Наружный и внутренний декор готических соборов

Средневековые художники страстно любили чистые, звучные краски: это сказалось и в витражах, и в миниатюрах.

Целые поколения художников- ремесленников «сплетали корону господу из всех живых существ».

Искусство говорило о жизни, а жизнь была не только интересной, но и жестокой и драматичной: ужасные крестовые походы, процессы ведьм, исступленные психические эпидемии, постоянные междоусобные войны. Образ страдающего, оскорбленного человека - затаенный внутренний нерв готического искусства. Недаром готика так возлюбила сюжеты, связанные с мученичеством Христа.

Готический собор Парижской Богоматери царит над городом и перед ним меркнет архитектура барокко, классицизма, ампира. Многие городские соборы были так велики, что все население тогдашнего города не могли бы его заполнить. Ни снаружи, ни внутри Готические соборы не кажутся мрачными, живописные, динамические, обширные- они, как воплощение деятельной жизни средневекового города. Стиль готики бурно, темпераментно драматичен. Соборы и ратуши возводились по заказам городских коммун. Камень за камнем горожане возводили свой собор, как символ независимости.

Нотр Дам де Пари

Жан де Шель, Пьер де Монтрёй и др.
Строительство 1163—1345 годы

Все в целом изобразительное убранство соборов мыслилось, как своеобразная энциклопедия средневековых знаний, причем в каждом соборе прослеживается какая-то сквозная тема: Парижский посвящается Богоматери, собор в Лане - аллегориям наук, свободных искусств и рассказам о судесах творения, Реймс- портретам французских королей, Шартерский собор «энциклопедичен», охватывая все разветвления средневековой мысли и представляя широкую картину символов земного и небесного мира.

Аллегории грехов были поводом для изображения сказочных язцческих чудовищ- вроде химер, несущих ночную дозорную службу в соборе Нотр - Дам. Более того -в храме были и прямые сатиры на монахов и церковников. На капители Страсбургского собора изображена церковная месса с участием волков, лисиц и зайцев.

Собор в Парме

Как отметил Виктор Гюго: «Книга архитектуры не принадлежала больше духовенству, религии, риму, но -воображению, поэзии, народу. Целые поколения художников- ремесленников «сплетали корону господу из всех живых существ».

Искусство говорило о жизни, а жизнь была не только интересной, но и жестокой и драматичной: ужасные крестовые походы, процессы ведьм, исступленные психические эпидемии, постоянные междоусобные войны.

Собор в Страсбурге Нотр- Дам 1647-1874

Одинокий шпиль Нотр-Дам является его наиболее характерной и узнаваемой чертой - на протяжении более четырех столетий это было самое высокое здание в мире. Гете, который учился в Страстбургском университете Франции, ежедневно поднимался на колокольню собора, чтобы преодолеть страх высоты

Астрономические часы - одна из главных достопримечательностей собора Нотр-Дам в Страсбурге. Этот массивный механизм собрал в себе навыки и знания лучших математиков, астрономов и техников Европы XVI века.

собор в Реймсе(закончен в 15 в) Христос странствующий

Готические художники умели передавать не только пафос страданий, но и чувство сострадания. Эту тишину глубокого чувства может выразить не всякое искусство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: