Рассмотрим пример: Функция спроса населения на данный товар: Qd = 7 –P; функция предложения: Qs = -5 + 2p, где Qd – объем спроса в млн. шт. в год; Qs – объем предложения в млн. шт. в год; P– цена товара. Найти равновесную цену и равновесное количество, т.е. найти координаты точки пересечения графиков спроса и предложения.
Поскольку заданные функции отражают линейную зависимость, то каждый из графиков можно построить по двум точкам. Для кривой спроса: если P = 0, то Qd = 7; если P =7, то Qd = 0. Для кривой предложения: если P =3, то Qs = 1; если P =6, то Qs = 7. Постройте графики и убедитесь, что они пересекутся в точке, где P = 4, Qd = Qs = 3. Обратите внимание на то, что с точки зрения математики графики, описываемые этими функциями, могут располагаться и в плоскости с отрицательными числами. Однако с точки зрения экономики кривые спроса и предложения могут располагаться только в области положительных значений, так как ни цена, ни количество не могут быть отрицательной величиной.
Найти равновесную цену и равновесное количество можно, приравняв функции Qd и Qs: 7 – P = -5 + 2 P, откуда P = 4, Qd = Qs = 3.
|
|
В ходе развития рынка осуществляется процесс взаимного приспособления продавцов и покупателей. Важную роль при этом играют цены, которые способствуют быстрому обмену необходимой информацией. Они делают условия обмена простыми, ясными и стандартизированными для всех участников рыночной экономики (см. рис. 2-8). Точка равновесия обозначается Е (от латинского Eguilibrium).
Рис. 2-8. Цена равновесия и отклонения от нее
В точке равновесия
РE = РS = РD
где РE — равновесная цена;
РS — цена предложения;
РD — цена спроса.
Это означает, что
QE = QS = QD
где QE— равновесный объем;
QS — объем предложения;
QD — объем спроса.
Равновесная цена (equilibrium price) — цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил. Образование равновесной цены — процесс, требующий определенного количества времени. В условиях совершенной конкуренции происходит быстрое взаимное приспособление цен спроса и цен предложения, объема спроса и объема предложения. В результате установления равновесия выигрывают и потребители, и производители. Поскольку цена равновесия обычно ниже максимально предлагаемой потребителями цены, величину излишка (выигрыша) потребителя (consumers surplus) графически можно изобразить через площадь РmaxЕРE (см. рис. 2-9). В свою очередь, равновесная цена обычно выше минимальной цены, которую могли бы предложить наиболее передовые фирмы.
Рис. 2-9. Излишек потребителя, издержки и излишек производителя
Если Е — точка равновесия, то цена, по которой продаются и покупаются товары, равна РE, а объем проданного товара равен QE (см. рис. 2-9). Следовательно, совокупная (общая) выручка (total revenue) равна TR = PE x QE. Совокупные издержки (затраты) производителей равны площади фигуры 0PminEQE
|
|
Разница между общей выручкой РE x QE (площадью прямоугольника 0PEEQE) и совокупными издержками (площадь 0PminEQE) и составляет излишек (выигрыш) производителя (площадь PEEPmin).