направленность жизненная, то искусственно их не объединишь. Законы любви, конечно, существуют, и родственные отношения нужно хранить. Но все же дух нас больше объединяет, чем родство. Если в единодушии дети растут, то они потом единодушие это хранят.
|
|
- Бывает, что после смерти родителей деление наследства влечет за собой ссоры между детьми.
- Когда живут не по-христиански - бушуют страсти, и в них очень трудно разобраться. Сатана хочет всех нас перессорить, особенно близких. Благородство христианина состоит в том, чтобы ради сохранения мира отказаться от части своего наследства. Кто-то должен быть мудрым. И необходима родительская мудрость, потому что нельзя уходить из жизни, не наведя во всем порядок. При жизни нужно все уладить, постараться как можно меньше оставлять после себя проблем. К смерти нужно готовиться.
- Почему старшие силой утверждают свое старшинство, а младшие так же завоевывают свою независимость?
- Это происходит от ненормальности нашей жизни. Основной чертой русского человека всегда была забота о младших. У родителей много было дел по хозяйству, и они младших детей поручали старшим. Старшие были няньками, покровителями.
Они понимали, что от них зависит жизнь младшего брата или сестры, а у тех отношение к старшим было почти как к родителям - благоговейное. Разрушение же уклада жизни нашего народа, семейных традиций привело к ненормальным отношениям между старшими и младшими.
- Как относиться к тому, что у родителей бывают любимчики?
- Умение любить всех - обязанность христианина. Когда кого-то любим больше, кого-то меньше, то дело не в детях, а в родителях - в их духовном нездоровье. Любить - это бескорыстное состояние, а если ты выделяешь кого-то, значит, за что-то любишь. Элемент корысти появляется.
- Что нужно делать, если дети не хотят принять отчима или мачеху?
- Сердце нужно завоевывать. Это мудрость и матери, и будущего отчима. Нельзя торопить события, нужно найти подход к ребенку.
|
|
- Почему существует вражда между стариками и взрослыми детьми?
- Это обострение тех отношений, которые уже были заложены в семье. Они являются следствием нашего отпадения от Бога: когда по своим законам живем. Если уж оказались в такой ситуации вражды, нужно смиряться и терпеть. По грехам своим наказываемся. Мы воспитали таких детей - на кого жаловаться?
- Кто виноват в этом?
- Все! Если в семье что-то случается, виноваты все. Каждый человек должен усилия прилагать, преодолевать эти искушения. Каждый. И ребенок в том числе. Семейная беда - это беда всех.