Под мировоззрением понимается совокупность взглядов на мир в целом – явления природы, общественные процессы и сознание людей и место человека в нем. В современной литературе мировоззрение определяется как совокупность (система) научных, философских, политических, правовых, педагогических взглядов и убеждений людей. Главные понятия определения – «природа», «общество», «сознание людей».
В процессе развития ребенок открывает для себя свой внутренний мир. Интеллектуальное развитие, сопровождающееся накоплением и систематизацией знаний о мире и интереса к своей личности, формированием мировоззренческие взглядов. Картина мира при этом может быть материалистической или идеалистической, создаваться на базе религиозных представлений и т.д. Сам процесс познания окружающего мира имеет свою специфику в разные возрастные периоды. Следует иметь в виду, что мировоззренческие проблемы не решаются один раз в жизни, раз и навсегда. Последующие кризисы, осложнения, повороты в судьбе приведут к пересмотру юношеских позиций. Взрослый человек будет возвращаться к этим «вечным» вопросам, отказываясь от прежних взглядов или упрочиваясь в своем мнении, но уже на другом, более высоком уровне.
Как понимается в обществе положительная личность?
Только на определенном уровне психофизического развития человек становится положительной личностью. Этот уровень характеризуется появлением определенной направленности личности, появлением собственных взглядов и отношений, собственных требований, оценок и самооценок, иначе говоря, появлением внутренней среды, внутренних требований к себе и внутренних санкций. На каждом возрастном этапе, в каждый данный момент воспитанник находится на определенном уровне личностного развития. Наиболее общим показателем результата процесса воспитания положительной личности принято считать воспитанность (качество и уровень воспитанности).
Для окружающих людей воспитанность проявляется, прежде всего, во внешней реакции человека на социальные требования, которые диктует ему определенная среда, в формах самопрезентации, в доминирующих поступках.